Светлана Левадная
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Россия Родина — большая и Малая Родина — Балашиха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать интерес к истории своей страны.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Россия Родина — большая и Малая Родина — Балашиха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: Уточнять и расширять знания и представления детей о государственных символах России (Флаг, Герб, Гимн, Президент). Дать представление о понятии город, его устройстве, государственной символике. Рассказать о значении государственных символах города Балашиха. Закрепить знания детей о достопримечательностях города, познакомить с его историей. Раскрыть понятие: Большая Родина - Малая Родина.
Развивающие задачи: Развивать познавательные способности: наблюдательность, связную речь, активизировать словарь детей. Развивать творческие конструктивные умения детей, через продуктивную деятельность, развивать фантазию. Развивать умения конструировать поделки по образцу и самостоятельно из полосок цветной бумаги.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство любви к родному краю. Воспитывать уважение к истории родного города. Воспитывать гордость к своей Родине.
Словарная коррекционная работа:
Обогащать словарный запас детей словами: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, Государство.
Познакомить с понятием родственные слова: Родина, родители, родственники, родословная, народ, родник.
Расширять словарь детей словами прилагательными
Методы и приё мы: беседа, художественное слово, игровые упражнения, наглядность, показ презентаций.
Материалы к занятию
Картинки государственные символы России : герб, флаг, гимн географическая карта России, карта Народы России.
Флаг и герб города Балашиха, фото руководителей г. Балашиха Карта - план г. Балашиха
Презентация «Малая Родина Балашиха» (достопримечательности Балашихи)
Фонограмма песни Гимн города «Я с тобой навсегда Балашиха»
Для конструирования из бумаги : Полоски цветной бумаги, клей, салфетки, образцы постройки детской площадки: лесенки, лабиринты, качели.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Как прекрасен мир вокруг
Руки к солнцу протяните
Лучики к груди прижмите,
С этим лучиком в груди,
Веселей на мир гляди.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Педагог показывает маленький флаг РОССИИ и спрашивает детей
- Что у меня в руке. Дети: Это Флаг России.
Давайте сегодня поговорим о России подробнее. Ведь Россия- это наша Родина.
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем. В. Степанов
Педагог: - Поговорим о России. Узнаем, как устроена наша страна. И еще поговорим, о нашем родном городе. Поговорим, почему так говорят:
«Большая Родина и Малая Родина».
2. ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ
Педагог: - Мы знаем, что наша страна называется Россия. А как по- другому можно назвать слово страна вы знаете? Страна, Государство, Отечество, Отчизна, Родной край, Родина. Какое замечательное слово РОДИНА. Это место, где мы родились, где мы будем расти, учиться, затем трудится, воспитывать детей, вообще жить.
Педагог: - У Слова Родина есть родственные слова, которые вы хорошо знаете.
1. У вас есть папа и мама, как их можно назвать по-другому? Дети: Родители.
2. У ваших родителей есть братья и сестры, как можно сказать по – другому: Дети: Родственники.
3. В семье у каждого человека есть люди старшего поколения, среднего поколения, младшие дети, семья имеет свою Родословную историю. Еще одно слово относится к слову Родина - Родословная.
4. Слово много людей можно заменить другим слово каким? Дети: Народ.
5. Все реки получаются из маленьких родников, которые рождает земля. Слово Родник родственное слово к слову Родина
6. Иногда у нас на теле есть маленькие отметены, пятнышки про которые знает ваша мама. Такие пятнышки называются Родинками.
Педагог: Давайте поговорим, как же устроена наша страна, я познакомлю вас, что в ней является главным.
( Выставляется первая картинка: (Флаг, герб, Гимн, Президент)
1 Часть – ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ, то чем отличается наше государство от других. Педагог: - Чтобы управлять нашей страной Россией нам нужен руководитель? Как он называется? Дети: Президент. Путин В. В.
Педагог: - Чтобы наша страна отличалась от других стран, нам нужны особые отличия и первым символом является Флаг России. Когда и где мы с вами можем увидеть российские флаги?
