Ольга Гуднина
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе «Валенки! Ах! Валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать знания детей о русской народной обуви – валенках, истории и этапах их изготовления, вариантах декора.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки, технологией их изготовления, вариантами украшения;
2. Обогащать знания детей о видах обуви через использование художественного слова;
3. Активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина;
4. Формировать дружеские взаимоотношения детей через совместную деятельность, игру;
Публикация «Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в средней группе „Валенки! Ах! Валенки“» размещена в разделах
5. Закрепить умение создавать декоративную композицию по образцу, способствовать развитию чувства цвета;
6. Развивать активное внимание, творческое воображение, самостоятельность;
7. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.
Материалы и оборудование: Сундучок, валенки, шаблоны валенок, декоративные элементы для украшения, мультимедийная установка, ноутбук, овечья шерсть.
Приоритетное направление: познавательное развитие.
Планируемые результаты:
Дети:
1. Узнают историю русской обуви – валенок, технологию их изготовления, варианты украшения;
2. Закрепят умение создавать декоративную композицию по образцу;
3. Будут проявлять интерес и уважительное отношение к русским народным традициям и промыслам.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок «О том, как Машенька свои валеночки искала» и составление рассказа по ним; чтение художественных произведений: М. Пришвин «Дедушкин валенок», С. Гришунин «Дедушкины валенки», И. Агеева «Валенки», В. Новиков «Теплые валенки», Д. Ушаков «Валенок, сапог и туфелька».
Ход занятия
Воспитатель: Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно «здравствуй» говорить.
Дети поздоровайтесь с гостями, подарите им улыбки и хорошее настроение.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня утром я пришла в садик и увидела вот этот сундучок. Чьим же он может быть?
Ответы детей.
На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя».
Воспитатель: Это сундучок Домовенка Кузи. Пока мы были дома, он приходил и забыл его у нас в группе. Мы поиграем и вернем его Кузе. Хотите посмотреть, что в нем?
Ответы детей.
Для этого нужно отгадать загадку:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром в садик, днем домой.
Теплые удобные
Ноги согревают
Долго детям по сугробам
Ходить позволяют.
(Валенки).
Воспитатель открывает сундучок и показывает валенок.
Воспитатель: Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, о валенках. Ребята, рассаживайтесь удобно на стульчики. А что же такое валенки?
Ответы детей.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего же сделаны валенки?
Ответы детей.
Воспитатель достает из сундучка овечью шерсть. Дети рассматривают, трогают руками.
Воспитатель: Валенки придумали в старые давние времена русские люди, чтобы спасаться от морозов в холодную зиму. Но купить валенки могли не все, стоили они очень дорого. Если в семье были хотя бы одни валенки, то такая семья считалась богатой. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. Это теплая и полезная обувь. Они не только греют ноги, но и лечат. Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. Целебные свойства обуви из овечьей шерсти люди заметили очень давно. Вот, например, если простудились – попробуйте походить дома в валенках на босую ногу – быстро поправитесь; а если ваши ножки устали –походите в валенках и усталость пройдет.
Ребята, Домовенок Кузя не только сундучок свой забыл у нас, но еще и сюрприз для нас приготовил.
Дети подходят и рассматривают валенки в мини-музее «Валенки! Ах! Валенки» патриотического уголка.
Воспитатель: Изготовление валенок - дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, но самое главное - это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Валенки не вяжут, не шьют- их валяют. Непростое это дело превратить огромный пушистый комок шерсти в небольшой плотный валенок. Ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение. Дети, хотите посмотреть, как изготавливают валенки?
Ответы детей.
Просмотр презентации «Процесс изготовления валенок».
Воспитатель: В наши дни валенки продолжают использовать как теплую обувь. А модельеры превращают обычные валенки в произведение искусства. Предлагаю вам стать модельерами и украсить валенки.
Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку,
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись скорей дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз,
Отдохнул- теперь трудись!
Воспитатель: А отправимся мы с вами в мастерскую.
Игра «Укрась валенок»
Дети украшают шаблон валенка декоративными элементами под фонограмму песни «Валенки, валенки».
Воспитатель: Какие красивые валенки получились, очень модные, современные. Давайте их нашим гостям и Кузе подарим. Сейчас мы их сложим в сундучок и отправим по почте. Вот он будет рад!
На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя».
Итог: Кузя очень рад, что мы вернули его сундучок. Ребята, вам понравилось занятие? Что было самым интересным? Для чего нужны валенки? Ребята, а давайте вспомним, как же делают валенки – может быть их шьют, или вяжут? и т. д.