Баянова Юлия Владимировна
Конспект итогового занятия в средней группе «Ключи к знаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №218» общеразвивающего вида г. Барнаул
Выполнила:
Воспитатель высшей категории
Баянова Юлия Владимировна
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель: Закрепить и систематизировать знания и умения полученные ранее; формировать элементарные математические представления, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.
Публикация «Конспект итогового занятия в средней группе „Ключи к знаниям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о частях суток;
- закреплять умение различать и называть времена года;
- закреплять в памяти названия весенних месяцев;
- совершенствовать общую моторику (выполнять движения по образцу и быстро переключаться с одного движения на другое);
- закреплять знания о цифрах от 1 до 5; соотнесении цифры и количества предметов;
- формировать пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа»
- закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение устанавливать закономерности во множестве фигур по трем признакам (цвет, форма, размер).
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
-упражнять в решении математических задач на слух;
-развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, активизировать словарь по темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы».
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
- использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
- Развивать у детей чувство солидарности;
-совершенствовать навыки коллективной деятельности, развивать мышление, творческие способности, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Оргмомент:
- Встали рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ
И наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а мы все на месте, никого не забыли? Ваня, посмотри, кто стоит справа от тебя? Ярослава, кто стоит слева от тебя?
- Покажите мне пальчики правой руки, теперь левой.
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобою дружим маленькие пальчики
1 2 3 4 5 (загибаем пальцы правой руки)
Начинаем счет опять
1 2 3 4 5 (загибаем пальцы левой руки)
Вот и кончили считать.
Ход НОД:
В: - Ребята, к нам в гости пришла ещё одна гостья и зовут её ключница Клава. Как вы думаете, почему её так называют? (Она – хранительница ключей)
- Ключница чем-то расстроена. Да и ключей у неё не видно. Что случилось, Клава?
Клава: Ключи у меня волшебные, ключи к знаниям. Их было три. Но недавно я путешествовала по волшебной стране и ключи свои растеряла! Если не найду, ваши знания, которые вы приобрели за год, позабудутся!
В. : Ребята, что будем делать? (Нам нужно отправиться в Волшебную страну и найти ключики)
В. : А как они выглядели, Клава?
Клава: Ключ из золота – золотой.
Ключ из серебра – какой?
Ключ из железа – какой?
В. : Не волнуйся, ключница Клава, мы тебе поможем ключи отыскать, а ты отдохни пока в саду. Ну, что отправляемся, ребята? Я думаю, что мы справимся и найдём все ключи. Дорога трудная, путь не близкий, а (далекий). Давайте произнесём наш самый главный девиз.
Все: «Один за всех и все за одного!»
В. : Правильно, я надеюсь, что вы не забудете о нём. В добрый путь! На чем же мы можем отправиться?
Дети перечисляют виды сухопутного транспорта.
В. : А чтобы узнать, на чем поедем мы, отгадайте загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой. (Поезд)
В. : А теперь давайте прокатимся с ветерком на нашем поезде. Для этого постройтесь в колонну друг за другом, положим руки на пояс впереди стоящему ребенку и поедем.
Включается тихим фоном минусовка «Мы едем, едем, едем…» из м\ф «Паровозик из Ромашково».
Дети хором читают стихотворение Ольги Крас:
По горам и по долинам
Едет, едет поезд длинный.
Паровозик во весь дух:
- Чух-чух, чух-чух!
Через речку по мосту
Загудел: Ту-ту, ту-ту!
А колё са: - Тук-тук-тук!
Нам лениться – недосуг!
Все вагончики подряд
Раскачались и гремят:
- Кач-кач, кач-кач,
Паровозик наш – силач!
Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоят деревенские домики. Это деревня Сказкино.
В. : Наша первая остановка – деревня Сказкино. Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Здесь живут сказки.
В. : Ребята, а вы знаете сказки? Тогда отгадайте названия сказок.
1. Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Дети: Эта сказка называется «Теремок».
2. Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, волк.
Дети: Эта сказка называется «Три поросёнка».
3. Дед, сани, рыба, лиса, волк, прорубь.
Дети: Эта сказка называется «Лисичка-сестричка и серый волк».
4. Старик, старуха, бык, баран, гусь, петух, свинья.
Дети: Эта сказка называется «Зимовье зверей».
5. Лиса, заяц, собака, медведь, петух с косой.
Дети: Эта сказка называется «Заюшкина избушка».
