Ерахтина Анна
Конспект комплексного занятия «Сказка — душа русского народа»
Конспект
комплексного занятия
Тема: «Сказка - душа русского народа»
Программное содержание:
Учить детей любить и понимать русские народные сказки, передавать свое отношение к содержанию сказок и поступкам героев. Учить выразительно читать потешки, полно отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к истокам русской народной культуры и быту русского народа используя русский народный фольклор : сказки, потешки, пословицы, поговорки. Обогащать словарь детей, активизировать речь; развивать мелкую моторику, творческие способности детей. Методические приемы: вводная беседа, словесная игра, использование художественного слова: чтение пословиц, потешек, загадок, драматизация сказки, русская народная игра, рассматривание предметов быта.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Сказка — душа русского народа“» размещена в разделах
Словарная работа:
Караул, колода, девкин лен, жихарка.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; разучивание русских народных потешек, игр, драматизация, изготовление бусинок, оформление альбомов, подбор иллюстраций, книг о предметах русского
народного быта, проведение экскурсий, развлечений в музее «Деревенская изба».
Материал:
Русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.
Ход занятия:
Дети под мелодию русской народной песни входят в музей.
Воспитатель: Дети, мы с вами опять собрались в музее, в русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и в игры играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но и про дело не забывать, что-то новое узнать, вспомнить то,-что уже знаем, как говориться в русской народной пословице : «Делу время, а потехе час».
Кто - то чихает на печке.
Воспитатель: Ой? Кто это там у нас?
А! Это Кузя - домовенок на печке греется.
Кузя выглядывает.
Дети кричат: Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки.
Дети: Что принес?
Кузя: Оладушки.
Дети: Где же они?
Кузя: Под лавкой.
Дети: Экий, Кузя, ты чудак!
Кузя: А вы, детки, как?
Дети: А мы оладушки на стол положили, да съели бы.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю (прячется)
Дети: Кузя!
Кузя: Аюшки (выглядывает)
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принес?
Кузя: Сапожки,
Дети: Где они?
Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.
Дети смеются.
Воспитатель: Экий Кузя, ты неловкий, да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму - разуму у детей. А мы, ребята, сегодня будем говорить о русских народных сказках.
Не зря люди говорят: «Сказка - душа русского народа» А я расскажу вам присказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караул, видел, что один солдат - то вроде спит.
Спишь? - спрашивает царь.
Никак нет - отвечает солдат. >.
А что же ты делаешь?
Звезды считаю.
Ну и много насчитал?
Много, тьма - тьмой, да я и не успел сосчитать, вы помешали.
Вот как выкрутился солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?
Дети: Нет! Их видимо - невидимо.
Воспитатель: А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Но мы сегодня вспомним уже знакомые нам сказки, которые мы читали в этой избе, вспомним героев этих сказок.
А сейчас Илья прочтет нам присказку :
«Из - за леса, из - за гор.
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
Воспитатель: А вот и загадка про героя первой сказки :
«Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета.
Для зимы - другого цвета».
Дети: Зайчик.
Воспитатель (доставая шапочку зайца) : А эта шапочка достанется тому, кто вспомнит потешку про зайчика.
Ребенок: Зайчишка - трусишка По полю бегал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Морковку жует.
Ой! Кто - то идет.
Воспитатель: Дети, у какой сказки этот зайчик? Дети: Из сказки «Заяц - хваста»
Воспитатель: Правильно (обращаясь к ребенку в шапочке зайца) - как ты думаешь, твой зайчишка храбрый или трусливый?
К детям: Почему сказка называется «Заяц - хваста».
Воспитатель: Тот человек, который болтает о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится.
И русские люди придумали пословицы и поговорки о трусости и храбрости.
Какие?
Дети: «У страха глаза велики»
«Страх силу отнимает»
«У страха глаза, что плошки, а не видят ни
крошки»
Воспитатель: К героям какой сказки подходят
эти пословицы?
Дети; iv героям сказки «Бабушка, внучка да курочка»
Воспитатель: Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? А кто это был на самом деле?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а какой предмет из этой избы, которым раньше пользовались, да и сейчас пользуются русские люди, есть в этой сказке.
