Людмила Васильченко
Конспект комплексного занятия «Семейное дерево» в рамках недели «Вот мой дом, мы в нём живём» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 3
Семейное дерево
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, о родственных связях внутри семьи.
Задачи:
• Познакомить с согласными звуками [л], [л’] и буквами Л л;
• отрабатывать навык плавного слогового чтения; соблюдать правильную интонацию при чтении;
• развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Семейное дерево“ в рамках недели „Вот мой дом, мы в нём живём“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Генеалогическое древо. Конспекты
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• Закреплять умение рисовать и вырезать дерево.
• Упражнять в прыжках через короткую скакалку, передаче мяча друг другу, ползание в прямом направлении на четвереньках, подталкивая мяч головой.
• Воспитывать желание заботиться о близких людях.
• Развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: наборное полотно, домики для букв, карточки с буквами (И, К, Н, А, С, О, У, Ы, Т) и слогами (ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛИ, карточки с ребусами, тетради в клетку; картинки с изображением членов семьи, отпечаток дерева, портреты-миниатюры мамы, папы, сестры, брата, бабушек, дедушек, фото детей, альбомный лист, ножницы, клей, кисти, салфетки; мячи, скакалки, кубики.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами попробуем сделать семейное дерево.
- Как вы думаете, что такое семейное дерево? (Ответы детей)
Семейное дерево – это родословная семьи. Как мы уже знаем, раньше семьи были очень большими и люди, чтобы не забыть никого из родственников стали составлять перепись семьи. Семью они сравнивали с деревом. Чем выше дерево, тем крепче у него корни. Вместо листьев они записывали имена всех родственников.
Для начала нам нужно вырезать наше дерево и приклеить его на картонный лист.
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Мы с вами писать ещё не умеем, и поэтому будем приклеивать маленькие рисунки – миниатюры к веткам дерева. Первый портрет – это вы. (фото детей) Приклеиваем его на ствол дерева.
- А где же их взять остальные миниатюры? (Ответы детей)
Конечно, можно самим нарисовать. Но я предлагаю отправиться в гости к членам семьи Ивановых. Правда нам придется немного подумать над теми заданиями, которые придумали для вас каждый член этой семьи. Итак, отправляемся в путь.
Игровое упражнение «Скакалка»
Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед.
Воспитатель: Вот мы и добрались.
- К кому как вы думаете? (папе)
Показ картинки с изображением папы.
А вот и задания, которые он нам приготовил.
На наборном полотне помещены буквы И, К, Н, А, С, О, нижняя часть которых прикрыта бумажными лентами. Если ребёнок узнаёт букву, лента снимается.
- Каких букв не хватает из тех, что мы изучили? (У, Ы, Т)
- Дайте характеристику этим буквам. (У, Ы – гласные, живут в красном домике на верхнем этаже, обозначают твёрдость предшествующих согласных; Т – буква, которая обозначает согласные глухие звуки [т],[т’], живёт в синем домике на нижнем этаже)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием вот вам от папы портреты миниатюры пап. (Заранее приготовленные рисунки с изображением мужчины папы)
Отправляемся дальше. Игровое упражнение «Мяч вперёд»
Ползание в прямом направлении на четвереньках, подталкивая
мяч головой (вес мяча не более 1 кг).
Воспитатель: Вот мы и добрались.
- К кому как вы думаете? (маме)
Показ картинки с изображением мамы.
А вот и задания, которые она нам приготовила.
Из букв, которые мы с вами выучили, нужно составить слова.
Дети составляют слова на наборном полотне.
КИНО ОКНО КОНИ СОК и т. д.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием вот вам от мамы портреты миниатюры мам. (Заранее приготовленные рисунки с изображением женщины мамы)
Воспитатель: Отправляемся дальше. Игровое упражнение «Передай мяч» (эстафета)
Передача мяча в шеренгах (2 шеренги; дети стоят на расстоянии одного шага друг от друга и передают вдоль шеренги мяч с поворотом к партнеру).
Воспитатель: Вот мы и добрались.
- К кому как вы думаете? (бабушке)
- А сколько у человека бабушек? (Две. Папина мама и мамина мама)
Показ картинки с изображением бабушек.
Вот и у Ивановых две бабушки. Одну зовут Лариса.
Давайте произнесём имя ЛАРИСА.
- Сколько слогов в этом слове? (Три.)
- Почему? (В слове три гласных звуков)
- Какие? ([а],[и],[а])
- Произнесите первый слог? (ЛА)
- Сколько в нём звуков? (два)
- Какой первый звук вы слышите? ([л])
- Кончик языка прижимается к верхним зубам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [л].
- Гласный или согласный звук [л]? (Согласный)
- Звонкий или глухой? (Звонкий, при произношении участвует шум и голос)
Давайте ещё раз произнесём слог ЛА.
- Твёрдый или мягкий согласный звук (Твёрдый)
Вторую бабушку у Ивановых зовут Лида.
- Произнесите первый слог в слове ЛИДА. (ЛИ)
- Сколько в нём звуков? (два)
- Назовите гласный звук. ([и])
- Какой согласный звук - твёрдый или мягкий? (Мягкий)
- Что указывает на мягкость согласного? (Буква И)
- Сравните звуки [л],[л’]. Чем они похожи? (Оба звука согласные, звонкие)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием вот вам от бабушек портреты миниатюры бабушек. (Заранее приготовленные рисунки с изображением женщин бабушек)
Воспитатель: Отправляемся дальше. Игровое упражнение «Будь ловким». Прыжки на двух ногах между предметами (кубики, набивные мячи).
Воспитатель:Вот мы и добрались.
- К кому как вы думаете? (к дедушкам)
- А сколько у человека дедушек? (Двое. Папин папа и мамин папа)
Показ картинки с изображением дедушек.
Вот и у Ивановых два дедушки.
Показ картинки с изображением дедушек.
А вот и задания, которые они нам приготовили.
Работа в тетрадях. Печатаем букву Л.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием вот вам от дедушек портреты миниатюры дедушек. (Заранее приготовленные рисунки с изображением мужчин дедушек)
Воспитатель: Отправляемся дальше. Игровое упражнение «Прыгуны»
Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5—6 раз подряд).
Воспитатель: Вот мы и добрались.
- К кому как вы думаете? (к сестре и брату)
А вот и задания, которые они нам приготовили.
Игра «Курочка с цыплятами»
Я буду читать вам стихотворение, а вы договариваете слоги – слияния.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – малые ребятки.
- Цып – цып – цып!Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети… (ЛА)
Прибежал задорный О, прочитали дети… (ЛО)
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ЛУ)
Прибежал зазнайка И, прочитали дети… (ЛИ)
Прибежал могучий Ы, прочитали дети… (ЛЫ)
Игра «Разгадай ребусы»
- Какие слова здесь зашифрованы?
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием вот вам от детей портреты миниатюры сестры и брата. (Заранее приготовленные рисунки с изображением детей)
Воспитатель: Мы с вами собрали все портреты, теперь нам нужно приклеить их на свои места.
Дети под руководством воспитателя приклеивают портреты миниатюры на семейное дерево.
Итог Мы сегодня с вами славно потрудились. Много чего узнали.
- Что нового вы узнали?
- Что особенно вам понравилось?
Вы можете ваши семейные деревья взять домой и вместо рисунков приклеить маленькие фотографии.
Пусть в ваших семьях царит доброта и уют.