Ирина Смирнова
Интегрированная образовательная ситуация в старшей группе «Русская каша — здоровье наше»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной ситуации в старшей группе
«Русская каша — здоровье наше»
Цели: Продолжать закреплять знания о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питании. Дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.
Задачи:
1. Закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;
2. Дать знания о том, как и из чего варят кашу.
3. Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено;
4. Предоставить возможность проявить творчество;
Публикация «Интегрированная образовательная ситуация в старшей группе „Русская каша — здоровье наше“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
5. Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию. Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Материал:
1. Разные виды круп, чугунок,
2. Картинки из серии «История русской каши»
3. Бумажные тарелки на каждого, клей, кисть, салфетки
4. Изображение ягод, орехов для украшения каши.
5. Деревянные ложки и одна большая, канат для игр.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на кухню детского сада;
2. Знакомство с пословицами и стихами о каше; чтение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдат», Э. Ю. Шим «Хлеб растет» и др.
3. Рассматривание разных видов круп;
4. Разучивание игры — хоровода «Горшок каши», «Манная каша»;
5. Разучивание частушек о каше
Ход :
Динамическая игра «Манная каша» (Под русскую народную мелодию в современной обработке О. Гончар «Манная каша» дети за воспитателем входят в группу и импровизируют движения по тексту. Воспитатель выставляет на стол чугунок с кашей)
Воспитатель: Крупу в горшочек насыпаю
Водой холодной заливаю
И ставлю в печку я вариться
Что тут может получиться?
Дети: Каша.
Воспитатель: Правильно каша. Ребята, скажите, что чаще всего вы кушаете на завтрак?
Дети:. (ответы детей) Кашу.
Воспитатель: Тоже кашу. Сегодня мы поговорим о каше. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
Дети: Значит слабый.
Воспитатель: Да, вы правы, так говорят о слабых, хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Многие из вас любят бегать,прыгать, играть. На всё это нужно много сил и энергии, а в каше очень много витаминов и полезных веществ. В народе говорят «Русская каша – сила наша». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей) Цельное зерно несет в себе силу природную, силу земли – матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья! А почему русская каша, сейчас узнаете? (ставит чугунок в печку и предлагает ребятам присесть на скамьи возле печки)
Рассматривают книгу «История Русской каши»
Давным - давно наши предки жили на земле, на которой не росли: картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Затем, на ряду с пшеницей наши предки стали выращивать ячмень, овес, просо. Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепешки – хлеб. Отсюда и русская пословица «Каша- мать наша.»
Каши играли особую роль в питании. Они были не только повседневной пищей, но и ритуальным, обрядовым блюдом. Существовал обычай, при заключении мирного договора вместе с врагами готовили кашу, после чего съедали в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (не получилось договориться)
Без каши не обходились на Руси праздники и крестины. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир называли «кашей».
На Руси каша была основным блюдом как для богатых, так и для бедных людей. Варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые, и каши – размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно зелень и коренья.
Крутые каши – рассыпчатые ели с маслом, заправляли жареными грибами, луком, яйцами.
Каши – размазни готовили из белых круп манной или рисовой, на молоке и варили только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, медом, вареньем, сухими и свежими ягодами.
Перловая каша считалась царским блюдом. Перловая и ячневая каши были любимицами царя Петра 1.
Прославилась на весь мир Гурьевская каша, название в честь графа Гурьева. И Суворовская каша, в честь полководца Суворова который спас своих солдат от голодной смерти после тяжелых сражений, каша по его рецепту получилась на удивление вкусной и в народе ее прозвали Суворовской.
Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Горох на Руси знали с незапамятных времен. Не зря ведь про давние – давние времена говорят «Это было при царе Горохе». Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними. Вспомните их.
Дети: 1. Русская каша — матушка наша;
2. Кашу маслом не испортишь;
3. Что за обед, коли каши нет;
4. Щи да каша — пища наша;
5. Хороша каша, да мала чаша;
6. Каша – кормилица наша;
7. В родном доме и каша гуще;
8. Без каши семью не накормишь.
Воспитатель: Молодцы! Пословицы вы знаете. А вы знаете, что каша это кушанье из крупы, сваренное на воде или молоке. А из какой крупы можно сварить кашу?
Дети:(ответы) Рис, гречка, пшено, манка, овсянка.
