Светлана Никулкина
Конспект итогового занятия по речевому развитию «В путешествие за солнечными лучами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по речевому развитию
«В путешествие за солнечными лучами»
Цель: Определение уровня знаний детей старшей группы по развитию речи за учебный год.
Задачи образовательные:
Закрепить представлений о весне и ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию „В путешествие за солнечными лучами“» размещена в разделах
Совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.
Совершенствовать навык составления описательного рассказа и составления рассказа по картинкам
Задачи развивающие :
- развивать связную речь детей;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, координацию речи с движением.
Задачи воспитательные:
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: письмо, фонарик, картинки с изображением: сосулек, проталины, мальчика, скворечника, скворца. Нарисованные изображения дерева, солнца с лучами, ручейка.
Раздаточный материал: картинки насекомых, цветов, листочки.
Ход занятия
В: - Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро! Давайте поприветствуем друг друга словами:
Доброе утро,
Скорей проснись!
Солнцу шире улыбнись.
В: - Ребята, а сейчас давайте поздороваемся с солнышком :
(пальчиковая гимнастика)
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)
В: - Ребята,
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо.
(В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)
Письмо:
Дорогие ребята, я весенние солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.
Помогите мне, пожалуйста, их найти. А поможет вам волшебный огонек.
В: Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В: - Ребята, вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: - Тогда не будем терять времени.
1 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки.)
В: - Ребята, отгадайте загадку.
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной.
Д: - Сосулька.
В: - Ребята. а как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки?
Д: - Весенняя капель.
В: - Послушайте внимательно, как капает капель и повторите:
Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон.
(В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с хлопками, мальчики с притоптыванием.)
Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.
В: - Молодцы, вот какая веселая капель у нас получилась. Но это еще не все. Необходимо назвать весенние месяцы. (март, апрель, май). А кто из вас знает пословицы про весну.
-На весну надейся, а дрова припасай.
-Кто спит весною, плачет зимою.
-Весна днем красна.
-Ранняя ласточка к счастливому году.
-Грач на горе-весна на дворе.
2 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит на картинку с изображением проталины.)
В: - Ребята, как называется место, где растаял снег?
Д: - Весенняя проталина.
В:- Угадайте, какой цветок вырос первым на проталине? :
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Д:- Подснежник.
В: - Ребята, почему он так называется?
Д. Он появляется из под снега.
В. Найдите среди цветов подснежник и покажите его.
Физминутка
Наши чудные цветки - шагают
Распускают лепестки - руки вверх
Ветерок чуть дышит -дуют
Лепестки колышет – махи над головой
Наши чудные цветки -шагают
Закрывают лепестки – руки над головой соединить
Головой качают -качают
Тихо засыпают – руки под щеку, закрывают глаза
3 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит фонариком на картинки с изображением насекомых)
В:- Ребята, кого согрел луч?
Д: - насекомых.
В. Назовите, каких насекомых вы знаете? (перечисляют)
В. Рассмотрите картинки на своих столах. Поднимите те картинки, на которых насекомое летающее. (Молодцы, а теперь те, где изображено нелетающее насекомое.
Игра: «Один-много»
Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т. д.
Игра: «песенки комара и пчелы» (з-з-з, ж-ж-ж) (тихо, громко, шепотом)
В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?
Д:- четвертый.
Игра с фонариком. «Посмотри где он?» (гимнастика для глаз)
В:- Ребята, а хотите поиграть с огоньком?
Огонек, поиграй с ребятами дружок.
(В. светит фонариком в разные стороны групповой комнаты и на предметы, дети водят глазами и говорят где находиться свет)
В: - Где огонек?
Д:- На потолке, под столом, на стуле, на полу, в шкафу и т. д.
4часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит на картинку с изображением скворечника)
В:- Ребята, кого согрел луч в этом домике?
Д:- скворца.
В:- А как вы догадались?
Д:- Потому что этот домик называется скворечник.
В:- А что вы знаете про эту птицу? (Дети описывают птицу)
В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.
А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Д:- грач, ласточка, лебедь и т. д.
В. Выставляет три картинки. (мальчик, раненый скворец, скворечник) и предлагает составить рассказ по картинкам.
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
Какой он по счету?
Д: - Пятый.
5 часть
В: - Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит на волнистую дорожку)
В:- Реб. угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.
Д:- ручей.
В:- Назовите ласково наш ручей.
Д:- ручеек, ручеечек.
В:- реб. давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу передай
Что делает весенний ручеек называй!
Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.
В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
6 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит фонариком на листок белой бумаги)
В:- Ребята, сейчас узнаем, что за задание здесь спряталось?
Игра: «Назови наоборот»
Веселый-грустный
Маленький- большой
Худой-толстый
Сухой-мокрый
Белый-черный
Длинный-короткий
Узкий-широкий
Высокий-низкий
Идти-стоять
Плакать-смеяться
Молчать-говорить
Чистоговорка: «Жок-жок-жок-скушал Женя пирожок»
Скороговорка: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»
7 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам задание найди.
(В. светит на плакат с изображением дерева)
В:- Что согрел этот луч?
Д:- дерево.
В:- Реб. покажите и назовите, из каких частей состоит дерево?
(Д. показывают и называют)
Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.
В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?
Д:- Не хватает листьев.
В:- Реб. подарим нашему дереву листья и назовем свой листик красивым словом.
(Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).
Д: - Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый, и т. д.
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?
Д:- Седьмой.
В:- Ой, ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи. Солнце благодарит вас за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать?
Дети читают по губам слово «Спасибо»
Итог занятия.
В: - Ребята, смотрите, в конверте еще что-то появилось! Прочитаем!
Радуйтесь, сияйте, улыбайтесь!
Вы дети Солнца, помните об этом.
Тем, что живём под солнцем, восхищайтесь,
Делитесь с ближним своим теплом и светом.
Ваше Солнце.