Юлия Адамова
Конспект итогового занятия по математике в средней группе «Поможем математическим королям и принцам попасть в замок»
Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей в средней группе (4–5 лет) на тему «Поможем математическим королям и принцам попасть в замок»
Публикация «Конспект итогового занятия по математике в средней группе „Поможем математическим королям и принцам попасть в замок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений; мир человека, мир природы, «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
«Социально-коммуникативное развитие» Игровая
Коммуникативная
«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений; мир человека, мир природы) Познавательно - исследовательская Игровая
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательно – исследовательская
Игровая Игровые упражнения;
Рассматривание иллюстраций;
Дидактические игры;
Отгадывание загадок.
Коммуникативная
Игровая Игровая ситуация;
Беседа;
Игровые упражнения;
Физ. минутка.
Формы организации детей: групповая, в парах, индивидуальная.
Цель: закрепить и обобщить знания, полученные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
1. продолжать учить считать в пределах 10, осуществлять отсчёт и пересчёт в пределах 5;
2. упражнять в умении различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
3. упражнять в сравнивании предметов по величине и в использовании понятий: высокий – низкий;
4. продолжать учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
5. продолжать учить различать и называть цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
6. продолжать учить выделять группу предметов по цвету, форме;
7. продолжать учить ориентироваться на листе бумаге;
8. упражнять в узнавании и назывании насекомых, деревьев, перелётных птиц.
Развивающие:
1. Развивать мышление, интеллектуальные способности, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес.
2. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
2. Воспитывать культуру совместной деятельности у детей.
Материал
Демонстрационный:
1. картинки с изображением математических принцев и принцесс, матрёшки по величине – 5 штук;
2. картина «Математический замок с цифровыми принцами и принцессами»;
3. макет дерева;
4. иллюстрация с изображением героев мультфильма «Смешарики» в ряд; «Деревья», «Насекомые», «Замок»;
5. картинки «Перелётные птицы» - стриж, трясогузка, кукушка, грач, скворец, соловей;
6. картинки с цыплятами;
7. «полянка» - ткань зелёного цвета.
Раздаточный:
1. разрезные картинки на тарелочках: зайчик, облако, солнышко, домик, ёлочка, морковка;
2. карточки «Цветочки»;
3. раскраски «Цифры»;
4. карточки с бархатной бумагой;
5. пара варежек с сериационным рядом из геометрических фигур;
6. картинки «Домики с цифрами от 1 до 5» - 5штук.
7. счётный материал : пчёлки, игрушки – машинки, мишки, мячики, куклы.
Оборудование: магнитная доска с магнитами.
Предварительная работа с детьми:
1. рассматривание иллюстраций;
2. разгадывание загадок о насекомых, деревьях, птицах;
3. наблюдения на прогулках;
4. индивидуальные занятия;
5. решение логических задач.
Предварительная работа воспитателя: Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Структура занятия :
1. Организационный момент
2. Дидактическая игра «Найди пару варежке»
3. Дидактическая игра «Кто за кем стоит?»
4. Дидактическая игра «Назови знакомое дерево»
5. Дидактическая игра «Назови насекомых»
6. Дидактическая игра «Домики»
7. Дидактическая игра «Назови перелётных птиц»
8. Дидактическая игра «Расставь матрёшек по росту»
9. Дидактическая игра «Сколько цыплят?»
10. Физ. минутка «Цветы»
11. Дидактическая игра «Сколько цветочков и бабочек»
12. Дидактическая игра «Нарисуй картинку»
13. Дидактическая игра «Какое время суток?»
14. Итог. Анализ занятия.
Методические приемы:
1. Наглядный (просмотр иллюстраций, картинок, карточки, тарелочки со счётным материалом, домики с цифрами, рассматривание макета дерева с перелётными птицами).
2. Игровой (игровая ситуация, игровые упражнения, дидактические упражнения и игры).
3. Словесный (объяснение, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадывание загадок, работа детей в парах, поощрение, анализ занятия).
4. Практический (совместное выполнение физ. минутки с детьми, работа с карточками, самостоятельная деятельность детей за столами – выполнение заданий).
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас словами – геометрические фигуры, наложить, приложить, поровну, одинаково, высокий, низкий, пониже, самый низкий, вверху, рядом, около, справа, слева.
Индивидуальная работа: развивать умение отвечать на ответ педагога в процессе диалога полным предложением, воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища
Место проведения: группа.
Количество: 12 детей.
Ход занятия : (Дети стоят в кругу).
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли математические короли и принцессы. А каких королей вы узнали? (Дети называют знакомых короля и принцев 1,3,5,7, 9; королеву и принцесс 2,4,6,8). Они целый год гостили у нас в детском саду, мы с ними познакомились, узнали много про цифры и числа. А сейчас им пора в путь к себе домой, в математический замок. Но злой волшебник не пускает их. Поможем им добраться? Чтобы помочь нашим героям, нужно выполнить трудные задания.
Сегодня мы будем с вами решать необычные задания, выполнять упражнения на смекалку и сообразительность. А ещё, если справитесь с заданиями, вас ждёт сюрприз.
