Алена Вуковчан
Конспект итогового занятия по математике в старшей логопедической группе «В поисках Цветика-Семицветика»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Вуковчан А. С.
Цель: - Совершенствование полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Обучающие задачи:
- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
Публикация «Конспект итогового занятия по математике в старшей логопедической группе „В поисках Цветика-Семицветика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки;
- закрепить умение сравнивать два рядом стоящих числа;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
- закрепить умение различать понятия: выше – ниже;
- закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (форме).
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Оборудование: магнитная доска, цифры, геометрические фигуры, мяч, конверты с заданием, лепестки цветка, клей.
Раздаточный материал : счетные материал, математические наборы, лист бумаги на каждого ребенка, карандаши, карточки с практическим заданием.
Ход занятия.
1. Мотивация. Воспитатель (показывает конверт) : Ребята! А вы знаете, что к нам на группу пришло письмо от девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик», помните, мы ее с вами уже читали. «Ты лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся снова в круг…». Вот, что она пишет: «Дорогие ребята, случилась беда! У меня в вазе у открытого окна на подоконнике стоял цветок, всем известный Цветик-семицветик, я его сама вырастила. А недавно познакомилась с соседской девочкой Аленой. У нее болеет мама. Я хочу ей помочь, мне нужен тот цветок, но его сдуло ветром и его лепестки оказались у Бабы-Яги. Помогите мне их собрать. Бабя-Яга с Кощеем поспорили, что вы ничего не умеете и не знаете. Если вы выполните ее задания, то она вернет лепестки».
2. Постановка цели. Воспитатель: Вот конверт, что пришел от Жени. Ребята, как мы можем помочь Жене собрать цветок? (Ответы детей)
3. Совместная деятельность. Воспитатель: Первое задание Б-Я спрятала где-то здесь. (находит конверт на столе) Вот оно. (Открывает и читает воспитатель) Б-Яга: «Кручу, верчу – запутать хочу, слова наоборот услышать хочу!» Воспитатель: Ух, какая Б-Яга хитрая, думает, что вы не справитесь, а мы ей сейчас покажем, что все знаем и умеем.
1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию:
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
Ребята, вы справились с заданием на отлично и поэтому получаете первый лепесток!
2. А вот и следующий конверт. Б-Яга: Дети, я знаю, что все девочки, женщины и бабушки любят украшения. Я не исключение. Мои бусы рассыпались, их нужно собрать по образцу. А сможете вы это сделать, сейчас увидим.
Дидактическая игра “Бусы”
Воспитатель: Ребята, посмотрите на что похожи эти бусины? (ответы детей). Предлагаю вспомнить их, отгадав загадки.
Отгадайте загадки:
1. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
2. Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад
А зовут его…квадрат
3. Нет углов у меня
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо,
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. круг
4. Если круг у нас упал,
Или вдруг его кто сжал,
По бокам слегка примял,
То получится …
Дети на местах продолжают начатую логическую цепочку из геометрических фигур.
Воспитатель: - А теперь предлагаю вспомнить какие еще вы знаете геометрические фигуры, подберите по форме. На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на прямоугольник). На какую геометрическую фигуру похожа пирамидка? (на треугольник). А солнце? (на круг). А яйцо? (на овал). А стол (на прямоугольник). А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию). А вот знак дорожный «Главная дорога», на какую геометрическую фигуру похож? (на квадрат).
Вот и бусы готовы! Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Б-Яга пишет, что лепесток спрятан около стаканчика с карандашами для свободного рисования. Посмотрите, там ли он (Синий лепесток).
3. Открываем следующий конверт с заданием. Б-Яга: Я заколдовала все времена года и перепутала их местами. Сможете ли вы их назвать в правильном порядке и назвать признаки.
Дидактическая игра «Назови времена года»
Найти 4 картинки времена года
Воспитатель: Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна.
Воспитатель: - После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Воспитатель: А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) Какое лето бывает?
Воспитатель: (показывает картинку осени) Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались?
Воспитатель: (показывает картинку зимы) Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы)
Справились с заданием и вот вам подсказка, где находиться следующий лепесток. В книжном уголке (фиолетовый).
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Отдохнули? Еще хотите? Тогда по играем в еще одну игру, а называется она игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови».
Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)
- Солнце светит днём, а луна….(ночью)
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какое время года сейчас? (весна)
- Как называется самый любимый зимний праздник? (Новый год)
- Как называется явление природы, когда с неба падает вода? (дождь)
4. Воспитатель: Ребята, мы немного отдохнули, но у нас остались еще конверты. Б-Яга: Вот я то знаю как ориентироваться в волшебном, дремучем лесу, знаю каждую веточку, кочку и болото. А теперь хочу проверить и вас, как вы умеете ориентироваться на листке бумаги (за столами с математическими наборами).
Игровое упражнение «Ориентировка на листе бумаги».
Перед вами лист бумаги, в правый верхний угол выложите квадрат, в левый нижний угол выложите прямоугольник, в правый нижний угол выложите треугольник, а в центр положите круг. Ребята, какой угол у нас остался свободный? Правильно, в левый верхний угол выложите пятиугольник.
Воспитатель: Отлично справились с заданием. Вот вам подсказка, где спрятан лепесток. Комнатные растения (зеленый лепесток).
5. Открываем следующий конверт и читаем. Б-Яга: Я заколдовала все числа и они забыли все свои места и перепутались.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правильное расположение цифр? Кто мне поможет расставить цифры по порядку?
Игровое упражнение «Назови число»
Воспитатель: Числа перепутались, ребята, выложите числовой ряд от 1 до 10.
Посчитать от 1 до 10 и обратно.
Ребята, давайте проверим,
какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. И вот вам подсказка, где находится следующий лепесток, в приемной около зеркала (желтый).
6. Открываем 6-й конверт и читаем задание. Б-Яга: «Очень постаралась я и запутала задачи как могла». Воспитатель: Ребята, нам предстоит решить математические задачи от Б-Яги. Готовы? Тогда слушайте внимательно.
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах» :
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? (Пять).
Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (Семь).
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? (Три).
Ребята, вы решили все задачки, и вот вам следующая подсказка, лепесток там где Российский флаг (голубой лепесток).
4. Практическая работа.
7. Открываем последний 7-й конверт и читаем задание. Б-Яга: Я люблю маскироваться и колдовать. Спрятала фигуры в ряд, не отличишь ты их ни как!
Воспитатель: Ребята, тут задание такое, различать геометрические фигуры и выделять лишнюю фигуру из ряда.
Игра называется «Четвёртый лишний» Перед вами карточки с геометрическими фигурами, найдите в первом ряду лишнюю и раскрасьте её зелёным цветом. И т. д.
Воспитатель: Все ребята молодцы, справились с заданием. А вот и подсказка, где находиться последний лепесток, на магнитном мальберте.
Ребята, вы справились со всеми заданиями и нашли все лепестки цветика-семицветика. Теперь нам его нужно склеить и отправить девочке Жене. И она сможет помочь своей соседке и ее маме. Поместим цветик-семицветик в конверт и отправим его по почте девочке Жене.
5. Рефлексия. С использованием рефлексивного кубика Какие задания вам показались самыми легкими, сложными? Какие понравились больше всего? (Ответы детей).