Лариса Деревянко
Конспект комплексного итогового занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Сказка о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу.
Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-
логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
Публикация «Конспект комплексного итогового занятия в подготовительной группе по речевому развитию „Сказка о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Весна, приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
• солнце, ручеек, сосулька, птицы, скворец, скворечник.
Техническое обеспечение занятия : мнемосхемы, звуковые домики, чистые листы и простые карандаши, макет солнца, лучики, желтые круги, по 6 шт. на каждого ребёнка,
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением рассказов по мнемотаблицам, проведение д/игр «
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мир
Ход ООД
(Воспитатель приглашает детей в группу, где сидят гости.)
Восп. :(Просит детей рассказать вместе с ней ст-е)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться : (говорит воспитатель)
Доброе утро (говорят дети)
-Доброе утро- солнцу и птицам
-Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым (воспитатель)
Пусть доброе утро длится до вечера. (вместе)
С гостями поздоровались, присаживайтесь на стульчики. Я расскажу вам сказку.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победитьхолод».И, действительно, у весны оказалось самое большое и доброе чудо. Как выдумаете, что это за чудо? (обращается к детям)
Да, это солнце. (Показать на экране. Солнце без лучей.)
Но не испугалась Зима, увидев солнце. Она громко рассмеялась и еще сильнее разозлилась, подув снежной метелью и холодным ветром.
Почему Зима рассмеялась? (Снова обращается к детям)
- Кто же поможет нам сделать солнышко ярким и лучистым?- заплакала Весна.
Дети, мы как-то сможем помочь? (Ответы детей)
Зима спрятала солнечные лучики. Но мы их обязательно найдем. Я знаю как. Сегодня мы будем говорить только о весне. Зима разозлится и сама уступит место Весне.
А начнём мы с весенней игры «Придумай предложения»
1. Сосавление предложений о весне.
Вам необходимо придумать предложения, которые начинаются со слова «Весна»
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое. И т. д.
2. Составление рассказа о весне по мнемосхемам.
Восп. :
А сейчас я попрошу подойти к столам, внимательно рассмотреть таблицы и составитьс помощь них красивые рассказы о весне.
(На столах лежат несколько мнемосхемам. Воспитатель делит детей на две подгруппы (по уровню развития.) 1-я группа составляет рассказ из 4-5 предложений, 2-я-из 6-8 предложений. Мнемосхемы вывешиваются на доску, и дети по очереди составляют рассказы. По окончании садятся за столы.)
3. Разбор предложений. Схемы предложений.
Восп. : А сейчас поиграем наоборот. Я составила небольшой рассказ, вы его внимательно прослушаете и затем сосчитаете предложения. Правильно сосчитать вам помогут одуванчики - это жёлтые круги, лежащие на ваших столах. Я прочту предложение и сделаю паузу, вы кладете круг- вырос одуванчик. А затем уточним, сколько одуванчиков выросло на ваших полянках, следовательно, столько же предложений в моем рассказе.
Наступила тёплая весна. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Красиво поют соловьи. В гнёздах пищат птенцы.
(Идёт разбор.)
Сколько предложений в рассказе?
А сейчас вы нарисуете схемы некоторых предложений, но прежде, вспомним правила написания предложения.
1. Слова в предложении дружат, поэтому предложение имеет смысл.
2. Слова в предложении пишутся раздельно.
3. Первое слово пишется с большой буквы.
4. В конце предложения ставим точку.
А сейчас возьмите листочки и карандаши. Послушайте 1-е предложение и нарисуйте схему. ( Разбор 3-го и 5-го предложений: количество и очерёдность слов в предложе-нии)
4. Игра «Поймай слово»
Восп. : Чем больше мы радуемся весне, и говорим о ней, тем Зима больше злится.
Давайте ее еще позлим, поиграем в игру «Поймай слово». Приготовьте ладошки.
Вы ловите только те слова, в названии которых слышатся звуки «В» или «Вь»
Итак, мы начинаем.
Я прошу вас не зевать,
Звук услышать и поймать.
(воробей, дождик, ветер, колесо, скворец, цветок, радуга, колокольчик, одуванчик, кукушка, соловей, светло)
(В процессе игры, идет разбор: какой звук услышали и место звука в слове- начало. середина. конец.)
ФИЗМИНУТКА
«Речка голубая»
Если речка голубая (Сидя на стульчиках. Делают волнообразные движения руками)
Пробудилась ото сна, (Встаем, потягиваемся)
И бежит, в полях сверкая, (Бег на месте)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
Если снег везде растаял (Наклон)
И трава в лесу видна, (Присели, показываем траву)
И поёт пичужек стая, (Встаем, машем руками, имитируя взмахи крыльев)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
Если солнце разрумянит (Массажируем щёки)
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет, (Ладони кладутся на щёки, наклоны головы вправо, влево)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
4. Делние слов на слоги.
