Светлана Рытикова
Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения:
1. «Развитие связной речи – необходимое условие успешной учебы в школе».
2. Показ родителям упражнений для игр с детьми.
3. Развитие мелкой моторики руки, как важное составляющее в развитии речи.
4. Советы и рекомендации родителям.
ХОД.
Уважаемые родители!
Публикация «Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
На нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей. Уже ни один год мы работаем над темой по развитию речи дошкольников.
Как вы думаете: «Можно ли помочь детям в становлении грамотной, свободной речи?» Конечно! И сделать это могут не только педагоги детского сада, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учебы в школе.
Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. И чем взрослее становятся наши дети, тем занятия с ними должны быть интереснее и соответствовать возрасту. По этому вопросу я могу дать Вам интересные советы.
В нашем современном мире, при нехватке времени для живого общения с близкими людьми, детьми, друзьями, все заняты просмотром телепередач или все вечера и дети, и родители проводят за монитором компьютера, иногда общение с детьми обходится несколькими фразами. Как же научатся наши дети красивой речи, если мы с ними не общаемся?
Пожалуйста, используйте возможность теплого, задушевного общения с ребенком, постарайтесь узнать, что они любят делать больше всего на свете. Возьмите это на заметку, и в нужный момент вам не составит труда, позаниматься с ребенком, заинтересовать его, чтобы чему-то научить. Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание желаний просто потому, что они-то на интуитивном уровне понимают, что все желания имеют обыкновение исполняться. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.
Вот, например, как можно поговорить, поиграть, позаниматься со своим ребенком. Вы обязательно должны использовать все виды искусств, включите приятную, красивую музыку:
1 упражнение: «Воображение»
Цель: вызывать эмоциональный отклик в душе ребенка, способствовать развитию воображения, умению составлять предложения в рассказ, способствовать развитию связной речи.
Предложите ребенку: «Давай послушаем, закрой глаза и представь, что ты видишь?» (включается релакс - подводный мир). Выслушайте ребенка и помогите составить рассказ из нескольких предложений. (Провожу с родителями это упражнение)
Обязательно хвалите ребенка, исправляя ошибки в звукопроизношении или в построении предложений. Мягко предложите повторить еще раз тихо и спокойно. В занятиях с детьми обращайте внимание на свою речь, она должна быть четкой, внятной, не громкой, но эмоциональной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится у вас. Побуждайте детей к общению, создайте такую обстановку, которая заинтересовала бы его, внесите что-то новое, интересное.
2 упражнение: «Узнай что это?» (на основе опробования продуктов).
Детям предлагается отгадать на ощупь, что находится в мешочке.
-Что сказали ручки? (длинный,вытянутый,шершавый, с хвостиком.) ОГУРЕЦ
Предложить понюхать, что лежит в закрытой тарелочке.
-Что сказал носик? (ароматный, приятный запах.) МАНДАРИН
-Что сказали глазки? (оранжевый, круглый, похож на мяч.) АПЕЛЬСИН
Предложить попробовать по-маленькому кусочку.
- Что сказал ротик? (сочный, сладкий.) ЯБЛОКО
Составьте загадку на основе знаний о фруктах.
(Провожу с родителями это упражнение)
3 упражнение: «Перескажи сказку».
Цель: продолжать формировать умение пересказывать, в соответствии с последовательностью текста, составлять предложения близкие к тексту автора, усваивать новые слова. Способствовать развитию зрительного восприятия, сенсорному развитию, закрепить знания цветов.
Для поддержания интереса в сенсорном развитии детей, так же можно использовать цветотерапию. Введите ребенка в комнату, где развешаны ёлочные гирлянды, включите их, при приглушенном свете, - вот вам и волшебство, вот вам и сказка. Спросите, какого цвета горят огоньки? (закрепляя тем самым знание цветов). Используйте этот момент, дайте ребенку интересную информацию - прочтите сказку или рассказ. Прочтите так, чтоб ребенок захотел послушать ещё раз, когда он хорошо будет знать текст, попросите пусть перескажет его для Вас. Если ребенок затрудняется, перескажите с ним эту сказку так: я начну, а ты продолжишь. Побеседуйте о героях: кто тебе понравился? Чем? Как был одет? и т. д. Ваш ребенок никогда не забудет этого: ни сказку, ни обстановку, в которой всё происходило.
Большую роль в развитии речи детей играет развитие мелкой моторики руки, и в нашей группе этому уделяется большое внимание. Это большое количество разнообразного конструктора (напольного и настольного, разные виды мозаик, лото, наборы настольных игр разной тематики. Много уделяется работе по продуктивным видам деятельности: лепке, аппликации, рисованию.
4 упражнение: «Создание коллажа»
В домашних условиях можно создать коллаж-аппликацию, путем обрывания на тему «Листопад». Сначала нарисуйте на картоне голубого цвета дерево с ветками, но без листьев, затем нарвите из желтой, красной, оранжевой бумаги мелкие кусочки (или из цветных салфеток) и вместе с ребенком наклейте падающие листья и ковер из листьев на земле, так же приемом обрывания. Создание этой работы, подарит не забываемые минуты общения с Вашим ребенком и хорошее настроение.
Играть дома можно так же в разные игры: хороводные, речевые с движениями, пальчиковые и т. д.
5 упражнение: мягкая игрушка «Зайчик на пальчик».
Цель: развивать мелкую моторику руки, работать по речевым указаниям воспитателя.
Давайте и мы с Вами сделаем зайчиков, чтобы Вы подарили их своим детям - пусть это будет символическим подарком для Вашего малыша.
Зайчика на пальчик делали детям с 3-х лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Я хочу верить, что всё, что Вы сегодня узнали, Вы обязательно будете использовать в общении по развитию связной речи у Ваших детей.
Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз Вам напомнить, что необходимо делать с детьми дома по развитию связной речи :
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у Вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. Если Вы заметили, что у ребенка возникли проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу, невропатологу).
И напоследок хочу сказать: «Любите своих детей, помогайте им - это самое дорогое, что у Вас есть!»