Юлия Максимова
Конспект итогового занятия в старшей группе «Морское путешествие»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №151»
Конспект итогового занятие на тему : «Морское путешествие»
в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет № 9 «Берёзки».
Подготовили и провели:
Максимова Юлия
Анатольевна
высшая квалификационная
категория
Оренбург 2020-2021 учеб. год
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
Тема: «Морское путешествие».
Цель: Закрепление знаний и умений детей, полученных за год по всем образова-тельным областям.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать познавательный интерес к математике;
-Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятие;
-Воспитывать у детей положительное и бережное отношение к окружающей среде;
Развивающие:
-Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением, умению аргументировать свои высказывания;
-Способствовать развитию любознательности;
-Развивать у детей выразительность речи при чтении стихов о море;
-Формировать положительную учебную мотивацию, понимание смысла учебной детельности.
Образовательные:
- Учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению;
-Закрепить знание цифр от 1 до 10;
-Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
-Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
-Продолжать формировать у детей представления о днях недели;
-Учить выкладывать фигурку рыбки из геометрических фигур;
-Продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
-Показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств;
-Закрепить у детей названия морских и речных рыб.
-Учить детей находить заданный объект с помощью карты.
Работа над словарем:
Транспорт, штурвал, иллюминатор, трап, леер, палуба, якорь, каюта, рында, трюм, скат, рыба-клоун.
Создание среды для организации и проведения занятия
-Решение логических задач;
-Беседа о воде и ее роли в жизни человека;
-Дидактические игры «Кто где живет», «Едем, летим, плывем», «Моряки»;
-Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций с изображением кораблей;
-Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой – «Прыжок», Б. С. Жидков «Морской плот», «На льдине». Раздаточный материал: наборы с треугольниками различной величины и формы, набор карточек с изображением цифр от 1 до 10; Демонстрационный материал: Деревья, различные по высоте 3 шт., две дорожки из линолеума, различные по ширине и по длине, атрибуты к дидактической игре «Едем, летим, плывем», оборудование для опыта по очистке воды: шесть таблеток активированного угля, ватные диски, воронка, емкость с грязной водой, плоскостные геометрические фигуры;
Виды детской деятельности в занятии :
1. Игровая (игра-имитация «Морское путешествие», дидактические и словесные игры);
2. Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);
3. Познавательно-исследовательская (проведение опыта по очистке воды);
4. Продуктивная (составление из геометрических фигур рыбок);
5. Музыкально-художественная (пение песни о море и путешествии);
6. Чтение художественной литературы (чтение стихов и считалок на морскую тематику);
7. Трудовая (помощь воспитателям в уборке атрибутов).
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4. Эмоциональность
5. Проявление волевых усилий
6. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познаватель-ное развитие Беседа о видах транспорта.
«Мозговой штурм».
Рассматривание рыбки из геометри-ческих фигур.
Дид. игра с цифра-ми «По порядку становись!»
Дид. игра «По ка-кой дороже удоб-ней пройти».
Беседа о родном городе.
Словесно-дидактическая игра «На земле – на ко-рабле» Расширять представления детей о различных видах транспорта и удобстве путешествий в зависимости от жизненных обстоятельств.
Учить быстро и четко отвечать на поставленные вопросы: закрепить знание времен года, дней недели, умение определять положение предметов, людей относительно себя.
Закрепить у детей порядковый счет в преде-лах 10.
Продолжить знакомство детей с геометриче-скими фигурами.
Развивать умение использовать в речи поня-тия «длинный-короткий, широкий-узкий».
Обогащать чувственный опыт детей, умение фиксировать его в речи.
Пополнить и закрепить знания детей о род-ном городе.
Воспитание патриотических чувств.
Социально-комуника-тивное
развитие С/р игра «Корабль»,
Игра на придумы-вание слов «На земле – на кораб-ле». Помощь вос-питателю в подго-товке и уборке ат-рибутов, правила безопасного пове-дения на корабле.
Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни.
Закрепить у детей умение подбирать слова – синонимы.
Учить выполнять поручения добросовестно, с желанием. Продолжать формировать элементарные представления о правилах поведения на корабле.
Учить детей оказанию первой помощи уто-пающим.
Художе-ственно-эстетическое развитие Совместное пение песни о море.
Слушание спокой-ной мелодии.
Выкладывание ры-бок из различных геометрических фигур. Продолжать развивать у детей желание петь, способствовать развитию певческих навыков. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Совершенствовать умение детей правильно подбирать геометрические фигуры, совме-щать их по величине и цвету.
Физическое развитие
Подвижно-дидактическая игра «По порядку становись!» Продолжать учить детей быстро действовать по сигналу, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Речевое раз-витие Чтение стихов о море, рыбах и морских животных Развивать у детей выразительность речи при чтении стихов о море.
План занятия
Вводная часть:
1. Организационный момент.
2. Дидактическая игра «Едем, летим, плывем»
3. Выбор капитана и штурмана
Основная часть:
1. Мозговой штурм
2. Повторение правил поведения на корабле, словесно-дидактическая игра «На земле – на корабле»
3. Стихи о море
4. Остров цифр. Дидактическая игра «По порядку становись».
5. Бееседа о морских и пресноводных рыбах.
6. Стихи о морских животных и рыбах.
7. Опыт по очищению воды.
8. Составление рыбки из геометрических фигур.
9. Работа по карте (дорожки, деревья, клад)
Заключительная часть:
1. Беседа о родном городе.
2. Пение песни о море.
3. Подведение итогов занятия
Длительность занятия
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
4 мин
4 мин
5 мин
2 мин
3 мин
3 мин
2 мин
3 мин
2 мин
2 мин
1 мин
40 мин
Ход занятия
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Организационный момент;
Дид. игра «Едем, плывем, летим»;
Выбор капитана и штурмана
- Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, возле входа в нашу группу я обнаружила вот такой странный конверт, а в нем письмо. Вот послушайте, что в этом письме было написано: «Тот, кто нашел это послание – настоящий счастливчик! Карта указывает, где находится клад, но чтобы добраться до клада, нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них будут ждать задания и испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать».
-Все ясно, в нашем музыкальном зале по-бывали сказочные пираты и заколдовали его. Они превратили музыкальный зал в волшебные острова. И теперь жители этих островов просят освободить их от злых чар. А когда мы всем поможем, то сможем найти спрятанный клад.
-Ну что, отправляемся на поиски клада, поможем жителям заколдованных островов освободиться от злых чар?
-Давайте теперь решим, на чем мы отпра-вимся в это путешествие?
-Какие виды транспорта вы знаете?
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Едем, плывем, летим». Я буду показывать вам картинки, а вы мне будете называть транспорт, который соответствует каждой картинке. (Проведение игры «Едем, плывем, летим»).
-Молодцы, а как вы думаете, на каком виде транспорта нам удобнее попасть на заколдованные острова? (на корабле).
-Для того, чтобы отправиться в плавание, нам нужно выбрать капитана и штурмана корабля. (выбирают считалкой).
-Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит
Если веришь, стой и жди,
А не веришь, уходи!
-Капитан и штурман, займите свои места на корабле! (переодеть капитана и штур-мана в соответствующие костюмы) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое раз-витие
2. Основная часть.
Мозговой штурм
Повторение правил поведения на
корабле.
Словесно-дидактическая игра «На земле –
на корабле».
Подвижно-дидактическая игра «По порядку становись!»
Беседа о морских и пресноводных рыбах.
Чтение стихов о морских животных.
Опыт по очище-нию грязной воды.
Работа по подгруппам : составление фигурок рыбки из треугольников
Физкультминутка
-Ну вот, ребята, пора нам отправляться в путь, но прежде нам необходимо приобрести билеты. Билет можно получить, ответив на вопросы. Послушайте внимательно.
1. Сейчас утро, день или вечер?
2. Кто стоит сзади тебя?
3. Сосчитай до десяти.
4. Какие звери зимою спят?
5. Как называется геометрическая фигура, у которой нет углов?
6. Назови самое жаркое время года.
7. После лета наступает…
8. Назови все времена года.
9. Какой сегодня день недели?
10. Какой день недели был вчера?
12. Какой день недели будет завтра?
13. Какое сейчас время года?
14. Диван, кровать, кресло, стол, шкаф – как все назвать одним словом?
15. Кошка, собака, конь, коза, свинья – ка-кие это животные?
16. Сколько углов в овале?
17. В каком городе ты живешь?
18. В какой стране ты живешь?
(Каждый ребенок, правильно ответивший на вопрос, получает билет и проходит на корабль).
- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и на корабле, капитан и штурман заняли свои места, но я вам хочу открыть один секрет, одни и те, же предметы на корабле и на земле называются по-разному. Давайте поиграем в игру, которая так и называется «На земле – на корабле». Я буду вам называть, так сказать, земные слова, а вы будете называть, как эти предметы называются на корабле. И так, начинаем:
Сторона, бок – борт
Кухня – камбуз
Повар – кок
Лестница – трап
Ограждение – леер
Руль – штурвал
Комната – каюта
Подвал – трюм
Туалет – гальюн
Площадка – палуба
Тормоз – якорь
- Ну, что, пора нам отправляться в путь. но перед этим давайте вспомним правила поведения на корабле:
-Не бегать по палубе и не мешать капита-ну;
-Не залезать на леер, чтобы не упасть в море.
-Если на море шторм, не выходить на па-лубу.
-Если на корабле неисправность, надеть спасательные жилеты.
