Наталья Шаврина
Конспект итогового фронтального логопедического занятия «Звукознайки» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Звукознайки"
Цель: Закрепление знаний о звуковой культуре речи у детей среднего возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Учить на слух дифференцировать длинные и короткие слова. Выделять первый звук в слове. Подбирать слова на заданный звук. Формировать ритмическую организацию слова.
Коррекционно-развивающие. Развивать моторику артикуляционного аппарата. Развивать фонематические представления. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание. Закреплять умение изменять силу голоса. Координировать речь с движениями.
Публикация «Конспект итогового фронтального логопедического занятия „Звукознайки“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Кукла «Юпик» (инопланетянин, маленькие зеркала по количеству детей, Карточки: большой комар и маленький комарик; большой насос и маленький насос; жук, змея; большой тигр и маленький тигренок; большой самолет и маленький самолетик. Нарисованные картинки: губы и язык, символы артикуляционной гимнастики. Магнитофон, музыкальные рифмовки.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Развитие фонематических представлений)
Логопед встречает детей в дверях, организует приветствие, предлагает правильно назвать первый звук своего имени (Миша - мь).
Логопед : Молодцы, проходите, присаживайтесь. На стульчике перед детьми сидит кукла «Юпик» с карточками (см. оборудование).
Логопед : Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: Юпик.
Логопед : А кто такой Юпик?
Дети: Это инопланетянин, он приходит к нам учиться говорить красиво.
Логопед : Ребята, Юпик собирается улетать на летние каникулы к себе домой, на другую планету. С собой он взял карточки, при помощи которых хотел рассказать своим друзьям про красивую речь. Но некоторую информацию забыл. Что же делать?
Дети: Поможем, напомним, расскажем.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развивать артикуляционную моторику).
Первая картинка: Губы и язык
Логопед : Ребята, что эта карточка обозначает?
Дети: Чтобы красиво говорить необходимо язычок тренировать
Логопед напоминает, что необходимо правильно сесть, удерживая зеркало в руках. Упражнения: «лопаточка», «окошечко», «вкусное варенье», «иголочка», «чашечка», «лошадка», «помидоры… – огурцы.», которые разучили на предыдущих занятиях.
3. Формирование фонематического слуха. (Учить различать на слух звуки «З», «Зь» изолированно, в слогах, словах).
Вторая картинка: Ухо
Логопед : Ребята, а эта карточка что обозначает?
Дети: Чтобы красиво говорить звуки нужно слышать.
Д/и «Большой - маленький»
Логопед : Я буду называть звуки, слоги, слова. Если вы услышите звук «З», песенку большого комара – подойдите к этой картинке (логопед определяет, кто из детей будет большим комаром). А если звук «Зь», песенку маленького комарика – к этой картинке (логопед определяет, кто из детей будет маленьким комаром).
Перед игрой логопед просит детей показать артикуляцию звука «З». Пропеть песенку большого и маленького комара. В процессе игры можно предложить «комарам» самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
4. Формирование слоговой структуры слова. (Учить дифференцировать на слух количество слогов в слове, длинные и короткие слова).
Логопед : Посмотрите карточка с точками что обозначает?
Дети: Сколько частей в слове.
Д/и «Звуковые часы»
Логопед : Ребята, перед вами на краю стола картинки, а в середине стола стрелочка. Вы закройте глаза, а я раскручу стрелку. На кого стрелочка покажет тот и будет определять количество слогов в слове. Можно похлопать, протопать, попрыгать, прошагать, поприседать и т. д.
Дети и логопед играют в игру.
5. Формирование фонематического восприятия. (Учить подбирать слова с заданным звуком).
Логопед : Ребята, давайте посмотрим следующую картинку?
Дети: Карточки «Жука», «Змеи».
Логопед : Как жук жужжит? А как змея шипит? А кто покажет Юпику как правильно произносить звук «Ж», а затем звук «Ш».
Дети: Губы «Трубочкой», язычок «Чашечкой», воздушная струя теплая.
Логопед : Чем отличаются звуки «Ж», «Ш»?
Дети: Звук «Ж» - звонкий, «Ш» - глухой. (Логопед показывает символ звука «Ж» фишка синего цвета с колокольчиком, а у звука «Ш» фишка синего цвета без колокольчика).
Логопед : Давайте с этими звуками поиграем?
Дети: Давайте.
Игра "Подбери слово"
Логопед : Ребята, придумайте слово, в котором живет звук «Ж», либо «Ш». Назовите слово, возьмите фишку этого звука и унесите ее родителю. (Родитель проверяет правильность выполнения задания).
6. Физкультминутка. (Автоматизация звуков Л, Ль в стихах).
Логопед : У Юпика еще есть картинки. Большой и маленький самолеты. Ребята, а большой самолет какой звук издает?
Дети: Л, старший братец.
Логопед : А маленький самолетик, какой звук издает?
Дети: Ль, младший братец.
Логопед : А давайте с этими звуками поиграем? Какую игру мы выучили про белку?
Дети: Белка шла по мостику…
(Выбирается водящий, который идет по кругу, вместе с детьми произносит слова, на слово БУЛЬ останавливается у ребенка и приглашает его встать за спиной, но прежде назвать ПАРОЛЬ: слова со звуками Л, ЛЬ)
П/и «Белка шла по мостику…» (Звуки Л,ЛЬ интонационно выделяем)
Белка шла по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в лужу угодила
Буль…
7. Формирование ритмической организации слова (учить детей сочетать слово, движения и ритм)
Логопед : Ребята, Юпику так понравилась ваша игра. Он обязательно научит играть своих друзей на другой планете. А в какие еще игры вы играете на занятии?
Дети: «Слон», «Кошка и мышка».
Логопед : Молодцы ребята. Только эти игры музыкальные и нам понадобится музыка. Пока я включаю мелодию, вы занимайте места. (дети встают в круг)
Музыкальная рифмовка «Слон»
По саванне слон гулял, (дети идут по кругу, правой рукой показывают хобот, а левой хвост)
Где слониха слон не знал. (останавливаются, разводят руки в стороны)
А слониха у реки (дети идут по кругу, правой рукой показывают хобот, а левой хвост)
Мыла хобот и клыки («моют» поочередно руками нос).
Звук «С» в словах интонационно выделяем.
Музыкальная рифмовка «Кошка и мышка» (Детей делим на две команды: мальчики встают напротив девочек)
Кошка мышку не поймала, (Девочки (мышки, как мышки идут к мальчикам (кошкам, а мальчики, как кошки с большими лапами, идут к девочкам,
Мышка в норку забежала
И от страха там дрожит, (Девочки присели на корточки и показали руками ушки, а мальчики продолжают идти).
Кошка мышку сторожит. (на слово сторожит девочки убегают, а мальчики их догоняют)
Звук «Ш» в словах интонационно выделяем.
10. Итог занятия. (Оценка работы детей).
Логопед : Ребята, Юпику пора отправляться в дорогу, пойдемте его проводим. (Дети садятся на ковер и рассказывают, что понравилось больше всего на занятии. После обсуждения дети кладут руки на руку логопеда и считают 5, 4…1, пуск.
Благодарят друг друга за занятие.
Литература: интернет – ресурсы.