Елена Алдашова
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками.
Задачи
Учить детей делать выводы и обосновывать свои ответы, отгадывать загадки.
Развивать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки о труде, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, лапти, прялка, веретено, половики, посуда, скатерть.
Воспитывать интерес к народному быту.
Способы:
Методы и приёмы:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим „Культура и быт русского народа в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Художественное слово, загадывание загадок, беседа, показ, народное устное творчество, поощрение, сюрпризный момент.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Дети подготовительной группы вспоминают поговорки о труде, называют художественные промыслы.
Дети старшей группы называют предметы быта и знакомые художественные промыслы.
Индивидуальная работа:
Повторить название предметов быта с детьми старшей группы: Мишей, Димой.
Повторить пословицы о труде с Данной, Настей.
Предварительная работа:
Предыдущие занятия в мини-музее, чтение художественной литературы – устное народное творчество, знакомство с народными промыслами, предыдущие занятия по ознакомлению с окружающим, рассматривание иллюстраций, предметов быта.
Средства:
Мини-музей «Русская изба», предметы быта, художественные промыслы, пироги, иллюстрации с орудиями труда.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. Куприна Л. С. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
3. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России».
4. Панова В. «И оживают вещи».
Ход занятия:
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому.
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытиём,
И здоровьицем!
- Будем сегодня друг друга потешать, загадки загадывать, поговорки вспоминать.
- Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют.
- Почему Русь называют деревянной? (Дома из дерева сделаны. Резьба на окнах деревянная. Мебель деревянная).
Молодцы все правильно говорите.
Давным-давно на Руси строили жилища из брёвен. Такие дома называются «Избами». Всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Найдите и назовите предметы быта, сделанные из дерева. (Лавки, прялка, веретено, стол, ложки, туеса, лесенка на печку).
На Руси было всегда много умельцев, посмотрите какие изделия мастерили из дерева.
Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.
У всех было много дел по дому, во дворе и в поле. Подскажите, какие помощники были у людей в старину, отгадайте загадки:
1.
2.
3.
4.
Было время и отдохнуть.
В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки, работали: пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера называли посиделками. Осмотрите избу и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.
(скатерть, рушники, дорожки, вышитые подушки и др).
Молодцы. А теперь петь и плясать пора.
Станем братцы, все рядком,
Да частушки пропоём.
Мы забыли вспомнить про старую бабушку. Вся белая-белая.
На улице лето – на неё и внимания не обращают.
А зима придёт, так и липнут к ней.
Что за бабушка такая?
- Ой, ты, печь, сударыня,
Помоги нам, барыня.
Ты свари, испеки.
Обогрей, освети.
Полечи и спаси.
В дом богатство принеси.
Чем занимались люди на Руси? (Работали в поле, во дворе – весной, летом и осенью.
Зимой отдыхали – устраивали посиделки, где пели, плясали и трудились в доме).