Дети: На государственных праздниках страны, на зданиях, когда приветствуют наших людей приезжающих на международные мероприятия, на соревнования, на конкурсы
Какого он цвета? Дети: Белый – Синий - Красный.
Мы с вами знаем стихотворение про наш флаг, три цвета российского флага символизируют, то чем гордится наша страна, что больше всего ценит.
Дети читают стихотворение (хором) «РОССИЙСКИЙ ФЛАГ»
Флаг у нас прекрасный
Белый, синий, красный.
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага
Вот цвета родного флага!
Второй государственный символ – это Герб России? Что изображено на гербе? Дети: Двуглавый орёл.
- Зачем нужен герб любой стране?
Дети: На государственных документах ставятся печати, на которых изображен герб. Герб изображён на деньгах? Также герб изображён на флаге России.
Государственным символом является Гимн. Гимн это торжественная песня, которая звучит также для представления Страны. Когда вы слышали Гимн России?
Дети: Недавно мы в саду отмечали праздник День Защитника Отечества, у нас в саду был праздник «Смотр военной песни», там звучал Гимн России.
Еще государственным символом является главный город любой страны, как называется наш главный город России, еще по другому город называется столицей. Дети – Город Москва. Москва - Столица России.
В Москве работают руководители страны, во главе с президентом, они принимают важные законы для устройства государства, принимают решения, управляют страной.
(Выставляется вторая картинка - географическая карта России)
2 Часть нашей России – ТЕРРИТОРИЯ
Педагог: - Наша Россия имеет самую большую территорию, это самое большое государство в мире. Посмотрите на карту. На карте много зелёного цвета – это леса России, если мы видим на карте коричневые места - Это горные территории, В России много больших и длинных и полноводных рек, вдоль которых расположены большие города и маленькие посёлки.
Природные богатства России очень, большие, их надо беречь, охранять и разумно использовать. Давайте проведём игру «Что есть в России?»
СЛОВЕСНАЯ МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ В РОССИИ НАЗЫВАЙ»
Цель: Учить детей классифицировать и называть слова по видовым понятиям
Дети: Мяч по кругу передай Ритмично хлопают в ладоши
И растения леса называй.
Деревья, грибы, лесные ягоды, кусты, цветы, травы Дети называют
один объект и передают мяч по кругу
Мяч по кругу передай
И диких животных называй…
Медведь, белый медведь, олень, лось, заяц, лиса, волк, тигр
Мяч по кругу передай
И домашних животных называй:
Корова, лошадь, овца, коза, свинья, собака…
Мяч по кругу передай
И птиц России называй :
Журавль, аист, ворона, голубь, скворец, дрозд….
Мяч по кругу передай
И овощные растения называй:
Капуста, горох, картошка, морковь, свёкла
Мяч по кругу передай
И злаковые растения называй:
Рожь, пшеница, овёс, ячмень, просо, рис, гречка…
Богата страна Россия и полезными ископаемыми: нефть, газ, известняк, гранит, мрамор, железная руда, лес и другие ископаемые. Человек берёт из земли и использует для своих целей, для своей жизнедеятельности, для производства нужных вещей человеку, для строительства.
(Выставляется картинка - Народы России)
3 Часть нашей страны это – НАРОД
Педагог: - Очень много разных народов и национальностей живет в России. У разных национальностей есть разные языки, свои традиции, национальная кухня, национальные костюмы. Народы разные, но все они трудятся и дружны. На работе мы можем встретить людей разной национальности, но все трудятся на благо своей стране, делают общие дела. Помогает нашему многонациональному народу жить сообща дружба людей.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДРУЖБА»
Дружат в нашей группе Сжать обе руки в «замок»
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим Сжимать в кулак и разжимать пальцы на обеих руках
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять. Соединять одноименные пальцы между собой
Начинаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять Сжимать в кулак и разжимать пальцы
на обеих руках
Вот и кончили считать. Сжать обе руки в «замок»
Педагог: - Вот так устроена наша большая страна наша Родина – РОССИЯ.
