Светлана Кононова
Конспект образовательной ситуации «Как подружатся Природа и Человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: донести до детей важность сохранения природы.
Задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений
о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
- активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, макулатура, бытовые отходы и т. д.);
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, проводить элементарные опыты, развивать коммуникативные умения;
- формировать умения составлять краткие пиктограммы предложений;
Темочки:
- расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
Материалы: «волшебная шкатулка идей», глобус, схема соотношения грязной и чистой воды, белые халаты, свеча, спички, стаканы с грязной водой и чистые стаканы, фильтры из марли, картинки загрязнения воздуха, простые карандаши, бумага разного цвета – голубая, зеленая, белая; картинка мусорного полигона; картинки для игры «Что будет, если…».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Ребята, возьмитесь за руки, сегодня вам будет очень нужна слаженная, дружная работа. Вы бы хотели найти клад?
- А что это такое? (ответы детей)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Трудностей не боитесь? Тогда вперед!
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о глобусе, планете Земля.
- Отгадайте мою загадку:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
- Ребята, а что такое глобус? (Глобус – это модель Земного шара).
- Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
(Она круглая похожа на шар).
- Каким цветом обозначена на глобусе суша? (Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.)
- Много ли на нашей планете воды? (Воды больше, чем суши).
- Каким цветом она обозначена на глобусе (Вода обозначена синим, голубым, белым цветами).
Наша планета Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери.
3. Затруднения в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о науке экология и профессии эколог.
- Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. Как можно ее обидеть - загрязнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.
А кто же занимается такими охранными мероприятиями? Кто разрабатывает системы мер по защите природы? Знаете? Давайте разберемся. (садимся на стульчики)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: формировать у детей представления о системе природоохранных мер
Да, ребята, есть такая профессия — эколог, в словаре написано, что - Экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Потому что наша жизнь зависит от чистоты воздуха, воды и почвы. (выставляем картинки)
У меня есть «Волшебная шкатулка идей», давайте попробуем заполнить ее. В эту шкатулку мы будем складывать ваши идеи и предложения по сохранению природы или по её очистке.
Проведем небольшой эксперимент. Я зажгу свечу. Как вы думаете, может свеча загрязнять воздух? (ответы детей).
Посмотрите, что происходит, когда я потушу свечу? (Запах и дым)
А представляете, что это не маленькая свеча, а множество заводских труб? Так скажите почему воздух стал грязным? (от дыма заводских труб, пожаров, выхлопных газов от машин) – выставляется картинка
Как можно исправить эту ситуацию? Предложите своё решение этой проблемы. (поставить фильтры на трубы, соблюдать правила пожарной безопасности, построить электромобили на солнечных батареях)
Зарисуйте на белых листочках схематично ваши предложения. Мы их положим в нашу шкатулку идей.
Давайте порассуждаем, почему нам так важен чистый воздух? (потому что мы им дышим)
А кто дает нам чистый воздух? (растения)
Значит, их тоже нужно охранять?
А что необходимо растениям для нормальной жизни, кроме воздуха? (Почва и вода) – выставляется картинка леса со стрелками.
Откуда человек берет воду? (из рек, озер, морей)
Игра «Ручеек – море»
Как вы думаете там вода чистая или тоже уже грязная? Ученые подсчитали, что чистой воды на планете осталось меньше 30%. Если посмотреть на схему, то это вот столько (схема соотношения чистой и грязной воды).
Почему же вода стала грязной? Какая деятельность человека послужила причиной загрязнения воды? (стоки производств, выброс мусора в реки - картинка)
Даже купаться во многих реках не разрешается, чтобы человек не заболел, такая грязная стала вода. А без воды можно человеку жить? Зачем она нужна нам? (пить, мыться, купаться, вода нужна всем животным)
Эту проблему тоже нужно решить. Как вы думаете, что же надо сделать? (поставить фильтры на трубы сточных вод, не выбрасывать мусор в воду, ставить мусорные бачки около рек, на пляжах). А еще мы можем бережно, экономно относиться к воде. А что значит экономить? (выключать кран во время, не баловаться с водой без надобности)
Зарисуйте свои предложения по очистке воды на голубой бумаге и положим в волшебную шкатулку идей.
Сейчас многие используют фильтры. Давайте попробуем тоже использовать фильтры. Очистим воду с их помощью или нет? Работать будем парами.
Эксперимент «Очищение воды»
Хорошо, мы будем беречь воду, не будем бросать мусор в реки, а будем бросать мусор только в контейнеры, мусорные баки. А куда девается мусор из мусорных баков? (отвозят на мусорные полигоны) – картинка.
Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор на полигоне? (Нет, он выделяет вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё, к сожалению, сгнивает в земле).
Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор? (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора). Они построили несколько заводов по переработке мусора.
А мы засоряем почву различным мусором, поэтому так важно сортировать мусор, чтобы его легче было перерабатывать и не выбрасывать мусор просто на землю, а бросать в мусорные баки. Но может быть, у вас есть другие идеи по сохранению земли и переработке мусора? (построить много заводов по переработке мусора, не покупать целлофановые пакеты, а только бумажные, создать специальные витамины для улучшения состояния почвы и т. д.)
Зарисуйте ваши идеи на зеленых бумажках и положите в нашу шкатулку.
Теперь вы поняли, кто такие экологи и чем они занимаются?
Вы тоже маленькие помощники экологов – эколята. Мы с вами уже многое делаем по сохранению окружающей среды. Мы выращивали дубы, собирали макулатуру и крышечки от разной тары и этому мы даем вторую жизнь.
Вот сколько идей по сохранению природы сегодня вы предложили, а я обязательно свяжусь с учеными экологами и расскажу о ваших идеях.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- закрепить знания о сохранении и защите природных ресурсов ;
- организовать активный отдых детей.
Давайте мы с вами поиграем. Ведь человек тоже создан природой и он наделен разумом, поэтому прежде чем что-то делать, он должен хорошо подумать к чему это может привести.
Игра «Что будет, если…»
Человек из-за своего могущества стал причиной гибели многих животных, птиц, растений, мест их обитания.
Поэтому человек должен оправдать своё назначение – быть умным, справедливым, бережливым и добрым хозяином своей планеты.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- А теперь скажите, пожалуйста, Вы нашли клад?
Помните, что я вам говорила - знания это клад, и мы этот клад сегодня точно нашли, вы узнали много нового, работали хорошо и активно.