алла чернова
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Слёт лаборантов в Волшебную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Солнышко» с. Побегайловка Минераловодского района
в подготовительной к школе группе «Светлячки»
по образовательной области «Познавательное развитие»
Блок «Познавательно - исследовательская деятельность»
Тема: «Слёт лаборантов в Волшебную лабораторию»
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной группе „Слёт лаборантов в Волшебную лабораторию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
ОПОП «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
21 апреля 2017г.
Воспитатель: Чернова А. И.
Цель:
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Обучающие задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;
Развивающие задачи:
Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;
Развивать наблюдательность;
Развлечь и эмоционально настроить детей.
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, познанию окружающего мира.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать такие качества, как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей новыми словами: лаборатория, опыты, "невидимка", прозрачный, «магнетизм»
Алгоритм организации детского экспериментирования:
Постановка проблемы, которую необходимо решить;
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы;
Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения;
Проверка гипотез (демонстрация опыта педагогом);
Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось, обсуждение увиденных результатов);
Повторение опыта детьми;
Фиксация наблюдений;
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Методы познавательно – исследовательской деятельности:
Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
Метод, стимулирующий детей к коммуникации;
Метод «первой пробы».
Методы обучения:
Проблемный метод:
Дидактическая игра;
Проектирование;
Практические методы;
Работа с книгой (учебным пособием);
Наглядные методы.
Методические приё мы:
Настрой на занятие.
Игровой
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа воспитателя: Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Предшествующая работа:
Экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов по изучению теории вопроса. Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы. Показ несложных опытов, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…»
Основное оборудование и материалы:
Приборы-помощники: разнообразные магниты, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, подносы с материалом для опытов.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Прочие материалы: воздушные шары, сито, таз, спички.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Гонки».
фартуки для детей.
Структура занятия :
Первая часть: (информационно-познавательная.
Вопросы для выявления знаний детей об объектах и явлениях природы.
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
ХОД
Первая часть: (информационно-познавательная)
(Выходит старший лаборант в колпаке, очках, звучит музыка «Сделать хотел грозу, а получил козу», наводит порядок на рабочих столах.)
Сегодня у нас «слет лаборантов» и я жду их с минуты на минуту, они продемонстрируют нам увлекательные опыты.
- Я старший лаборант. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в свою научную лабораторию.
- Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).
А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал)
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований.
Что- то задерживаются наши гости, наверное, пробки на дорогах. Не будем терять время, начнем!
- Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться.
Наш Девиз: Любим исследовать и проверять, чтобы о мире побольше узнать.
Вопросы для выявления знаний детей об объектах и явлениях природы
Что ты знаешь о воде? (вода течет из крана, а еще из труб, если лопнут. Вода есть в речках и озерах, и нет ничего лучше, чем в жаркий день окунуться в речку. Ей можно умываться. Пускать кораблики и выдувать мыльные пузыри Заваривать чай и варить компот. Поливать цветок на подоконнике. А еще она бывает льдом и паром.
Какого цвета вода? (Вода бывает прозрачная и мутная. Цвет воды зависит от растворённых в ней веществ).
Какая на вкус вода? Сладкая, солёная, безвкусная. Вкус воды зависит от растворённых в ней веществ.
Есть ли у воды запах? (Вкус воды зависит от растворённых в ней веществ)
Какой формы вода? (вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость)
В каком состоянии может быть вода? (Лёд, вода, пар) .
Для чего нужна вода в жизни животных и растений? (Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет всё).
Вопросы о снеге:
Что ты знаешь о снеге? Какую форму, запах, цвет имеет снег? (Форма снежинок зависит от погоды. В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты»)
Откуда появляется снег, почему? (Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинк)у.
Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
Вопросы о льде:
Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. - Отдохнули, ребята?
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней … перчатка (показывает детям). Но это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. (Опускаю руку в коробку, надеваю перчатку, спрятав в неё магнит. Магнит лежит в коробке).
Посмотрите. (Подношу руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все скрепки.
- Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать? (Ответы детей – она волшебная; там магнит; перчатка липкая).
- В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимаю перчатку, показываю детям магнит).
Вывод: Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы.
- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? (резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги).
- Рассмотрите и исследуйте их. А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит? (Дети выдвигают свои гипотезы).
- Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтое блюдо, а те которые не притягивает – на синее. (Дети берут по одному предмету, называют материал экспериментируют, подносят к нему магнит. Раскладывают по тарелкам).
- Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит (скрепки, болты, ключи, гайки). А какие не притянул? (пластмассовые ложки, картон, цветы, игрушки). Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи? Дети делают выводы.
Вывод: Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
- Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? И кто мне скажет, что такое преграда? (стена, шлагбаум, человек, машина)
Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона и дерево. Сейчас мы с вами поиграем в
«Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки).
Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
Отчего так происходит? (Дети - магнит притягивает скрепку). Совершенно верно
Вывод: Сила магнита, проходя через картон и дерево притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон.
А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.
Внимание! Задачка на смекалку и сообразительность. Перед вами стаканы с водой и скрепки. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать? (дети делают свои предположения)
- Если картон не является преградой для силы магнита, то может быть и стекло… не препятствует его действию. Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. (Дети пробуют приложить магнит к стеклу).
- Молодцы. Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось? Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно.
Вывод: Сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду.
Молодцы ребята. А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:
Дети:
• Магнит притягивает металлические предметы
• Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
• Вода и стекло не мешают действию магнита.
• Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
ФИЗМИНУТКА «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Задачка на сообразительность.
- Злая мачеха сказала Золушке, что она сможет пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполнит все её задания. Но они такие трудные, что ей ни за что во время не справиться. А ей так хочется попасть во дворец. Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.
- Ребята, ну, что поможем Золушке.
Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся.
Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок.
Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться.
А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике.
( На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцеты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)
Игроки с помощью сита (магнита) отделяют рис от манки (пуговицы от крючков).
Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.
- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?
- Почему вы решили воспользоваться магнитом?
Всё разобрано. Вы с заданием справились.
- А вот и наши учёные. (надевает шапочки «Бакалавра»). Сейчас они нам покажут свои исследования которые они изучили и приготовили дома. Для того, чтобы никому не было обидно, кто будет выступать первым, вы сейчас подойдёте к столу и возьмёте себе номер.
Дети показывают своё ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Задание было дано всем детям).
1. «Надуй шар» Налить воду в бутылку и растворить в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельном стакане смешать сок лимона с уксусом и вылить в бутылку.
Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
2. и т. д
…
Все отлично потрудились, поиграть пришла пора.
И у шариков воздушных, есть для вас одна игра.
Игра «Воздушный шарик». Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.
Итог занятия
Сегодня я узнал….
Было интересно….
Было трудно…
У меня получилось….
Мне захотелось…
Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях
Спасибо вам ребята.