Каменская Екатерина Викторовна
Конспект итогового индивидуально-подгруппового занятия с закреплением произношения звука [Л] с использованием кинезиологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
итогового индивидуально-подгруппового занятия с закреплением произношения звука «Л» с использованием кинезиологии.
Подготовила:
Учитель-логопед Каменская Е. В
Тема: «Автоматизация звука «Л» обратном ударном слоге в конце слова.
Цель: автоматизировать звук «Л» в словах, развивать артикуляционную моторику с активизацией межполушарного воздействия; развивать фонематический слух; улучшать память;
Задачи:
Публикация «Конспект итогового индивидуально-подгруппового занятия с закреплением произношения звука [Л] с использованием кинезиологии» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука «Л»; называть слово в единственном числе, употреблять глаголы прошедшего времени; называть картинку по обобщающему слову, продолжать учить составлять распространенные предложения (строить фразу, наращивая предметный ряд);
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука «Л»; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развивать артикуляционную моторику с активизацией межполушарного воздействия; развивать фонематический слух; улучшать память; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, повышение мотивации к учебе.
Планируемые результаты:
-знать артикуляцию звука «Л», его характеристики;
- звук «Л» в обратном ударном слоге в конце слова.
Лексика:
Бал, вал, зал, бокал, канал, пенал, обвал, вокзал, вол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, стул, осёл, козёл, котел, новосел, мел, Михаил.
Оборудование: массажные коврики, зеркала; звуковые дорожки; картинки, в названиях которых имеется звук «Л» в единственном и множественном числе, карточки кинезиологической физминутки, музыкальное сопровождение; речевые карточки к фонетической игре «Звук потерялся».
Ход занятия:
I .Организационный момент.
«Весёлая звуковая тропинка». Ребенок входит в кабинет, идет по квадратам и проговаривает слоги: «АЛ, ОЛ, УЛ, ЭЛ, ЫЛ»
«ЯЛ, ЁЛ, ЮЛ, ЕЛ, ИЛ»
Садится за стол.
I I. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Трубочка – улыбочка - рот открыт» (чередуем до 5 раз).
3. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками) : «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука «Л» :
1. - Сделаем упражнение «Чистим зубки» : широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
2. - А сейчас сделаем упражнение «Маляр» : широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов).
3. - Упражнение «Лошадка» : присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и пощелкиваем языком (под счет до 10).
4. Куда поставить язык, чтобы произнести звук «Л»?
3) Упражнения для дыхания: «Студим блинчик», «Ветерок»;
III. Сообщение темы занятия.
1. Упражнение «Самолет», звуковые дорожки :
длинный звук «ЛЛЛЛЛЛЛЛ»
короткие звуки «Л – Л – Л – Л»
2. Упражнение «Хлопни-топни» (выделение звука «Л»).
• если слышишь звук «Л» - хлопни, если слышишь другой звук – топни.
«Ф, Л, Л, Л, П, Л, Р, С, Л, Л, К, Ц, Р, Л, Ш, Л, К, П, Л, Ф, Ч, Л, Д,Л,Т,Л»
3. Многократное повторение каждого слога:
• повторить каждую пару слогов несколько раз
«АЛ – ЯЛ, ОЛ – ЁЛ, УЛ – ЮЛ, ЭЛ – ЕЛ, ЫЛ – ИЛ»
4. Упражнение «Эхо»
• повторить слово 4 раза:
Бал, вал, дал, зал, мал, спал, упал, устал, копал, писал, вол, гол, пол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, тянул, уснул, качнул, ныл, был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, унял, вёл, шёл, осёл, козёл, котёл.
5. Игра «Много – один»
• педагог называет слово во множественном числе, ребенок – в единственном:
Бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, уколы, щеглы, стулья, ослы, козлы, столы, котлы, новоселы.
IV. Физминутка с проговариванием и сменой положения рук: «Кулак – ребро – ладонь»
«Дятел на дубу сидит.
Дятел долго дуб долбит.
День долбил, два долбил –
В небо носом угодил».
6. Упражнение: «Я скажу так».
• ребенок произносит глагол в прошедшем времени.
Предполагаемый ответ ребенка: «Я….(писал, писала).
Писать, копать, стучать, дуть, тянуть, ныть, выть, мыть.
7. Фонематическая игра «Звук потерялся» :
• в слове потерялся последний звук «Л», добавьте его, чтобы слово стало целым:
Ба -, ва -, за -, бока -, кана -, пена -, мета -, во -, го -, ко -, по -, уко -, чехо -, щего -, футбо -, сту -, осё -, козё -… .
8. Упражнение «Карусель»
• перечислить всю серию картинок несколько раз, ускоряя темп
Бал, вал, зал, бокал, вокзал, вол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, стул, котел, новосел, мел, Михаил.
• Назвать картинку по обобщающему слову:
Школьные принадлежности, мебель, спортивная игра, птицы, животные, посуда.
V. Физминутка : движения с проговариванием по кинезеологическим карточкам.
Кинезиопесенка : «Что манит птицу.»
«Что манит птицу –
Высота, высота!
Что рыбам снится –
Глубина, глубина!»
9. Упражнение «Покажи Михаилу» :
• построить фразу, наращивая предметный ряд. Ребенок выкладывает на доску картинку и проговаривает:
1 предложение: «Михаил, вот …. (бокал)»
2 предложение: «Михаил, вот (бокал) и (пенал)».
3 предложение: «Михаил, вот (бокал, (пенал) и …. (козёл)».
10. Повторить предложение, исправив ошибку:
--- Михаил коня напоить.
--- Стул упасть на пол.
--- Отец поехать на вокзал.
VI. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком «Л»)
- Дай характеристику звука «Л».
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания.