МААМ-картинки

Конспект занятия «История русской матрешки»

Светлана Лупанова
Конспект занятия «История русской матрешки»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Цель занятия :

• Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с русской игрушкой - матрешкой.

• Привить интерес к народному творчеству; вызвать эмоциональное чувство- радость, умение чувствовать красоту родной народной игрушки.

Публикация «Конспект занятия „История русской матрешки“» размещена в разделах

• Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

• Вызвать появление первоначального чувства патриотизма к своей Родине.

• Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

• Вызвать желание создавать красивое своими руками.

• Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный).

• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (большой, меньше, еще меньше, самый маленький).

Программные задачи:

• образовательные - Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству;

• развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

• воспитательные - воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Демонстрационный и раздаточный материал:

русские народные костюмы для педагога и для детей, куклы для кукольного театра (бабушка, дед, внучка, принц, лошадка, игрушка соломенная, матрешка, образцы матрешек, разрезные картинки с матрешками, платочки для физкультминутки, большой расписной платок для игры «Волшебный платок», ноутбук, компьютерное занятие, с проекцией на большой экран.

Ход занятия:

1. Сказка – история про матрешку. Кукольный спектакль.

Звучит музыка. Педагог выходит к детям в русском народном костюме.

-Здравствуйте ребята, давайте знакомиться, зовут меня Матрона, я сказочница, т. е. рассказываю разные сказки. Посмотрите, какая я к вам пришла нарядная! Я одета в наш русский костюм. Сейчас в такой одежде наши девочки, мамы и бабушки не ходят. А вот в давние времена так наряжались русские красавицы. В такие наряды одевались маленькие девочки, а еще они любили так наряжать своих куколок. И куколки эти имеют свое название. У них очень красивое имя! Слушайте сказку, ребятки мои!

Давно-давно, в одной русской деревне, жила – была с бабушкой и дедушкой девчушка Матронушка. Игрушек у ребятишек в те времена было мало, да и жили они бедновато. Загрустила девчушка, да и стала просить у деда с бабкой :

- Смастерили бы вы мне куколку, так хочется поиграть с ней.

Связала бабушка из соломы куколку, да только она получилась бледненькая какая-то, щечки не румяные, без красивого платьица, да и не улыбается.

А в это время мимо деревни проезжал принц заморский со своим младшим братиком. Приехали они из далекой страны Японии. А мальчонка такой веселый был, потому что играл он очень интересной игрушкой. Она такая чудесная была, с секретом! Деревянная игрушка толстенького, кругленького мальчика, а посредине та игрушка открывалась, а там еще один мальчонка сидел поменьше, та снова открывалась, и там тоже мальчишечка сидел, только еще поменьше. И таких фигурок было там 8 штучек, мал мала меньше.

Как увидела наша Матронушка такую игрушку у заморского мальчугана, да и стала у деда с бабушкой просить такую же. И вырезал ей дед из дерева липы такую же игрушку с секретиком, а бабушка нарисовала на ней девицу-красавицу, в расписном сарафане, в платочке, румяную, да с улыбкой. И стала девчушка наша играть своей куколкой, и до того счастлива была, а печаль свою, да слезы вовсе позабыла!

- Ой, забыла совсем, а как же назвали куколку то, запамятовала совсем ребятки. Давайте угадаем, какое же имя дала девчушка своей куколке!

2. Загадки про матрешку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть,

Может три, а может, шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская …. (матрешка).

- Вот и я вспомнила, как зовут игрушку девчушки Матронушки – Матрешка!

- А я пришла к вам не одна! - говорит воспитатель.

- Со мной пришли мои сестренки- подружки. Ой, а где же они?

Звучит музыка.

- Сейчас они прибегут, давайте посмотрим как же их зовут!

Отгадаем ребята?

За спиной воспитателя – сказочницы, за широким сарафаном спрятались 3 девочки в русских народных костюмах. По очереди они выходят из-за воспитателя и загадывают загадки детям.

Первая девочка:

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

Вторая девочка:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Третья девочка:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Матрешки)

- Вот какие красивые Матрешки у нас в гостях.

Воспитатель рассказывает и показывает детям разные виды матрешек (традиционная, сказочная «Курочка ряба», «Репка», раскрываем их, считаем, рассматриваем цвета, узоры.

- Матрешка- игрушка с секретом и сюрпризом. Нас ребята тоже ждет сюрприз! Давайте найдем наш сюрприз!

3. Разрезные картинки. Подготовлены 6 тарелочек с разрезанными на 6 частей картинкой.

Какие же, ребята, все матрешки разные. Отличаются они своими расписными узорами на сарафанах, головными уборами. А на сарафанах даже рисуют картинки из сказок.

Внимание детей в разговоре переводим на тарелочки, на которых разложены матрешки, разрезанные на 6 частей.

- Ой, смотрите-ка, сарафаны наши матрешки порвали, давайте поможем зашить нашим матрешкам их платьица. И поищем, не здесь ли наш сюрприз…

Каждый ребенок работает со своей картинкой на тарелочке, педагог смотрит и помогает.

- Сарафаны мы зашили, а вот приз так и не нашелся. Давайте отдохнем!

4. Физкультминутка. Звучит музыка Е. Железновой «Мы платочки постираем».

В руки берем платочки.

5. Наряди матрешку. Компьютерное занятие, с проекцией на большой экран.

- Ребятки, какая же чудесница наша русская матрешка, в одной игрушке умещаются сразу столько много матрешек-сестренок. А вдруг они перепутают свои наряды. Давайте посмотрим, как им живется всем вместе! И где же прячется наш сюрприз! (занятие в приложении № 1)

6. Игра «Волшебный платок» .

Может наш сюрприз под этим платком? Давайте посмотрим, поиграем!

Ход игры: Натягиваем за уголки платок и поднимаем его на высоту роста детей. Дети встают под платок, как под крышу, и танцуют там, когда музыка стихает, дети выбегают из под платка, а платок опускается. Те кто не успел убежать, того платок поймал. Дети угадывают, кто же остался под платком. (детям самим интересно держать углы платка и ловить убегающих). Под платком так же ищем приз, не появился ли он под волшебным платком.

7. Под другим платком, рядом с матрешками, находим сюрприз - сладкий!

Занятие закончено!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «История моего города, история моей страны» Занятие на тему: «История моего города. История моей страны». Цель: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

Конспект занятия по конструированию в раннем возрасте «Домик для матрешки» ТЕМА: "Домик для матрешки". Программное содержание: 1. Продолжать учить детей умению анализировать постройку. 2. Учить размещать кирпичики.

Конспект занятия по окружающему миру «Матрешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Матрешки» Программное содержание: Формировать навыки детей понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы. Уточнить представления.

Конспект занятия в средней группе «Такие разные матрешки» Конспект открытого просмотра педагогической деятельности в средней группе по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей.

Мастер-класс по изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше для занятий по темам: ремесла, матрешкиМастер-класс по изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше для занятий по темам: ремесла, матрешки В моей подготовительной группе проходил праздник «Город мастеров». Дети рассказывали о ремеслах России. В качестве предварительной работы.

Мастер-класс по изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше для занятий по темам «Ремесла, матрешки»Мастер-класс по изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше для занятий по темам «Ремесла, матрешки» Мастер-класс по изготовлению матрешки из воздушного шарика. В моей подготовительной группе проходил праздник «Город мастеров». Дети рассказывали.

Конспект занятия «Матрешки-подружки» Задачи Познакомить детей с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному.

Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к нам пришли матрешки»Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к нам пришли матрешки» Образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие Тема: «В гости к нам пришли матрешки» Задачи: - Продолжить.

Сценарий сказочного представления «Лесная история, или Колобок наоборот» по мотивам русской народной сказки «Колобок» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству. Задачи: 1. Повышать уровень познавательного и речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История русской матрешки»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 22:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД