Людмила Михеева
Конспект комплексного занятия с приоритетом речевого развития в подготовительной группе «Приключения в стране Жидкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение читать слова с изученными буквами; активизировать и обогащать словарь детей.
Программные задачи:
- устанавливать связи между средой обитания и внешним видом и образом жизни животных;
- продолжать знакомить с природными объектами;
- формировать умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- упражнять в умении отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями;
- расширять представление детей об измерении объема жидкости;
- систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Публикация «Конспект комплексного занятия с приоритетом речевого развития в подготовительной группе „Приключения в стране Жидкости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: сосуд, ёмкость, фильтр, жидкость.
Материал и оборудование: карточки со словами (сом, сон, сын); картины с изображением животных; разные сосуды для воды (стакан, бутылка, банка); соль, сахар и яйцо для опыта с водой; вода в стакане, замутнённая глиной; фильтры (вата и бумажные салфетки) для очистки воды, влажные салфетки, карандаши, альбомные листы для рисования.
Предварительная работа:
- беседы о домашних животных разных климатических зон;
- чтение художественных произведений о животных;
- рассматривание иллюстраций о животных;
- отгадывание загадок;
- беседы о воде, о водоёмах, о значении воды для жизни на земле;
- беседа о природных явлениях (смерч, ураган, торнадо, цунами);
Ход занятия:
В группе в разных местах расположены картины с изображением домашних животных. Воспитатель просит детей рассмотреть картины, и рассказать, кто на них изображен. Дети отвечают.
Воспитатель: Что вы можете рассказать об этих животных? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята вы много знаете об этих животных, но пришли они к нам неспроста: у них случилась беда, они просят нас о помощи. Над их страной пронесся злой волшебник Смерч. Он унес всю воду, засыпал все колодцы и родники. Животные изнывают от жары и жажды и даже могут погибнуть. А воду они могут получить только в Стране Жидкости.
- Как вы думаете, кто живет в этой стране?
- Какие жидкости вы знаете?
- Какие из них бывают в природе?
- А каких в природе нет, но можно получить? (ответы детей)
Воспитатель: Дойти до Страны Жидкости трудно, нужно преодолеть много препятствий.
Первое. Грамматическая игра «Что изменилось в слове?». Цель: закрепление изученных букв, развитие грамматической зоркости
Прочитать на карточках слова: СОМ СОК СОН СЫН
Второе: Грамматическая игра «Цепочка» Цель: закрепление изученных букв, закрепление навыка чтения по слогам.
Прочитать слоговую цепочку: РУ – КА – ША – РЫ
Третье: Надо загадать загадки о животных. Цель: закреплять умение составлять загадки, продолжать развивать детскую речевую активность, использовать в описании яркие, образные сравнения.
Четвертое: дидактическая игра: «Скажи по- разному». Цель: формировать умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Надо произнести с различной интонацией фразу «Посмотри на меня» :
- ласково, мягко попроси;
- резко, прикажи;
- спроси;
- обрадуйся.
На столе стоят пустая банка и сосуды с водой: стакан, бутылка, литровая банка, стеклянный графин, банка из-под майонеза. В каждой емкости налит один стакан воды. В одном сосуде вода мутная.
Воспитатель: А теперь самое трудное задание. Нам надо усмирить жару. Чего боится жара? Правильно – воду. Вот посмотрите, в этих сосудах вода. Как вы думаете, в какой ёмкости жидкости больше? Как это можно определить? (ответы детей) Воспитатель уточняет, дополняет ответы детей.
Воспитатель: Но волшебник Смерч перепутал соленую, сладкую и пресную воду. Вот мы сейчас опытным путем определим, где какая вода.
Воспитатель готовит растворы сильной концентрации соли и сахара, а третий остаётся с пресной водой.
Воспитатель: Какой водой быстрее утолить жажду? От какой воды пить захочется еще больше? Как же нам определить какую воду брать, не пробуя на вкус? (ответы детей) Воспитатель дополняет ответы детей, демонстрируя опыт: кладет сырое яйцо в соляной раствор – яйцо всплывает. В сладкую воду дети опускают пальцы – пальцы слипаются (вытирают пальцы влажными салфетками).
Воспитатель: Устали? Захотелось попить? Но попить не получится: Смерч загрязнил воду! Как же нам её очистить? (ответы детей)
Воспитатель демонстрирует очистку воды с помощью фильтра из бумажной салфетки. Наливает воду из банки с мутной водой в стакан через фильтр. Полученную воду предлагает сравнить с водой в других сосудах. Дети высказывают своё мнение. Воспитатель предлагает подумать, как еще можно очистить воду, т. к. не всегда под рукой бывает салфетка. Предлагает детям рассмотреть материал на подносе: вата, бинт. Воспитатель показывает, как сложить вату и бинт, и предлагает детям пропустить через них воду. Дает возможность детям прокомментировать своё наблюдение. Делается вывод: что воду можно чистить без специального фильтра.
Воспитатель: Вот, наконец, вода чистая. Мы добыли воду. Животные вволю напились, а нам пора возвращаться домой. Но что такое! На нашем пути горящий мост через реку. Это Смерч мешает нам! Как же перебраться! (ответы детей) Но самый лучший способ побороть злобного Смерча – это загнать его в снежную ловушку, чтобы он замерз в снегу и больше не делал своё злое дело. Давайте возьмем карандаши, альбомные листы и нарисуем снежные горки. Цель: развитие мелкой моторики, глазомера.
Воспитатель отмечает аккуратные, красивые изображения.