В. : Молодцы, хорошо знаете сказки. Нас встречает сказка «Заюшкина избушка». Ребята, а кто помнит, как начинается эта сказка?
Дети: Жили-были лиса, да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика – лубяная.
В. : Ледяная избушка из чего была построена? А что ещё бывает изо льда? (сосулька, горка, каток)
В. : А лубяная избушка - это какая? Что ещё бывает деревянным? (дом, стол, стулья)
В. : Что произошло дальше в сказке?
Дети: Пришла весна - у лисы избушка растаяла. Попросилась она к зайчику в гости, да его же и выгнала.
Слышится плач зайчика: И-и-и.
В: Ребята, кто это так громко плачет?
Дети: Это плачет зайчик.
Воспитатель надевает перчаточную игрушку Зайчика.
В. : Здравствуй, заинька. Отчего же ты так громко плачешь?
Зайчик: Здравствуйте, ребята. Как мне не плакать? Попросилась лиса ко мне в избушку погреться, да и выгнала меня, а избушку на ключ закрыла и спрятала его.
В. : Зайчик, а твои лесные друзья помогали тебе выгнать лису?
Зайчик: Конечно, помогали.
В. : Ребята, вы знаете, кто первым пришёл выгонять лису из заюшкиной избушки?
Дети: Первым пришла выгонять лису собака.
Воспитатель выставляет на наборном полотне персонажей из сказки «Заюшкина избушка»
В. : К каким животным относится собака?
Дети: Собака относится к домашним животным.
В. : Каких домашних животных вы ещё знаете?
Дети называют домашних животных.
В. : Смогла собака выгнать лису?
Дети: Собака не смогла выгнать лису.
В. : Кто ещё помогал зайчику выгнать лису?
Дети: Медведь помогал зайчику выгнать лису.
В. : Каким он был по счёту?
Дети: Медведь был вторым.
В. : К каким животным относится медведь?
Дети: Медведь относится к диким животным.
В. : Назовите диких животных.
Дети называют.
В. : Смог ли выгнать медведь лису?
Дети: Медведь не смог выгнать лису.
В. : Кого не хватает среди героев?
Дети: Петуха
В. : Как можно сказать о петушке? Какой он? (сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)
В. : Что можно сказать о лисе? (хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная)
В. : Ребята, петух хочет с нами поиграть и сказал, если мы поиграем, тогда он пойдет вместе с нами с лисой договариваться.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
1. Много-мало 11. Кислый-сладкий
2. День-ночь 12. Холодный-горячий
3. Ясный-пасмурный 13. Большой-маленький
4. Чрный-белый 14. Весёлый-грустный
5. Тёмный-светлый 15. Сильный-слабый
6. Широкий-узкий 16. Храбрый-трусливый
7. Длинный-короткий 17. Чистый-грязный
8. Высокий-низкий 18. Здоровый-больной
9. Мягкий-твёрдый 19. Умный-глупый
10. Лёгкий-тяжёлый 20. Быстрый-медленный
В. : Вот какие мы умные и сообразительные. Пойдёмте теперь вместе с петушком лису выгонять. Петушок, ты начинай, а мы тебе поможем!
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи!
Дети хором: Поди, лиса, вон!
Воспитатель надевает перчаточную куклу лисы.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам! Ишь, удумали меня, лису, из дома гнать. Не уйду, пока мои задания не выполните!
Лиса: Для начала, поиграйте со мной! Назовите меня ласково. (лисонька, лисичка)
На какой звук начинается слово «лиса»? Придумайте ещё слова, которые начинаются на звук [л] (лес, лапти, локоть, ладошки.)
Лиса: Я назову несколько слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите среди них слова со звуком [л] : лампа, матрёшка, пылесос, комар, слон, лавка, мышка, сладости, машина, белка, дождик, лимон, ель, стекло.
Игра со звуками [л] - [л] «Доскажи словечко»
Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке ….(лапу)
Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе ….(лопатой)
Ну и платье! Сплошь иголки.
Его носят вечно (ёлки)
Рыщет волк в глухом лесу,
Ищет кумушку (лису)
В. : Лисонька, может теперь ты вернёшь ключ от заюшкиной избушки?
Лиса: Отдам, если расскажете обо мне. (По одному предложению каждый ребёнок)
План-описание:
1. Дикое животное.
2. Живёт в лесу, в норе.
3. Шерсть мягкая, пушистая, рыжая.
4. Хвост длинный, мягкий, пушистый, с белым пятнышком, нужен для того, чтобы заметать следы.
