НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
Конспект комплексного занятия «Здоровые зубки — это не шутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия с детьми 5-6 лет
Тема: «Здоровые зубки- это не шутки».
Ход занятия
Приветствие
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!
Игра с элементами чтения «Составь слово»
Цель: Повторение изученного. Развитие фонематического слуха.
Материал: картинки с предметами: мак, роза, книга, яблоко, кошка.
Карточки с буквами алфавита.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Здоровые зубки — это не шутки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход работы: Педагог вешает на доске картинки с предметами: мак, роза, книга, яблоко, кошка.
Вокруг каждой картинки – буквы, из которых составляется название этого предмета с 1-2 лишними буквами.
Дети по очереди выходят к доске и под каждой картинкой выкладывают из букв название этого предмета, откладывая в сторону карточки с ненужными буквами.
*Количество картинок должно быть равным количеству детей на занятии.
Развитие речи. Сказка про медвежонка, который не любил чистить зубы
Цель: развитие речи и словарного запаса, формирование умения слушать, развитие эмоциональной сферы, формирование представления о необходимости личной гигиены.
Материалы: иллюстрации по рассказу или кукольный театр (Медвежонок, медведица, медведь, медвежата).
- Сегодня я расскажу вам сказку про весёлого медвежонка, который не любил чистить зубки. Что с ним произошло, мы сейчас узнаем:
«Жил-был медвежонок. Он ужасно не любил чистить зубки.
— Зубы надо обязательно чистить 2 раза в день: утром и вечером, — говорила ему мама.
Но Мишка ее не слушал.
— Не будешь чистить зубы, они заболят, — сердился папа.
Но Мишка и его не стал слушать.
«Подумаешь, — решил глупый медвежонок. — Какая разница, чищу я зубы или нет! Не могут они от этого заболеть».
Однажды он сидел на кухне и грыз яблоко. Вдруг ему стало больно-пребольно.
«Неужели зуб заболел? – удивился медвежонок. – Странно… Наверное, это потому, что яблоко очень твердое. Буду есть мед. Он мягкий, и от него-то уж точно зубы болеть не будут».
И он взял бочонок с медом. Но и от меда зубы болеть не перестали. Медвежонок расстроился и пошел к друзьям за советом.
Медвежата весело играли на лесной опушке.
— Мишка, привет! – закричали они. – А почему ты такой грустный?
— Зубы болят, — печально сказал медвежонок.
— Наверное, ты забывал их чистить? – предположили друзья.
— А вы что, каждый день чистите? – удивился медвежонок.
— А как же, — наперебой закричали медвежата. – Не просто каждый день, а утром и вечером. Разве родители тебе не говорили, что если за зубками не ухаживать, то они будут болеть?
— Говорили, — загрустил медвежонок. – Только я их не слушался.
Он побежал к маме-медведице и прямо с порога закричал:
— Мама, мама! Где моя зубная щетка, давай ее скорее сюда!
С тех пор медвежонок никогда не забывал чистить зубы».
Вопросы детям:
- А вы, ребята, не забываете чистить зубы? Сколько раз в день вы это делаете?
- Какие герои сказок не любили умываться?
- Почему всегда нужно быть чистым и опрятным?
Развитие моторики. «Зубная щетка и расческа»
Цель: развитие моторики и воображения.
Материалы: картонные полоски 25х4 см (каждому ребенку по две). Прищепки.
Педагог держит в руках плюшевого мишку.
- Оказалось, что у глупого медвежонка нет ни зубной щетки, ни расчески. Он так давно ими не пользовался, что щетка и расческа потерялись.
- Тогда он пошёл в магазин, но в обычном магазине мишка не смог купить себе щетку, потому что щеток для медведей в магазине не было.
- Давайте поможем медвежонку и сделаем для него зубную щётку и расческу.
Дети получают прищепки и картонные полоски.
- Сначала мы сделаем зубную щетку. Для этого будем прицеплять прищепки только к половине картонной полоски, чтобы осталось место для ручки.