Она состоит из трёх частей Государственное управление, Территория и Народ. Все части между собой связаны и взаимодействуют.
Дети садятся на стулья вокруг столов, лицом к доске.
Россия является общей Родиной для всех людей россиян, а я вам сегодня расскажу о Малой Родине. Что мы в своей стране называем Малой Родиной.
- Город, в котором человек родился и проводит своё детство, называется Малой Родиной. - Скажите, как называется город, в котором мы с вами живём? Дети: - Балашиха.
Педагог: - Да город Балашиха – это один из многочисленных городов России, он находится недалеко от Москвы, поэтому называется подмосковным городом
Педагог: - Давайте познакомимся, как устроено управление нашего Города Балашиха. Я вам немного расскажу о том, как устроен наш город Балашиха. Очень много схожего с тем, как устроена наша Россия
1. Выставляется картинка Государственные символы
г. Балашиха – Флаг и Герб
Педагог: Город Балашиха имеет свои государственные символы :Флаг города и Герб Города Балашиха. Давайте подробнее рассмотрим флаг и герб города Балашиха. Я вам расскажу о том, что обозначают символы нашего герба и флага.
Флаг и состоит из четырёх прямоугольников красного и синего цвета
Солнце -это символ силы, любви и чистоты
Ветка дерева - что город имеет много зелени, лесов,
Шестерёнка – это символ труда, в городе много предприятий, заводов, где трудятся люди,
Циркуль - инструмент, в городе есть научные предприятия, работают ученые
Дуга с колокольчиком – это символ того, что через наш город проходит старинный путь - дорога на восток нашей страны. Через нашу дорогу в Москву везут много товаров, проезжает много людей.
- Дети, где вы видели государственные символы Балашихи?
Дети: - В детском саду у центрального входа, на здании сада висят флаги. Возле школ.
2. Выставляется картинка карта - план Балашихи
Педагог: - Город Балашиха большой, в нем много есть разных улиц, домов, учреждений, поэтому нужно знать, где нужно строить новые дома, где нужно ремонтировать дороги, где-то нужно построить новую детскую площадку, а где-то нужно посадить деревья, кусты, посадить цветы, построить новое предприятие, провести какой- то важный праздник для людей.
3. Выставляется картинка руководители Г. Балашиха и Московской области. Руководители города Мэр Юров С. Г. и Губернатор Воробьёв А. Ю.
Педагог: -Городом управляет и отвечает глава города Мэр Юров Сергей Геннадьевич. Он подписывает указы, распоряжения, приказы, о том, что нужно сделать в городе для людей, что нужно построить, какие праздники или соревнования провести…Всё он это делает вместе с губернатором Московской области Воробьёвым Андреем Юрьевичем. Иногда они вместе принимают решения.
Педагог: - А сейчас, я вас хочу познакомить с некоторыми достопримечательностями города Балашихи. И хотя вы ещё маленькие и не везде побывали в нашем городе, но кое- что вы уже про наш город Балашиху знаете.
ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ «МАЛАЯ РОДИНА - БАЛАШИХА»
Дети смотрят презентацию и комментируют своими высказываниями.
Педагог: - Я сейчас спрошу, где вы живёте, назовите свой адрес!
Пальчиковая гимнастика «НАЗОВИ ДОМАШНИЙ АДРЕС»
Дети называют свой домашний адрес.
Называют страну Загибают большой палец.
Называют город, Загибают указательный палец
Называют название улицы Загибают средний палец,
Называют номер дома Загибают безымянный палец
Называют номер квартиры Загибают мизинец.
Педагог: - А сейчас мы с вами проведём
СЛОВЕСНУЮ ИГРУ «МОЙ ГОРОД» (Один, одна, много)
Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает про объекты города, а ребенок должен вернуть мяч и ответить предложением. Формировать лексико- грамматический строй речи
Педагог: - В Балашихе один Жилой дом?.