Восп. : Мы продолжаем говорить о весне. Зима злится и скоро уйдёт от нас, а мы будемрадоваться Весне. Мне кажется, что солнышко ярче засияло. Оно радуетсячто мы скоро найдём его лучики.
Я предлагаю весеннюю игру «Рассели предметы по домикам». Обратите внимание, на каждом домике разное количество украшений: 1, 2. 3. Вам нужно взять по одной картинке, разделить слово на слоги и поселить картинку в соответствующий домик
(На столах лежат перевёрнутые картинки на тему «Весна» по количеству детей (ручей, лес, скворец, ласточка, кукушка, ландыш, подснежник, снег, тюльпан, почки, сосулька и т. д. Стоят три домика с разным количеством украшений-1,2, 3)
В процессе работы, воспитатель спрашивает у некоторых детей, сколько слогов или в какой домик ребёнок «заселяет» картинку.
Дети присаживаются на стульчики)
5. Игра «Поймай слово»
Восп. : Чем больше мы радуемся весне, и говорим о ней, тем Зима больше злится.
Давайте ее еще позлим, поиграем в игру «Поймай слово». Приготовьте ладошки.
Вы ловите только те слова, в названии которых слышатся звуки «В» или «Вь»
Итак, мы начинаем.
Я прошу вас не зевать,
Звук услышать и поймать.
(воробей, дождик, ветер, колесо, скворец, цветок, радуга, колокольчик, одуванчик, кукушка, соловей, светло)
(В процессе игры, идет разбор: какой звук услышали и место звука в слове- начало. середина. конец.)
5. Театрализация. Сказка «Белка и медведь», ст. -е В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…» (закрепление понятия «диалог»).
Восп. : Мы так много говорим о Весне. Она надеется, что скоро солнышко засияет своими лучиками. И правильно, что надеется, потому что Зима больше всего боится, когда весной просыпаются все звери, насекомые, журчат ручьи. Вот просыпаются звери, выползают все насекомые, бегут и журчат ручьи, поют птицы, радуясь весне. Весь этот шум пугает Зиму. Вот проснулся мишка после долгой зимней спячки, вылез из берлоги. Увидела его белка, и завязался между ними диалог. А скажите, что такое диалог? (разговор двух персонажей)
Сейчас мы снова послушаем этот диалог.
(Воспитатель вызывает желающих, надевает им шапочки. Дети рассказывают сказку «Белка и медведь» по ролям.)
А вот проснулась реченька лесная. Течет, журчит. Увидел её человек и тоже завёл с ней диалог.
(Воспитатель также вызывает желающих детей. Дети по ролям рассказывают ст. В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
Дети мы сейчас услышали два разных по жанру произведения. К какому жанру литературы относится произведение «Белка и медведь»? (сказка).
А произведение «Ты скажи мне, реченька лесная…» (стихотворение)
(Если дети затрудняются определить жанр произведения, вспомнить, какие жанры литературы им знакомы.)
Как услышала всё это Зима, так и убежала без оглядки, оставив солнечные лучики. Вот они. А давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы прогнать Зиму.
(Дети выходят по очереди, берут по лучику, прикрепляют его и называют выполненное задание)
Восп. :. Обрадовалась Весна, вступив в свои права, расцвела и стала еще краше. А вместе с ней были рады и её подружки – Лето и Осень. Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец.
Итог :
Помните, мы с вами составляли рассказы на тему наши добрые дела. Скажите, какое доброе дело вы сделали сегодня? А когда сделаешь какое-нибудь доброе дело, какое настроение? Вот и я, глядя на ваши лица, могу сказать, что у вас хорошее настроение.
Я права? Я хочу, чтобы вы о своих добрых делах чаще рассказывали и не стеснялись. Давайте вернём солнышку его яркие лучики. (Воспитатель раздаёт детям лучики.) Прикрепите по лучику и расскажите, что мы сегодня делали, как нам удалось прогнать Зиму. (Дети рассказывают, какие задания выполняли). А в свою очередь, Весна благодарит вас за помощь и дарит вот такие солнечные лучики с секретиками, чтобы они согревали и радовали вас.
(Каждый ребёнок берёт лучик, на котором с обратной стороны приклеен чупа-чупс в жёлтой обёртке. Дети благодарят Весну.)