Дети работают, педагог читает стихотворение:
Знает мишка очень чё тко:
Всем нужна зубная щётка!
Мишке мы сейчас поможем,
Щётку из прищепок сложим!
Будет зубки чистить он.
Всем спасибо – и поклон!
Мишка кланяется ребятам.
- Мишка говорит вам спасибо! Теперь у него чистые зубки, но мишка не причёсан! Шерсть свалялась некрасивыми клочьями. Нужно сделать мишке и расческу.
Дети делают расческу, прикрепляя прищепки ко второй картонной полоске по всей длине.
Подвижная игра «Море волнуется раз!»
Дети встают в круг. На слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три» ребята выполняют произвольные танцевальные движения, а затем изображают объявленную фигуру:
1.
Море волнуется – раз, Произвольные танцевальные движения.
Развитие моторики. «Мамины бусы»
Цель: развитие мелкой моторики. Формирование представления о том, что маме надо во всем помогать и заботиться о ней.
Материалы каждому ребё нку: Бусины в деревянной миске и шнурок.
- Сегодня мишка опять набедокурил – взял мамины бусы и так сильно дернул их нить, что бусы так и рассыпались! Что скажет мама-медведица, когда вернется домой!
- Давайте поможем мишке исправить свою оплошность! Возьмите веревочки и быстро наденьте на них бусины. Старайтесь, чтобы бусы получались красивыми. Для этого можно чередовать бусины разных цветов, форм и размеров.
Например, большие и маленькие, круглые и овальные, красные и синие.
Дети собирают бусы под слова стишка:
Чтобы мама не ругалась,
Соберем мы бусы!
Чтоб красиво получалось –
Это дело вкуса!
Красный, синий, синий, красный, -
Собираем не напрасно!
Мама бусики берёт…
- Мама, как тебе идёт!
Развитие речи. Беседа на тему «Личная гигиена, или Зачем нужно умываться?»
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса. Формирование представлений о необходимости гигиены.
Материалы: иллюстрации на тему. Плакат по чистке зубов.
* (желательно) Каждому ребенку: зубную щетку и игрушку, у которой широко открывает рот и видны зубки.
- Ребята, помните, как называется сказка, фрагмент которой я сейчас вам прочту:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки…» (Это сказка «Мойдодыр» Корнея Чуковского.)
- Верно! На кого ругается умывальник Мойдодыр? (На мальчика-грязнулю.)
- А как вы думаете, действительно ли нужно каждый день умываться, или можно этого не делать? (Варианты ответов.)
- Что будет, если не мыть глазки и ушки? (Глазки слипнутся, ушки забьются грязью, и человек будет плохо видеть и слышать.)
- А зачем нужно причёсываться? (Чтобы красиво выглядеть, быть аккуратным. Чтобы волосы не путались.)
- Верно! А ещё мы сегодня узнали, что нужно чистить зубки два раза в день.
Если ты не чистишь зубы, -
Поступаешь очень глупо!
Зубки надо уважать, -
Чистить их и полоскать,
Чтобы были целыми,
Крепкими и белыми!
- А почему зубки начинают болеть, если их не чистить? (Варианты ответов.)
- Оказывается, во рту поселяются вредные разбойники-микробы. Больше всего им нравится жить на зубках. А зубки от этого начинают болеть. Зубкам не нравится, когда на них сидят бактерии и микробы. Поэтому два раза в день мы берём щетку и счищаем всех микробов с зубов.
- А вы знаете, как правильно чистить зубы? Часто ребята чистят только передние зубки, и всё. Это правильно? (Варианты ответов.)
- Зубки нужно чистить не только передние, но и задние. А ещё зубки надо чистить со всех сторон. И спереди, и сзади, и сбоку. А потом нужно почистить и язычок, потому что и на нём сидят вредные микробы.
Педагог раздаёт ребятам щетки и игрушки, у которых широко открываются рты (например, обезьяна).
- Обезьянка просит почистить ей зубки. Давайте делать это по науке.
- Передние зубки.