Дидактическая игра «Найди пару варежке»
На стульчиках по одной варежке с узором из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы видите, какого они цвета? Я вам раздам вторую пару. Вы должны подобрать пару. Для этого нужно правильно определить, какие геометрические фигуры есть на варежке, какого они цвета. Будьте внимательны, ещё раз рассмотрите узор.
(Дети подбирают пару к варежке и приклеивают её к стульчику, садятся на него).
Дидактическая игра «Кто за кем стоит?» (Воспитатель показывает картинку с изображением героев м/ф «Смешарики» и просит ответить на вопросы).
Воспитатель: Первое задание для короля Один. Посмотрите, из какого мультфильма герои? Надо рассмотреть и правильно ответить. Кто стоит за Лосяшем, за Копатычем? За кем стоит Нюша? Кто стоит между Крошем и Копатычем?
Дидактическая игра «Назови знакомое дерево»
Воспитатель: Следующее задание для Королевы Два. Что здесь нарисовано? (Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы деревья). Назовите деревья, которые вы узнали. (Дети называют ель, сосну, берёзу, дуб, яблоню).
Дидактическая игра «Назови насекомых».
Воспитатель: Принцу Три злой волшебник приготовил тоже задание. Кто здесь нарисован? Посмотрите внимательно и назовите насекомых, которых вы знаете. (Воспитатель показывает картинку с изображением насекомых. Дети их называют: бабочка, паук, пчела, муравей, божья коровка).
Дидактическая игра «Домики»
Воспитатель: Вот вам следующее задание для Принцессы Четыре. (Воспитатель показывает домики). Выберите себе в парах домик. Посмотрите на свои домики, на них изображены цифры. Какая цифра у вашего домика,? На тарелочках лежат картинки с игрушками. Девочки выберут себе мишек или кукол, а мальчики – машинки или мячики. Каждая пара должна поселить в свой домик столько игрушек, сколько обозначает цифра на домике. (Опрос каждого ребё нка: сколько он взял игрушек, почему). Молодцы, все справились с заданием!
Дидактическая игра «Назови перелётных птиц»
Воспитатель: Следующее задание для Принца Пять. Посмотрите и скажите, кто сидит на дереве? Какие это птицы? Назовите перелётных птиц. (Воспитатель показывает макет дерева, на котором висят картинки с изображением перелё тных птиц: скворца, грача, ласточки, стрижа, кукушки, трясогузки. Дети рассматривают картинки и называют птиц).
Дидактическая игра «Расставь матрёшек по росту»
Воспитатель: Ребята, помогите Принцессе Шесть. Вы должны расставить 5 матрё шек по росту: от самой низкой до самой высокой и рассказать. (Воспитатель показывает картинки с изображением матрёшек, один ребёнок выходит к доске, расставляет по росту и проговаривает, какая матрёшка стоит по отношению к другой. Если ребёнок затрудняется, дети помогают).
Дидактическая игра «Сколько цыплят?»
Воспитатель: Следующее задание для Принца Семь. Курочка с цыплятами вышла погулять, травку пощипать, но пора домой, цыплята все разбежались. Ребята, помогите курочке посчитать цыплят. (Воспитатель показывает картинки с изображением курицы и цыплят на «полянке». Один ребёнок выходит и считает цыплят).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно посчитали. А сейчас мы немножко отдохнем. Физминутка «Цветы» (Дети повторяют описываемые движения)
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают.
И по-прежнему цветут.
Дидактическая игра «Сколько цветочков и бабочек»
Воспитатель: Задание для Принцессы Восемь. Ребята, давайте пройдём к столам. Перед вами лежат карточки с цветочками. Давайте сосчитаем, сколько цветков наклеено на карточке в верхнем ряду? Вы должны отсчитать столько же пчёлок, сколько цветочков и выложить их под каждым цветком в нижнем ряду. А сейчас, давайте проверим себя, наложите пчёлок на каждый цветочек. (Дети занимают места за столами. Перед каждым ребёнком лежит карточка с 5 цветочками, на тарелочке лежат картинки с пчёлками. Задача ребёнка отсчитать 5 пчёлок выложить их в ряд на карточку под цветами, затем наложить пчёлок сверху на цветы).
Дидактическая игра «Нарисуй картинку»
Воспитатель: Отправляемся дальше, ребята. Смотрите, здесь задание для принца Девять. Мы будем рисовать картинку. (Воспитатель показывает карточку с бархатной бумагой и картинки на тарелочках. Дети выкладывают картинки на листе бумаги).
Посередине листа располагаем домик.
Справа от домика растёт ёлочка.
Слева стоит зайчик.
Рядом с зайчиком морковка.
Вверху светит солнышко.
Рядом плывёт облачко.
Получилась у вас картинка?
Дидактическая игра «Какое время суток?»
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, будьте внимательны!
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? … утро)
Продолжаем отвечать, части суток называть.
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Итог. Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, вы – молодцы! Мы помогли нашим героям попасть домой, в математический замок. (Воспитатель показывает на доске замок с изображением математических героев). Посмотрите, они уже дома!
Мы сегодня многое узнали. Что вам понравилось? Что было интересно? А что было вам трудно? (Дети подводят итоги).
Раскраски «Цифры». Я вам дарю раскраски с цифрами.
Пусть помогут вам старания, память, логика, внимание!