Мазунова Ирина Геннадьевна
Конспект итогового открытого занятия в компенсирующей группе детей с ТНР с использованием ИКТ «Встречаем лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового открытого занятия в компенсирующей группе детей с ТНР с использованием ИКТ на тему : «Встречаем лето».
Мазунова И. Г. учитель-логопед высшей квалификационной категории
Публикация «Конспект итогового открытого занятия в компенсирующей группе детей с ТНР с использованием ИКТ „Встречаем лето“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
структурного подразделения «Улыбка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- обобщать и уточнять представления о лете;
- закреплять навык звуко - слогового анализа двухсложных слов;
- упражнять детей в определении места звука в слове, умении делить слова на слоги, различать твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные и согласные;
- учить составлять рассказ по предметно-графической схеме, по набору предметных картинок, используя интерактивную доску.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- фонематическое восприятие;
- слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;
- индивидуальные особенности детей в творческой речевой деятельности.
Коррекционно- воспитательные:
-воспитывать речевой этикет, умение слушать, не перебивая товарищей,
-формировать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности.
Ход занятия.
Оргмомент.
Л. : Ребята, сегодня, когда шла я в детский сад, поймала лучики солнышка. Мне сразу стало очень хорошо, радостно и я улыбнулась. Хочу поделиться с вами лучиками солнышка и улыбкой.
Сложите ручки в форме «лодочки» и я поделюсь с вами лучиками солнышка, чтобы у вас тоже было хорошее настроение и вы улыбнулись друг другу (дети выполняют).
А теперь давайте подарим лучики и ваши улыбки гостям, чтобы и у них поднялось настроение, и они улыбнулись.
Л: - Скажите, в какое время года особенно ярко светит солнышко?
Д: - Летом. (Правильно, молодцы).
Л: - Вы хотите, чтобы быстрее наступило лето?
Д: - Да.
Л: - Но для этого нужно показать Феи лета, что мы хорошо занимались весь год, многое уже выучили и знаем и заслужили летний отдых.
Развитие фонематического слуха.
Работа со звуком /с/. Определение места звука в слове.
Давайте для начала вернём солнышку лучики.
-Какой 1-й звук в слове солнышко? /с/.
(Дети подбирают лучики, определяя место звука /с/ в слове)
Дифференциация согласных и гласных звуков.
Л: Светит солнышко, и цветут цветочки. Нам нужно проложить дорожку из цветочков. Серединки цветов синего, зелёного и красного цвета, что соответствуют гласным звуки, согласным твёрдым, согласным мягким.
(Называю слова, дети определяют какой первый звук в слове и выбирают цветок с соответствующей серединкой, прокладывают дорожку)
Л. : Цветочная дорожка привела к следующему заданию.
Работа с интерактивной доской. Дифференциация звуков /с/- / с’/ Деление слов на слоги.
А следующее задание такое:
1. разложить правильно картинки в корзинки со звуками с и с’.
2. Разделить слова на слоги и распределить в домики (1, 2, 3 слога).
(дети выполняют задание на интерактивной доске)
Звуко-слоговой анализ двухсложных слов
Л. : Посмотрите какой жук сел мне на руку. (Божья коровка).
Летом много жуков и наш жучок просит нас сложить звуко-слоговую схему слова жуки.
Дети выкладывают схему, делают полный звуко-слоговой анализ с заменой звуков буквами.
Развитие связной речи.
Составление рассказа, используя предметно-графическую схему.
А теперь нам нужно составить рассказ о жуке, используя предметно-графическую схему (перед каждым ребёнком лежит предметно-графическая схема, дети составляют).
Около леса раскинулась лужайка. На лужайке гулял Женя. Женя увидел жука. Жук сидел на ежевике. Ежевику Женя положил в жбан. В жбане у Жени жалобно жужжал жук. Жука пожалел Женя. Женя посадил жука на ежевику.
Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей.
- Какой звук повторяется в словах рассказа? (Ж).
-Какой буквой обозначается звук /ж/?
-Давайте нарядим букву Ж в летнее платье.
(каждый ребёнок украшает букву Ж цветочками, листиками, клубничками, бабочками и т. д.)
Физминутка
А теперь пришло время отдохнуть. Упражнение на внимание: «Слушай-выполняй»
Развитие связной речи
Составление рассказа по опорным картинкам, используя интерактивную доску.
Л. : Ну что ж, осталось нам рассказать о летней речке. Что можно там увидеть.
Используя интерактивную доску, дети с помощью опорных картинок составляют рассказ.
Рефлексия:
Ребята, сегодня на занятии вы показали, сколько умений и навыков приобрели за год. Я думаю, что вы вправе заслужили летний отдых, и Фея лета прислала свою фотографию. Но платье на фотографии нужно раскрасить вам самим. Придумайте рисунок и украсьте платье.
Тема: «Использование телесно-ориентированных психотехник в развитии коммуникативных и речевых навыков детей с тяжелыми нарушениями речи».
