Ольга Функ
«Подвиг бойцов-атаевцев». Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Воспитание патриотических чувств гордости и уважения к защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны, нашим землякам, сохранение памяти о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. об истории 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии.
Сохранить память о подвиге 1-го эскадрона 294-го кавалерийского полка 112-ой добровольческой Башкирской кавалерийский дивизии и его командира лейтенанта Аннаклыча Атаева.
Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Темочки:
Закреплять умения детей в конструкторских навыках, работать по схеме.
Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.
Создать у детей настроение сопереживания прошедших событий
Воспитывать у детей понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне.
Материалы к занятию
Презентация, подготовленная семьей воспитанников.
Лист белой бумаги 20х20, ножницы, карандаши черного цвета на каждого ребенка.
Иллюстрации журавлей. Образец поделки-оригами «Журавлик».
Песня Яна Френкеля «Журавли»
Макет неба (голубой фон) для оформления коллективной работы «Журавлиный клин».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы «Нескончаемый рейд» А. Медведенко:
Клубится дым над дальним перекатом,
На нем фашистов полчища – стеной.
И сам комдив –
отважный Шаймуратов
Башкирии батыров вводит в бой.
Ребята, вы догадались о ком идет речь в этом четверостишье?
Как вы догадались? Молодцы, правильно. Давайте еще раз вспомним когда началась Великая Отечественная война? А помните, я вам прочла письмо от солдата? Вы узнали о каком событии шла речь? Как вы узнали? (дети должны ответить, что вместе с родителями нашли информацию в интернете). … (имя ребенка) вместе с родителями подготовил презентацию об этом героическом эскадроне и его командире лейтенанте А. Атаеве. Давайте мы с (имя ребенка) расскажем вам эту героическую историю об отважных воинах, а вы нам помогайте. (рассказ сопровождается презентацией).
Шла Великая Отечественная война. Наша 112-ая Башкирская кавалерийская Дивизия, вместе с другими советскими войсками сражались под городом Сталинград. Враги, отступая под напором наших войск, старались уничтожить всё: взорвали железнодорожный мост, повредили железнодорожные пути. Враги не хотели сдавать свои позиции. Но наши воины сражались не щадя своей жизни. В ночь на 19 января 112-й Башкирская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Шаймуратова атаковала противника с северо-восточной стороны села (станицы) Белая Калитва.
После упорного короткого боя противник отступил на правый берег Донца и укрепился на возвышенности 79,9. Оттуда немцы просматривали все подходы к плацдарму.
Командир дивизии Шаймуратов отдает приказ: захватить высоту 79,9! Выполнить приказ было поручено эскадрону лейтенанта Аннаклыча Атаева.
Лейтенант Атаев и 29 бойцов перешли по льду реку Донец и захватили укрепление врага – длинную бетонированную траншею с перекрытиями и амбразурами для ведения огня.
На рассвете, прикрываясь четырьмя бронемашинами и десятью танками, гитлеровцы пошли в атаку. От артиллерийского огня, который противник открыл по горстке наших бойцов, рушились укрепления. И один за другим гибли защитники высоты. Погибали, но не отступали ни на шаг.
В неравном бою атаевцы уничтожили более 300 фашистов и много военной техники. Бойцы отбили 7 контратак врага, продержались 2 суток – 21 и 22 января. Стояли насмерть, обеспечив переправу основных частей Красной Армии. За этот подвиг, который по праву сравнивают с подвигом панфиловцев, лейтенант Аннаклыч Атаев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а его боевые товарищи награждены Орденом Отечественной войны I степени.
Лишь один из атаевцев, Павел Григорьевич Халеев, считавшийся погибшим, оказался жив. Он помог восстановить подробности последнего боя. Он написал потом, что перед последней контратакой они по - братски обнялись и при этом каждый поклялся на своем родном языке умереть за Отчизну, но высоту врагу не отдавать. ". И не сдали.
А высоту 79,9 белокалитвинцы назвали Высотой Бессмертия. Сейчас Высота Атаева – место поклонения подвигу победителей в Великой Отечественной войне. На этом месте был воздвигнут мемориал. Крупными буквами выбиты на нем имена тридцати героев - атаевцев. Горит Вечный огонь. У подножия обелиска всегда цветы, как память об отважных сынах любимой Родины.
Физминутка
«Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой нам правой!» (Маршируем и машем правой рукой).
«Если ты солдатик смелый,
Помаши рукой нам левой!» (Маршируем и машем левой рукой).
«Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка!» (Выполняем стойку на одной ноге).
«Если ты солдатик стойкий,
На другой ноге постой-ка!» (Выполняем стойку на другой ноге).
«А теперь солдатик бравый,
Маршируем до заставы!» (Ходьба на месте).
Рассаживаются на стульчики
Воспитатель. Ребята, жители Белой Калитвы посвятили героям-атаевцам, нашим землякам, стихотворение. Послушайте.
Ещё войне не виделось конца,
И здесь, под Белой Калитвою,
Была зловещей эта высота,
И каждый метр её давался с боем.
Атаев здесь сражался как герой,
Его бойцы на этом пали месте.
За родину приняв последний бой,
Солдатский долг свой выполнили честно.
Здесь мужества высокий образец,
Истории достойная страница.
Героев помнит Северский Донец
Их именами город наш гордится.
И пусть года незримой чередой,
Пусть стала городом давно станица.
Мы будем приходить сюда с тобой,
Чтоб Высоте Бессмертья поклониться.
Беседа после рассказа воспитателя.
1. Ребята, подойдите к столу, на нем лежат иллюстрации, которые помогут вам вспомнить сегодняшний рассказ.
2. О ком сегодня говорили?
3. В какой дивизии служили бойцы-атаевцы.
4. Что вам запомнилось больше всего?
5. Какой подвиг они совершили?
6. Какими словами мы можем охарактеризовать героев?
7. Как вы считаете, почему они не оставили высоту? Правильно ли они поступили?
8. Почему их подвиг называют бессмертным?
9. А как жители Белой Калитвы назвали высоту, на которой погибли наши земляки?
10. Как они сохранили память об Атаевцах?
11. Как люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у нас в России существует легенда о том, что «души погибших воинов» превращаются в белых журавлей и парят над потомками. Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений.
Мы не знаем, что такое война, мы не знаем, как это – отдавать жизнь ради другого, мы не знаем, как это, не видеть солнца, когда оно есть. Мы не знаем этого благодаря нашим предкам, героям, которые положили свою жизнь ради свободы страны. Давайте с вами, в память обо всех погибших защитниках нашей родины, сделаем бумажных журавликов.
Дети выполняют оригами «Журавлик» под песню «Журавли» и оформляют коллективную работу. Дети выкладывают на подготовленный макет неба журавлей в форме клина.
Воспитатель. У нас получилось замечательное солнечное небо с журавлиным клином. Какие чувства мы вложили в нашу поделку? Что можем пожелать после сегодняшнего занятия?
Воспитатель благодарит детей за работу и обобщает все сказанные детьми пожелания.