5. Мордочка острая, ушки треугольные.
6. Ест зайцев, мышей.
7. В сказках называют лису: лисичка-сестричка, Лиса-Патрикеевна, лисонька, лиса - всему лесу краса.
Лиса: Ну что ж, всё вы обо мне знаете. Уговорили вы меня. Держи, зайчик, ключ от своего домика, а я пойду себе другой искать.
В. : Ребята, зайчик так рад, что мы помогли ему освободить домик, что дарит нам свой ключик, ведь замок на двери ему теперь не нужен. Вдруг ещё кто-нибудь захочет домик закрыть! И у нас есть золотой ключ. Мы можем отправляться дальше в путь на своём паровозике.
Встаём в круг друг за другом. Физкультминутка – танец под песенку друзей из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
В. : Мы приехали на лесную полянку. Оглянитесь, посмотрите, ребята, чего-то не хватает на лесной полянке.
Дети: На полянке не хватает деревьев.
Выставляются постепенно на доске предметные картинки на магнитах с солнышком, с деревьями, цветами, насекомыми, птицами. Оформляется большая картина «Лесная поляна».
В. : Какие деревья вы знаете в лесу?
Дети: В лесу растут ель, сосна, берёза, дуб, липа, ива, тополь, рябина.
В. : А кроме деревьев, что ещё растёт в лесу?
Дети: кустарники.
В. : Чем кустарники отличаются от деревьев?
В. : Какое время года сейчас наступило?
Дети: Сейчас наступила весна.
В. : Какие приметы весны вы знаете?
Дети: Солнце светит ярко, пригревает землю. (Прикрепляется солнышко)
Небо стало голубое, чистое, яркое.
На деревьях набухают почки, распускаются листочки.
Появляется зелёная трава, первые цветы (мать-и -мачеха, подснежники, одуванчики, ландыши).
Пробуждаются насекомые (бабочки, жуки, муравьи, божьи коровки, пчёлы, мухи, комары).
Прилетают из тёплых стран перелётные птицы (грачи, скворцы, ласточки, жаворонки).
В. : Молодцы, много знаете. Весна-это нежная, радостная, звонкая пора. Всё кругом просыпается. Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель и май, их не забывай.
В. : А вы знаете стихи про весенние месяцы?
Дети читают наизусть четверостишия о весенних месяцах.
Март.
Март месяц-зимобор.
Он с зимой вступает в спор.
Гонит стужу и метель.
Любит звонкую капель.
Апрель
Апрель-месяц цветень.
Он средь месяцев заметен
Первыми цветами,
Мокрыми лугами.
Май
Месяц май-травник,
Озорник, забавник.
Прогремит грозой,
Обольёт росой.
В. : Какие времена года вы ещё знаете?
Дети: Лето, осень, зима.
В. : Ребята, я опишу приметы времён года, а вы внимательно послушайте, может я что-то напутала?
Летом идёт снег.
Весной звери готовятся к зиме.
Осенью журчат ручьи.
Зимой солнце греет жарко.
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают?
- В какое время года птички улетают на юг?
- В какое время года расцветают подснежники?
- В какое время года играют в снежки?
В. : Ребята, а сейчас утро или вечер? (Утро)
В. : Какие ещё части суток вы знаете? Назовите по порядку.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
Если время позволяет, можно детям рассказать наизусть стихотворение.
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
- Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
- Долог день до вечера, когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
В. : Ребята, посмотрите, под кустиком что-то блестит. Что это?
Дети: Ключ железный.
В. : Вот где обронила ключница Клава один из своих ключиков. И теперь у нас есть уже два ключа. Отправляемся дальше.
Дети встают в круг и под песенку друзей «Мы едем, едем, едем.» движутся по кругу. Проходят к столикам и присаживаются. На доске картинки, изображающие город Цифроград.
В. : Дети, мы приехали в город Цифроград. Как вы думаете, почему волшебный город так называется?
В. : Действительно, в Цифрограде всё напоминает о цифрах. Их в этом городе вы увидите повсюду: в скверах стоят скульптуры в виде цифр, люди носят украшения, сделанные в форме цифр, цифры нарисованы на чашках, тарелках, вазах. Даже печенье и конфеты и те похожи на цифры. Тут не заскучаешь! А нас встречает тётушка Математика.
Воспитатель показывает куклу, на одежде которой нарисованы цифры.
В. : Здравствуй, тётушка Математика. Мы пришли к тебе за помощью. Ключница Клава потеряла в твоём городе один из ключей знаний. Мы обещали его найти, но город такой большой, что мы не представляем, как это сделать.
Т. М. : Серебряный ключ знаний у меня. Вы его получите, если выполните все мои задания.
В. : Ребята, мы готовы? (Да)
Воспитатель демонстрирует картинку, на которой изображен пруд, с плавающими в нем рыбками в виде геометрических фигур разного цвета и величины.
Т. М. : Мне нужна ваша помощь. У меня есть пруд, в котором плавают вот такие необычные рыбки. Мамы-рыбки вышли погулять со своими детками-мальками, а они такие шалунишки, потерялись и не могут найти своих мам.
Воспитатель вывешивает на доске пять геометрических фигур разного цвета в виде рыб.
В. : Это мамы-рыбки (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, все рыбки разной геометрической формы. Назовем их. Поможем малькам вернуться домой к своим мамам-рыбкам?
На столе лежат рыбки-мальки разного цвета и разной геометрической формы.
В. : Какой формы тело этой рыбки? Где её мама? Правильно, а эта рыбка какой формы? Каждому мальку нужно помочь отыскать свою маму.
Спросить детей, что у всех рыбок одинакового, общего? (хвосты в виде треугольника) Чем рыбки (кроме формы) отличаются друг от друга? (цветом) Сколько мальков квадратной формы? (3) Сколько мальков овальной формы? Каких мальков больше всего? Каких меньше?
Молодцы ребята, помогли рыбкам, выручили их из беды.
В. : Игра «Что где находится?»
Детям предлагается расположить на листе в крупную клетку геометрические фигуры.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – овал.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник
В. : Все справились с заданием?
Физминутка для глаз
А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем, дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево посмотри, вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо, а глаза закрой руками.
Цифры просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас.
Выставляются цифры в произвольном порядке.
Игра “Цифры заблудились”.
- Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 5). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.
- Давайте хором посчитаем все вместе от 1 до 5, от 5 до 1.
- Какое число следует за числом 4, 2?
- Какое число стоит перед числом 3, 1?
- Покажите соседей числа 3.
Т. М. : А теперь задачки для самых внимательных и сообразительных.
- Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но дедушке дадим
И останется (один) (Покажите цифру 1)
Четыре зайца шли из школы,
Но вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели? (два)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4 (Покажите цифру 4)
Т. М. : Перед вами карточки, на которых нарисованы предметы и написаны цифры. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их линией с цифрой, которое обозначает их количество.
Т. М. : Ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями. Серебряный ключ знаний вы заслужили, он по праву ваш!
Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад, нас ждёт ключница Клава.
Встали рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Хором: Раз, два, три, повернись, в детском саду окажись.
В. : Вот мы и снова в нашем родном, любимом садике. Никто не потерялся?
В. : Ключница Клава, возьми ключи и храни их как следует, больше не теряй!
Клава: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли! Мне пора возвращаться домой в свою сказку.
Рефлексия.
В. : В. : - Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, понравилось, как дружно вы справлялись с самыми сложными заданиями, но занятие подходит к концу. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось? Давайте оценим свою работу. На столах у вас лежат смайлики, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать смайлику рот – если занятие вам сегодня понравилось, то смайлика нарисуйте радостного с улыбкой, а если на занятии вам было не интересно, то нарисуйте грустного.
Я хочу поощрить ваши старания. Вы за год стали настоящими умницами и умниками, эти смайлики по праву ваши!
Воспитатель дарит медали всем детям в виде смайлика-ученого.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. 2005г
2. Обучение грамоте в детском саду. Л. Е. Жукова.
3. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Н. В. Нищева 2007г.
4. Калинина Т. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Издательство: Учитель, 2011.
5. Журнал «Дошкольное образование», №23( 95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23, «Путешествие по сказкам».
6. Журнал «Мурзилка», № 8, 2005г.
7. Русские сказки от А до Я. «По щучьему веленью», издательство «Урал-Пресс ЛТД», 1993г.
8. Борисова Е. А., Речевые игры и упражнения, журнал «ЛОГОПЕД», 2009год, январь.
9. Интернет – ресурсы: www.ivalex.vistcom.ru/metod24-8.htm "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста", Автор: старший воспитатель МДОУ д/с 236 г. Ярославля Травина Татьяна Сергеевна; doshvozrast.ru›konspekt /razvrech38.htm.