Мазунова И. Г. учитель-логопед высшей квалификационной категории
структурного подразделения «Улыбка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области
Наиболее естественными и гармоничными для ребёнка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных методов в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в контексте развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ. По данным исследований, за последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%.
Всё более актуальной становится разработка программ комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольных учреждений. В коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы.
Адаптация телесно-ориентированных методов применительно к детскому возрасту проводилась нейропсихологическим отделом психолого-медико-социального центра помощи детям и подросткам СЗУО г. Москвы под руководством к. п. н. Семенович. Телесно-ориентированный подход (ТОП) можно использовать в работе с детьми 4-7 лет и старше как с нормальным психическим развитием, так и со специальными образовательными потребностями. Проблемы для решения которых, можно использовать ТОП : эмоциональные (агрессия, капризность, коммуникативные (застенчивость, неуверенность, речевые. Задачи ТОП: снять психологическое напряжение, заторможенность, скованность, учить саморегуляции, осознавать своё тело, его возможности.
Проведение коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи продуктивнее на основе сочетания традиционных методик с элементами телесно-ориентированных практик, которые согласно полученным данным, способствует психомоторному развитию, становлению мимической и речевой моторики. Они обеспечивают согласование у детей речи с активным движением, способствуют более эффективному формированию у них положительной мотивации к работе и развитию всех компонентов речи.
Для решения этих задач в своей логопедической группе с детьми с тяжёлым нарушением речи используем телесно-ориентированные психотехники. Под этим названием мы объединили упражнения, в которых выполняются различные движения корпуса, рук, либо артикуляционного аппарата. Это упражнения биоэнергопластики, кинезиологии, психогимнастики, ладонные игры, физминутки в стихах, совмещение движений с произношением или слушанием. Все эти формы работы проводятся фронтально и индивидуально. Включаются как элементы занятий по обучению произношению, грамоте, развитию связной речи.
Начиная с самого первого этапа, когда стоит задача подготовить артикуляционный аппарат и фонематический слух к постановке звуков, вводим артикуляционные упражнения, где совмещаются движения артикуляционного аппарата и руки, т. е используем метод биоэнергопластики.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Для развития фонематического слуха предлагаем следующие упражнения с движениями: детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача – прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем различные приемы, в которых совмещается движение с произношением или слушанием. Например: при дифференциации звуков п – б используем игру «Балалайка и пианино» - называю слова с изучаемыми звуками, а дети в зависимости от того какой звук слышат (п или б, изображают игру на балалайке или пианино.
Опора на кинестетический анализатор, позволяет быстрее научить такому виду звукового анализа, как определение позиции звука в слове – начало, середина, конец слова. В нaчале детям предлагается полoска бумаги, разделенная на 3 части, каждая из которых обозначает начало, середину или конец слова. Ребёнок произносит слово с заданным звуком, проводя пальцем по полоске, приэ том утрированно произносит искомый звук и одновременно нажимает пальцем на полоску, таким образом определяя позицию звука.
На начальном этапе решаем задачу снятия эмоционального напряжения, стараемся максимально раскрепостить детей. Этому служат психогимнастика. Например, упражнение «Солнышко».
- Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.
Дети имитируют расслабление.
- Солнышко спряталось, стало прохладно, сoжмитесь в комочек.
Дети напрягаются.
- Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.
Дети показывают расслабление и удовольствие.
С самых первых занятий включаем упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
В этом нам помогают ладонный игры. Это игры в парах, где дети в сопровождении речевого текста ударяют ладошками по ладошкам партнера и разным частям своего тела. Эти игры кроме развития коммуникативных навыков, позволяют закрепить произношение автоматизируемых звуков, развивают чувство ритма и координацию движений.
Для занятий по обучению грамоте нашли интересный прием, позволяющий быстро научить детей сливать слоги. Для этого используем ладонь.
Каждому пальцу соответствует определённая буква, например: большой палец – буква П, указательный – А, средний – О, безымянный – У, мизинец – Ы. Соединяя пальчики попеременно гласные буквы с согласной, читаем прямые и обратные слоги.
На каждом занятии проводим физкультминутки в стихах. Использование стихотворных форм влияет на сенсомоторное развитие детей благодаря ритмичной слоговой структуре, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и успешное формирование навыка чтения. Кроме того, задания, которые сопровождают чтение стихотворения, развивают фантазию, интеллектуальное воображение, развивают моторные навыки, формируют чувство ритма.
Кинезиологические упражнения позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Используемые приёмы телесно-ориентированных психотехник позволяют сделать занятия более насыщенными, эмоционально окрашенными, также решают и оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Позволяют в доступной интересной форме развивать у детей общие речевые и коммуникативные навыки, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Литература:
1. Власова Т. М., Пфаффендрот А. Н. Фонетическая ритмика. М., Просвещение, 1996.
2. Крепенчук А. И. Пальчиковые игры. С. -Петербург, Литера, 2006.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А. Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., Айрис дидактика, 2006; 110с.
4. ЯстребоваА. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М., Аркти, 1999.
5. Чернигина Е. В., Горшкова Е. В. Эффективность телесно-ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4-5 лет//
Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 99-107.