Ребенок: - В Балашихе много жилых домов.
- В Балашихе один детский сад?.
- В Балашихе один магазин?.
- В Балашихе одна улица?.
- В Балашихе одна школа, где учатся дети?.
-В Балашихе одна игровая детская площадка?.
- В Балашихе один ледовый дворец?.
- В Балашихе одна красивая клумба с цветами?.
- В Балашихе растёт одно высокое дерево….
- В Балашихе живут люди одной национальности?.
Педагог: - город Балашиха молодой, давайте подберём ещё слова, которыми можно рассказать о нашем городе.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «НАШ ГОРОД - ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»
Цель: обогащение словаря детей словами прилагательными
Дети стоят по кругу, передают мяч и называют слова – признаки.
Яркий, солнечный, красивый, современный, замечательный, шумный, многолюдный, любимый, чистый, красивый, цветущий, зелёный, гостеприимный, многонациональный, а главное он РОДНОЙ.
Педагог: Послушайте Слово РОДНОЙ очень схоже со словом РОДИНА
Существуют такие выражения МАЛАЯ РОДИНА - т. е. место, где человек родился и где проводит своё детство называется МАЛОЙ РОДИНОЙ.
Я вот страну нашу огромную РОССИЮ принято называть БОЛЬШОЙ РОДИНОЙ
Педагог: - Разные люди нужны городу, ведь народ, который живёт в городе,
развивает его. И город хорошеет, потому что в нём живут люди, которые заботятся и улучшают свой город: стоят новые дома, дороги, ремонтируют старое, сажают деревья, украшают город посаженными цветами, очищают от грязи, подметают улицы, проводят общие праздники…
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО»
(Скажи наоборот)
Цель: Учить детей подбирать и использовать в речи слова антонимы
В городе Балашиха живет много людей
Мужчины и … Дети: женщины,
Девочки и …. Дети: мальчики,
Взрослые и…. Дети: дети,
Старые, пожилые жители и …. Дети: и молодые,
Здоровые и…. Дети: больные и даже инвалиды.
А теперь, я хочу у вас спросить, как называются жители города Балашиха? Дети: Балашихинцы!
Педагог: - А ещё я вам сегодня хочу предложить построить новую детскую игровую площадку для нашего детей города Балашиха. Ведь, чем больше в нашем городе будет детей, тем лучше в дальнейшем будет развиваться город, у меня есть некоторые эскизы с игровыми постройками, я предлагаю вам всем вместе, по вашему выбору построить их. Можно работать самостоятельно, можно работать в парах. Пожалуйста, выберите для себя нужные материалы и приступайте к работе.
Перед началом сделаем работы проведём пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «ЛЮБЛЮ ПО БАЛАШИХЕ Я ШАГАТЬ» Люблю по Балашихе я шагать, Шагают по кругу
Люблю смотреть, Изобразить «бинокль»
Люблю считать. Шевелят пальчиками
Площадь Славы – это раз, Загибают пальчики по – одному,
начиная с большого
А Речка Пехорка – это два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – «Балашиха - Арена»-
Ледовый дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – я в «Физику» хожу,
Там со спортом я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – это магазины,
У них яркие витрины.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город Поочередно переставляем кулачки
Он, красив, и очень молод! Хлопки
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКУЮ ПОДЕЛКУ «ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА» КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (за столами в подгруппах по 4-5 человек)
Звучит Фонограмма ПЕСНИ «БАЛАШИХА»
Музыка Владимир Евзеров Слова Виктора Карпушина.
3 ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Педагог: - Мы сегодня поговорили о нашей стране Россия, поговорили о государственных символах России. Сегодня мы говорили и Родном городе Балашиха.
Вопросы:
1. Что мы с вами называем словом Родина?
2. Что мы называем словом большая Родина?
3. Что мы называем словом Малая Родина?
4. Что вы нового узнали о своем городе Балашиха?
5. Какие родственные слова мы знаем подходят к слову Родина?
Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Чтобы вы хотели еще узнать о своем родном городе?