Ирина Владимировна Кудряшова
Конспект интеллектуального экологического ринга «Наш край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
Познание:
• Систематизировать и обобщить представления о живой природе родного края;
• Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;
Коммуникация:
• Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
Социализация:
• Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект интеллектуального экологического ринга „Наш край люби и знай“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика, область, край. Список городов
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Материал: фото Жигулевских гор (Усинский курган, Утес Шелудяк, Молодецкий курган, Девья гора); конверты с описаниями растений и животных края (рысь, барсук, лось, кабан, лиса, ландыш); картинки с представителями животного и растительного мира Самарской Луки; Красная книга Жигулевского заповедника; бумага, фломастеры.
Известный русский писатель М. Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – степи, лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А для того чтобы охранять природу, надо ее знать. Именно знания позволяют нам сохранять, уберегать и гордится ею. Прежде всего нужно знать природу того места, где ты живешь. Поэтому наш интеллектуальный экологический ринг называется «Наш край люби и знай». Перед нами две команды, которые будут соревноваться друг с другом. В зале зрители, которым тоже будут задаваться вопросы. Самый активный зритель будет тоже нами отмечен. Игру будет оценивать независимое жюри. И так, мы начинаем.
Начинаем мы с представления команд.
1 команда: «Автоша» звать команду нашу
С самарским краем мы дружны,
Приветствуем команду вашу,
Удачи всем желаем мы!»
2 команда: «Мы ребята из «Ставроши»,
Багаж знаний наш хороший,
Победить готовы всех
И в игре нас ждет успех!»
Ну что же, команды представлены. Но первые вопросы будут не игрокам, а зрителям. Тема нашего ринга «Наш край люби и знай».
Ребята, а как называется наш край? (Самарский) Как называется наш город? (Тольятти). Какие природные достопримечательности есть в нашем крае? (Волга, Жигулевские горы, национальный парк – Самарская Лука, Жигулевский заповедник).
1раунд
Одной из достопримечательностей зрители назвали Волгу. Ей и будет посвящен первый конкурс. Что знают про нее наши команды, покажет блиц-опрос. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде.
Вопросы команде «Автоша» :
1. Почему Волгу называют кормилицей? (Потому, что на Волге стоят очень много городов, сел, деревень. И всех их Волга кормит и поит).
2. Назовите птиц обитающих у воды? (цапля, кулик, чайка, орлан белохвост).
3. Назовите рыб, обитающих в Волге? (лещ, карась, судак, щука, сом, ерш).
4. Из чего появляются мальки рыб? (из икринок).
Вопросы команде «Ставроша» :
1. Какая Волга зимой? (покрытая льдом).
2. Назовите водные растения? (водоросли, кувшинка, камыш, ряска).
3. Назовите земноводных животных? (жаба, лягушка).
4. Какие виды животного мира исчезли из Волги? (белуга, из-за загрязнения реки).
2 раунд
В народе говорят: «Нет России без Волги, нет Волги без Жигулей». Вот и во втором нашем раунде предлагаю совершить путешествие по нашим знаменитым Жигулям. У многих гор есть свои названия, свои легенды, предания. Участники нам о них сейчас и расскажут. На доске вы видите несколько фотографий. От каждой команды по очереди игрок берет фото горы (Усинский курган, Утес Шелудяк, Молодецкий курган, Девья гора) и рассказывает нам о ней что-то интересное.
Усинский курган находиться на северо-западе Самарской Луки С этой горы начинаются Жигулевские горы. Усинский курган - это одно из самых красивых мест Самарской Луки, с него открывается вид на Куйбышевское водохранилище и соседний Молодецкий курган. За приплюснутый вид его также называют гора Лепёшка.
Утес Шелудяк - это живописное место на берегу Жигулевских гор. Если посмотреть налево, открывается вид на Волгу и Тольятти, направо – на овраги. В скале находится большой грот, где в ливень можно укрыться от непогоды и послушать пение птиц. Назван утес в честь Федора Шелудяка. Царские стрельцы загнали его на вершину утеса. Он отбивался до последнего, но не захотел сдаваться в плен - и прыгнул со скал вниз, разбившись насмерть
Молодецкий курган — это гора в западной части _Жигулевских гор напротив города Тольятти. Молодецкий курган это одна из самых известных вершин Жигулей. С неё открывается вид на Жигулевскую гору и гору Лепешку. Каждую весну на Молодецком кургане проводится чемпионат области по альпинизм
Девья гора находится напротив города Тольятти, у слияния рек Волга и Уса. Рядом с ней находится Молодецкий курган про них сложено не мало легенд. По одной из легенд добрый молодец Микула и подруга его Дарьица встали на волжском берегу на защиту родного края от кочевников, которые решили напасть на Волгу. Выпустили враги в них кучу стрел, отвернулись, а обернувшись, ахнули: перед ними стояли не люди, а две горы.