-А чтобы нам веселее было плыть, давайте расскажем стихи о море! (стихи о море).
-Капитан, что там видно на горизонте?
-Вижу остров, штурман, опустить якорь!
-Судя по карте, это остров цифр. На этом острове все цифры перепутались, давайте поставим их правильно!
(У детей билеты с цифрами, дети под му-зыку прогуливаются. По команде «По по-рядку становись», дети выстраиваются от 1 до 10).
-Вот мы и помогли людям на этом острове разобраться с цифрами, а теперь нам пора отправляться в путь, занимайте свои места.
Капитан: Поднять якорь, полный вперед!
-Наше путешествие продолжается. Ребята, скажите пожалуйста, а какие бывают ры-бы? (пресноводные и морские). Назовите, каких пресноводных рыб вы знаете? (щука, карась, речной окунь, сом, а морских рыб (акула, рыба-меч, морской окунь, но ведь есть и морские животные, какие? (кит, дельфин, касатка).
-Кто расскажет стихотворение про кита? (Аня рассказывает стих-е про кита).
-Капитан, что видно на горизонте?
-Вижу остров, спустить якорь!
-Осторожно спускаемся на остров. Ребята, а пираты зря времени не теряли, пока мы плыли, они пробрались на этот остров, который называется Мыс чистой воды, и загрязнили там всю воду, насыпали туда земли, мусора, что же нам делать? Может из моря воды попить? (Из моря пить нельзя, там вода соленая).
-Тогда я предлагаю очистить воду с помо-щью специальных фильтров. Фильтры, это специальные вещества, проходя через которые, вода очищается, оставив в фильтрах всю грязь и примеси. Вот у меня такой фильтр, он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика.
-Что у меня в руке? (ватный диск). Давайте проделаем небольшой опыт. В банку поместим воронку. В воронку положим ватный диск, две таблетки активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой.
-Какая становится вата?
-Какая вода капает в банку?
-А почему?
-Правильно, ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становится чистой.
-А теперь вопрос, можно ли пить эту воду? (нет, нельзя, потому что в ней могут быть невидимые микробы). И с этим заданием справились. Пора нам отправляться в дальнейший путь. Проходите на корабль, продолжим наше путешествие.
Капитан:
-Штурман, поднять якорь, полный вперед!
-Ребята, посмотрите на эту рыбку, из каких геометрических фигур она состоит?
-Какие еще геометрические фигуры вы знаете?
-Чем отличается квадрат от круга?
-Чем отличается квадрат от прямоугольника, треугольника?
-Молодцы, капитан, что там видно на горизонте?
-Вижу остров! Опустить якорь!
Штурман – есть, опустить якорь!
- Ребята, этот остров геометрических фи-гур. Злые пираты выловили здесь всю рыбу и местным жителям совсем нечего есть. Давайте для них выложим таких же рыбок, что мы рассматривали на корабле, из треугольников. (дети на столах по подгруппам выкладывают рыбок из треугольников.).
-И с этим заданием мы справились! И в благодарность за нашу помощь, жители острова дали нам карту сокровищ. (показывает карту). Давайте попробуем по ней отыскать сокровища. Вот, как и указано на карте, перед нами речка, через которую перекинуто два мостика.
-Какой один мостик (широкий и короткий)
-А другой мостик? (узкий и длинный)
-По какому мостику удобней пройти через речку?
-Почему?
-На карте указаны три дерева, а вот и они. Красным крестиком помечено место нахождения клада.
-Одинаковые по высоте деревья?
-Под каким деревом зарыт клад? (достает сундучок? Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое раз-витие
Речевое развитие
Физическое раз-витие
3. Заключительная часть.
Беседа о родном городе.
Рефлексия. Пение песни о море.
Подведение итогов занятия
- Со всеми заданиями мы справились! По-могли людям, живущим на этих островах, и нашли сокровище. А теперь нам пора отправляться назад, в наш родной детский сад. Занимайте свои места на корабле. Капитан, командуй!
-Поднять якорь! Полный вперед!
-А в какой город мы с вами плывем?
-По какой реке мы доберемся до Оренбурга?
-На какой улице находится наш детский сад?
-Какие еще улицы находятся с нашим дет-ским садом?
-Какая улица главная в нашем городе?
-А чтобы быстрее плылось, давайте споем песенку про море!
-Капитан, что там на горизонте?
-Вижу наш родной город!
-Осторожно спускаемся с корабля и идем в детский сад вместе с сокровищами.
-Вот и закончилось наше путешествие. Какие задания вам показались интересными?
-Какие задания вы выполнили быстрее?
-А теперь посмотрим, что за сокровища мы добыли? (раздать детям печенье рыбки). Познавательное развитие, речевое развитие, соци-ально-коммуникативное развитие.
Длительность НОД: 40 минут.