Послушайте загадку
«Ни свет, ни заря Пошел согнувшись со двора.» Воспитатель: Дети вы были внимательны, хорошо и быстро узнали героев сказки. А теперь мы немного поиграем на полянке.
Физминутка.
Воспитатель: Дети представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть. Но день пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем. На полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке спортивным шагом:
«Солнышко - ведерышко,
Выгляни - высвети,
Любят тебя детки,
Детки малолетки».
Воспитатель: Но солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку.
Дети перекладывают веревку через голову и идут против часовой стрелки:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Дам тебе меду Целую колоду»
Воспитатель: Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и по лугам. Дети, держась за веревку бегут по кругу.
Воспитатель: Солнышко припекает, стало жарко. Давайте покличем дождик.
Дети кладут веревку в одну линию и становятся вдоль нее. Выполняя наклоны с хлопками говорят:
«Дождик лей, дождик лей,
На меня и на людей,
На девкин лен,
Поливай ведром»
Воспитатель: А вот и радуга появилась Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед, назад приговаривают:
«Радуга - семицветка Принеси ты радость деткам Они будут по лужам скакать Песни звонкие распевать»
Воспитатель: Вот мы пели и плясали
Ножки прыгать так устали Мы немножко отдохнем Снова в избу к нам пойдем» Воспитатель: А нас тут ждет сундучок.
А что в нем, мы сейчас посмотрим.
А пригласим для этого сюда лисичку (на девочку одевается шапочка лисички)
Девочка лисичка поочередно достает из сундучка предметы, дети называют их: (хвост, лапоточки, кувшин, рыба)
Воспитатель: Из какой сказки эти предметы? Дети: Из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Воспитатель: Дети, а сейчас обратите внимание на этот предмет. Что это такое?
Дети: Прялка.
Воспитатель: Для чего нужна была прялка? Дети: Чтобы с ее помощью прясть из шерсти нить, а затем вязать шерстяные вещи: варежки, носки. Кофты.
Воспитатель: В какой сказке девочка управлялась с прялкой, и все у нее получалось ладно и красиво.
Дети: Рукодельница из сказки «Морозко» Воспитатель: А кто в этой сказке заметил, что девочка эта очень трудолюбивая и оценил ее труд.
Дети: Морозко
Воспитатель: А кто знает загадку про мороза. Ребенок: Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Воспитатель: Девочка из сказки «Морозко» умелица и рукодельница, все у нее ловко и красиво получается, и убираться, и готовить, и платье шить и украшения делать. Вот и мы сегодня с вами сделаем украшение для девочек - бусы из соломинок и бусинок, которые мы сделали из теста на прошлом занятии. Такие бусы красивые носили раньше русские, женщины, украшая свой костюм.
Дети делают бусы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые у вас получились бусы, девочки завтра оденут их на развлечение.
Дети, а сейчас послушайте загадку:
«Мать толста, дочь красна, сын - сокол, под небеса улетел».
Дети: Печка, огонь, дым.
Воспитатель: Дети, а кто знает загадку об этой посуде (ложки с блюдцем)
Ребенок: «Все голубки возле одной прорубки» Воспитатель: Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке эти все вещи есть?
Дети: В сказке «Жихарка».
Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает слово - жихарка?
Дети: Удалец.
Воспитатель: Да, удалой, ловкий, да смелый. Давайте вспомним пословицы о храбрости. Дети: Храбрый побеждает, трус погибает. Смелость города берет.
Кто храбр - тот жив, кто смел, тот цел. Воспитатель: А как ловко он избавился от лисы.
Инсценировка-драматизация отрывка из
сказки.
Воспитатель: Избавился жихарка от лисы, а сам довольный и счастливый домой вернулся, поджидать петуха и кота. Да еще и обед для них приготовил - картошки полный чугунок. Да приговаривает:
Жихарка: печка - барыня
Не сварила нам кашу крутую,
А сварила картошку рассыпчатую. „ Да вот чугунок в печке очень горячий, чем же его жихарке достать. Давайте вспомним загадку. Дети: Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдает,
Сам в угол идет.
{Ухват)
Воспитатель: Угости, жихарка, и детей и гостей своей картошкой рассыпчатой.