3 раунд
В начале нашей игры была названа еще одна достопримечательность нашего края. Это национальный парк Самарская лука. А давайте узнаем, кто же обитает в Самарской Луке? На столе лежат конверты с описаниями растений и животных нашего края. Игрок от каждой команды по очереди берет конверт, отдает мне, я зачитываю загадку. Какая команда быстрее отгадает, та и положит в свою копилку новый бал.
Описание животных:
Кабан: У этого животного голова очень большая, вытянутая вперед. Уши длинные и широкие, глаза маленькие, рыло с пятачком. Тело покрыто упругой щетиной, зимой более длинной и густой. Окраска от серой до почти черной. Питается это животное разнообразной пищей: корневища и клубни растений, плоды фруктовых деревьев, орехи, ягоды, семена.
Рысь: Это хищное животное. У него очень густой и теплый мех, поэтому никакой холод ему не страшен. Лапы у него длинные, широкие покрытые густой шерстью. На ушах кисточки. Ее дымчато-желтую шубку трудно заметить в зарослях, будь то зима или лето. Во время охоты крадется она бесшумно.
Лось: Это животное очень высоконогое, с мощной грудной клеткой, коротким туловищем и тяжелой головой. Верхняя губа вздутая и сильно нависает над нижней. Очень большие, широкие и подвижные уши. Под горлом свешивается вниз мягкий кожистый вырост. У этого животного имеются рога.
Барсук: У этого животного короткие сильные лапы, с длиннющими когтями. Тело этого животного вытянутое, голова узкая, чтобы удобно было пролазить в норе. Все туловище покрыто серым мехом с двумя черными полосками на голове.
Лиса: Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Ландыш: Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились. …
4 раунд
Многих представителей животного и растительного мира вы отгадали и назвали, но существует еще множество. Их картинки расположены на этих столах: на одном представители растительного мира, на другом – представители животного мира Самарской Луки. Подойдите к своим столам и разделите картинки на три группы по месту обитания: водоем, степь, лес. А затем мы оценим правильность выполнения задания.
1 команда: Животный мир.
- водоем: сом, карась, щука;
- степь: хорек, полевка, гадюка;
- лес: лось, заяц, белка-летяга.
2 команда: Растительный мир:
- водоем: камыш, ряска, кувшинка;
- степь: тимьян, шалфей, полынь;
- лес: береза, тополь, ель.
5 раунд
Мы уже убедились, как много вы знаете о природе родного края. А знаете ли вы как вести себя на природе, как беречь ее? (Да). Тогда расскажите нам, но не словами, а картинками – символами. Одна команда должна нарисовать как надо вести себя в природе, чтобы сохранить ее, а другая – как не должен человек вести себя, иначе природа пострадает. Подумайте, как вы обозначите то или иное правило – оно должно быть понятным для всех.
Пока команды заняты делом, предлагаю зрителям ответить на хитрые вопросы:
1. Какой лесной житель сушит грибы на ветках? (белка).
2. Растет ли дерево зимой? (нет, оно спит).
3. Кто выходит сухим из воды (водоплавающие птицы).
4. Умеет ли белка летать? (да, белка-летяга).
5. Что ест жаба зимой? (ничего, она спит).
6. Какие звери летают? (летучие мыши).
7. Бывает ли птичье молоко? (да, у пингвинов).
8. Назовите самое большое животное на планете? (синий кит).
Команды готовы. Сейчас они будут представлять свои рисунки- правила, но без слов. А читать их будут наши зрители.
6 раунд
Перед тем, как начать последний конкурс, мне хотелось бы зрителям загадать загадку: «Кто из животных и растений на планете исчезает, тот в эту книгу попадает». Что это за книга? (Красная книга).
Да, есть такая Красная Книга России, туда занесены исчезающие виды животных и растений всей страны. А мы в группе захотели сделать «Красную книгу Жигулевского заповедника». Детям было дано задание – сделать одну страничку для этой книги. Сейчас нас ждет презентация этих работ.
«Красная книга Жигулевского заповедника» : можжевельник, сон-трава, орлан белохвост, косуля, барсук, ласка, беркут, рысь, горностай, кабан.
На этом наш интеллектуальный ринг подошел к концу, подсчитаем баллы.
Слово жюри
Награждение участников.