- Задние нижние.
- Задние верхние.
- Чистим каждый зубик со всех сторон!
Дети получают игрушки, у которых широко открывается рот, щетки и чистят зубы обезьянке. Взрослый комментирует, как надо чистить зубы.
Физминутка «Лето – славная пора»
Развитие слухового внимания. Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: Развивать слуховое внимание, воображение, выразительность жеста. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материалы: нет.
- С тех пор, как мишка стал заботиться о зубках, они перестали болеть, и теперь он с удовольствием кушает всё съедобное. Сейчас мы поиграем в игру «Съедобное – несъедобное», отбирая для мишки то, что он может скушать.
- Мяч мы будем себе представлять. Я буду называть предметы и бросать каждому по очереди воображаемый мяч. Если предмет съедобный, вы делаете вид, изображаете, что ловите мяч, прижимая его к груди. Вот так. (Показывает, как.)
- Если предмет не съедобный, вы делаете вид, что отбрасываете мяч от себя. Начнём?
Педагог называет разные предметы:
- Малина, мёд, диван, велосипед, булка, кактус, суп, грибы, яблоки, телефон, гора и т. д.
- а дети либо изображают, что ловят воображаемый мяч или что отталкивают его.
Педагог комментирует их движения. Если кто-то изобразил, что поймал мяч, например, на слово «диван», педагог шутит:
- Дааа, тяжело, наверное, мишке будет твой диван есть… Как он, бедный, будет жевать ножки или пружины…
Рисование и раскрашивание «Мишкины карандаши»
Цель: развитие графических навыков, воображения, творческого начала.
Материалы: рабочий лист, карандаши.
- А теперь, ребята, посмотрите на картинку. Мишка сел порисовать, но у него в коробке очень мало карандашей. Обведите карандаши по пунктиру, раскрасьте их разными цветами. А также дорисуйте ещё несколько карандашей и раскрасьте всю картинку.
Конструирование. «Зверята»
Цель: Развитие мышления, развитие умения составлять целое из отдельных деталей.
Материалы: картонные геометрические фигуры разных цветов и размеров. Образцы зверей и птиц, выложенных из геометрических фигур.
- Ребята, мишка придумал интересную игру: складывать фигурки зверят из геометрических фигур.
Например, зайку он решил собрать из овалов разной длины и ширины. А лисичку – из треугольников.
Вот какие картинки сделал мишка.
- Придумайте и вы предмет, который вы хотите собрать, и выложите его из геометрических фигур.
Если ребенок ничего сам придумать не может, педагог может предложить ему выложить фигурку по образцу.
Пальчиковая гимнастика. «Ягодки»
Математика «Весёлые задачки»
Цель: закрепление счёта, развитие умения решать задачи, записывать их в виде примеров. Закрепление представлений о структуре задачи.
Материалы: счётный материал.
- Мишка приготовил для вас весёлые задачки. Вот первая задачка, самая лё гкая:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один из них устал,
И чуть-чуть от них отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
- Давайте запишем эту задачу в виде примера.
Один ребёнок записывает на доске, остальные пишут на рабочем листе или выкладывают из карточек на столе:
6 – 1 = 5.
Пять мишек впереди.
- Молодцы! А теперь задача посложнее. Но уверена, что вы с ней справитесь!
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
- Кто сможет повторить условие задачки?
«Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска».
- Верно! А какой здесь вопрос? («Сколько же осталось в миске?»)
- Правильно! Это задачка на сложение или вычитание? (Вычитание.)
- Какой знак мы будем использовать? (Минус.)
- Что сначала нужно узнать в задаче? (Сколько пирогов осталось в миске после того, как два из них взяла Лариска.)
- Как это узнать? (Нужно от 5 пирогов отнять два.)
Дети выкладывают из счетного материала:
ООООО – ОО = ООО,
А затем записывают цифрами:
5 – 2 = 3
- Молодцы! А потом ещё 1 пирожок стащила киска. Как узнать, сколько осталось? (От трех отнять один.)
ООО – О = ОО.
3 – 1 = 2.
Также дети могут сделать к задаче одну запись:
ООООО – ОО – О = ОО
5 – 2 – 1 = 2.
Массажная пауза. «Яблочко»
Лепка. «Малинка»
Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином, бисером. Развитие творческих способностей.
Материалы: Рабочий лист с изображением Малинки и контур с малинкой для лепки. Малиновый и зелёный пластилин, стека.
- Самое любимое лакомство мишки – это, конечно, малина. Давайте сделаем для него по малинке.
Вешает на доске картинку с малиной.
- Если приглядеться, то ягодка малины состоит из маленьких сочных малиновых шариков.
Сейчас мы будем отщипывать от бруска малинового пластилина маленькие кусочки, скатывать из них шарики и прикреплять на ягодку, пока вся малинка не заполнится шариками.
- Готово? Теперь возьмите зелёный пластилин, разомните его в пальчиках, скатайте шарик, сплющите в блинчик и с помощью стеки вырежьте из него «зубчатый воротничок» для малинки. Из остатков скатайте тоненькую колбаску-«хвостик» и прикрепите к верхней части малинки.
Угощение для мишки готово!
Развитие мышления и речи. Игра «Зима – лето» (идея игры И. С. Гина)
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; учить сравнивать времена года по основным признакам. Активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей.
Материалы: Кукла или любая игрушка.
Педагог надевает на руку театральную куклу.
Кукла: - Как я люблю лето! Ведь летом – тепло, светло, кругом цветы, ягоды! Лето — это самое лучшее время года!
Педагог: - Конечно, летом много хорошего. Но ведь летом можно и перегреться, обгореть, получить солнечный удар! А это плохо.
Кукла (удивленно) - Значит, выходит, что в лете есть и хорошее, и плохое?
Педагог: - Да. Как и во всём. А давайте, ребята, поиграем в такую игру: я буду говорить, что бывает зимой, а вы - что бывает летом.
Берёт в руки мяч.
- Летом жарко, а зимой —. (Холодно.)
- Летом на деревьях листья, а зимой —. (Листьев нет, лежит снег).
- Летом день длинный, а зимой —. (Короткий.)
- Летом по вечерам светло, а зимой (темно).
- Летом солнце высоко, а зимой (низко).
- Летом все одеты в легкую одежду, а зимой (в теплую).
- Летом гуляют на улице много, а зимой — (Мало.)
- Зимой птицам голодно, а летом — (Сытно.)
- Летом ночь короткая, а зимой (длинная).
- Летом идёт дождь, а зимой (снег).
- Летом катаются на велосипедах и самокатах, а зимой (катаются на лыжах, санках и коньках).
- Зимой земля покрыта снегом, а летом — травой и цветами.
И т. д.
Гимнастика с мячами
Подготовка руки к письму. «Пирамидка»
Цель: развитие графо-моторных функций, развитие умения штриховать в разных направлениях.
Материалы: рабочий лист «Пирамидка». Цветные карандаши.
- Давайте раскрасим самую любимую игрушку мишки – пирамидку. –
- Сколько колец на этой пирамидке? (Три кольца.)
- Верно! Мы видим стержень, а на нём – три кольца.
Для штриховки колец приготовьте красный, синий и зелёный карандаш.
- Закрашивать кольца пирамидки мы будем с помощью штриховки. Направление штриховки показано стрелками.
А чтобы узнать, какое кольцо каким цветом нужно заштриховать, внимательно послушайте условие:
- Красное кольцо пирамидки должно быть между синим и зелёным,
- А зелёное кольцо должно быть меньше красного.
Значит, какого цвета будет среднее кольцо? (Красное.)
- А зелёное кольцо будет верхним или нижним? (Верхним, потому что оно должно быть меньше красного.)
- Молодцы!
Подвижная игра «Кошка и мышки»
Аппликация. «Полотенце для медвежонка»
Цель: развитие творческих способностей, развитие умения работать с бумагой и клеем, составлять композицию из отдельных частей.
Материалы: картонная карточка размером примерно А5.
- Бумажные цветочки и геометрические фигуры, сделанные из бумаги с помощью фигурного дырокола.
- Клей, ножницы. Готовые образцы (несколько, с разными композиционными решениями).
- Полоски из цветной бумаги, по длине равные ширине полотенца (для изготовления бахромы).
- Чтобы медвежонок полюбил умываться, мама-медведица решила подарить ему красивое полотенце.
Но в магазине продавались только простые белые полотенчики.
- Давайте поможем медведице украсить полотенце для медвежонка с помощью бумажных цветов, листиков или геометрических фигурок.
Положите перед собой белый прямоугольник. Это – полотенце медвежонка.
Выложите на нем узор из разных бумажных элементов. Затем приклейте бумажные украшения на полотенце.
Педагог напоминает, что расположить геометрические или цветные узоры на полотенце можно по-разному:
- по краям,
- по диагонали,
- по углам и по центру,
- только по центру,
- только по углам.
- в виде рамки.
И показывает детям разные композиционные решения.
Те дети, которые справятся быстрее других, могут сделать у своих полотенец бахрому. Для этого педагог раздаёт им цветные бумажные полоски примерно 15х6 см с нанесенным на них пунктиром для надрезов. Дети берут ножницы, делают надрезы по пунктирам (получается бахрома) и приклеивают бахрому по краям своего полотенца.
Развитие речи. Игра «Отгадай слово»
Цель: развитие речи, активного и пассивного словарного запаса. Развитие умения анализировать, вычленять главные и второстепенные признаки предмета. Развивать фонематический слух.
Материалы: карточки с разными предметами.
Дети играют с педагогом в игру «Отгадай слово».
Взрослый раскладывает на столе карточки с разными предметами (лицом вниз, рубашкой вверх). Затем, когда начинается игра, взрослый (а затем любой водящий) берет со стола любую карточку, смотрит на свой предмет, не показывая его детям.
Затем кладё т карточку на угол стола лицом вниз и подробно описывает предмет: его внешний вид, назначение и т. д. Может назвать его первую и последнюю букву. Дети стараются отгадать загаданный предмет.
- Кто из детей первым отгадает предмет, берет со стола следующую карточку с предметом и также старается его подробно описать, не говоря названия. Остальные отгадывают. Можно по аналогии называть первую и последнюю букву в этом слове.
Примерное описание дивана (которое взрослый может дать детям для примера) :
«Это такой предмет мебели, очень мягкий, обычно стоит в гостиной. На нем все любят сидеть и лежать. У него есть 4 ножки, мягкая спинка и сидение. Он длинный, как лавка, но мягкий. Бывает покрыт кожей, бывает тканью. На нём могут лежать маленькие подушечки…» И т. д.
Желательно подобрать карточки из разных групп предметов: из мебели, посуды, цветов, животных, одежды, игрушек, овощей, фруктов и т. д.
Завершающая зарядка «Лето тёплое пришло»
(Дети встают в круг.)
Лето тёплое пришло,
Солнце на небо взошло, Рисуют в воздухе большой круг руками.
Травки к солнцу потянулись, Встали на носочки, потянулись вверх.
Травки солнцу улыбнулись. Улыбка.
Дети выстроились в ряд, Ходьба на месте.
Словно маленький отряд.
Тили-тили, трали-вали,
Все на речку зашагали. Руками делаем волну.
В воду медленно зашли, «Входят в холодную воду».
В речке камушки нашли, Наклоны вперёд. «Собирают камешки».
Стали плавать и нырять, Руками – плавательные движения.
Рыбок в речке забавлять.
Полежали, отдохнули.
Ручки, пальчики встряхнули. Встают, встряхивают кисти рук.
А теперь мы соберёмся Сцепляются «паровозиком».
И назад домой вернёмся. Двигаются по кругу до остановки.
Прощание
Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Хоть и жалко расходиться,
Время нам пришло проститься.
Мы сюда придём опять
Заниматься и играть.