Воспитатель: Все минуточку внимания, сейчас проверим ваши знания, у меня вот здесь крупа, да не знаю – какова? Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят. Показываю крупу:
Дети: Гречка — каша гречневая, манка — каша манная, рис — каша рисовая, пшено — каша пшённая, геркулес — каша геркулесовая, перловка — каша перловая, кукурузная – каша кукурузная, горох – гороховая
Воспитатель: Как вы думаете, какая каша самая полезная?
Дети: Все каши полезны.
Воспитатель: Каждая каша полезна по- своему. Овсяная каша помогает взбодриться после сна, улучшает цвет лица, волосы растут быстрее, блестят, укрепляются кости. От рисовой каши становишься сильным и умным. Пшенная каша выводит из организма плохие вещества, так же укрепляются кости,суставы, улучшается работа мозга и память. Гороховая каша полезна для работы печени, сердца, почек. А про гречку люди говорят: «железная, полезная» В ней очень много железа.
Теперь вы верите, мне, что все каши полезны. В них много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие полезные частицы, которые очень нужны вам для здоровья и роста.
Раздаётся шум.
Воспитатель: Что за шум! Может это каша горит в печке? Нет, это не каша. Ой! Кто там!
Кузя: Кто, кто! Здрасьте вам! Да, это же я, Домовенок Кузя!
Воспитатель: Здравствуй Кузенька, как ты нас напугал. Проходи, присаживайся, вот у нас сколько гостей!
Кузя: А, я, не просто так пришел, услыхал про кашу, да ложечки всем принес и себе – ложечка точеная,ручка золоченая (достает большую ложку).
Воспитатель: Вот спасибо, ложки обязательно нам пригодятся.
Кузя: Детишки –девчонки и мальчишки, а каша и в правду так полезна и вкусна!
Дети: Да! Очень полезна и вкусна!
Воспитатель: Посмотри на наших ребят. Какие они здоровые, веселые, щечки розовые. Потому что каждый день кашу едят. Ребята, расскажем Кузе о пользе каши! (дети поют частушки под игру на деревянных ложках)
1. В саду весело живем 2. С детства кашу кушать надо
Каши вкусные жуем Она лучше шоколада
С каждым днем мы подрастаем Гречку скушай ты с утра
Сил, здоровья набираем! День пройдет как на ура!
3. Что же делать? Как же быть? 4. Эта ложка мне для силы,
Без нее ведь не прожить: Эта чтобы быть красивой,
Ловкость, силу придает, Эта, чтобы умной быть…
Так что, отправляйся в рот! Что еще мне не забыть?
5. Ложку, чтобы не болела 6. На столе дымиться каша,
Чтобы делать все умела Где большая ложка наша?
Вроде я про все сказала С кашей будем мы дружить
Да и каши стало мало! Лет до ста мы будем жить!
6. Кушай кашу «Геркулес»
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочем!
Кузя: Что, то я не верю, что Геркулесовая каша такие чудеса творит! Вы вон какие маленькие…
Воспитатель: Маленькие, да удаленькие. Наши ребята сильные, давайте покажем Кузе нашу силушку молодецкую.
Спортивная игра «Богатырская сила», где дети соревнуются с Кузей в перетягивании каната.
Русская народная игра «Прыжки через веревочку», ребята прыгают парами через канат.
Кузя: Да, оказывается каша и вправду чудеса творит. Что - то я уже и
проголодался, где моя ложечка точеная ручка золоченая?
Воспитатель: Постой Кузя, потерпи немножко, сейчас мы с ребятами для всех каши наварим. Давайте ребята вспомним какие продукты нужны чтобы сварить кашу? Вставайте в круг и поиграем в игру «Горшок каши»
Раз, два, три, кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Молоко мы нальем, до кипенья доведем!
Раз, два, три, кашу нам горшок вари
Мы внимательными будем, ничего не позабудем
Кашу нужно посолить, да и сахар положить!
Раз, два, три, кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем
Раз, два, три, кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Все продукты поместили, каша варится «пых-пых»
Для друзей и для родных!
А теперь мы друг за другом размешаем кашу кругом!
И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!
Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим!
Кузя: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки показали, как надо кашу варить.
Воспитатель: А что, ребята, мы с вами забыли положить в кашу? (масло). Есть такая пословица «Кашу маслом не испортишь». Как вы ее понимаете? Правильно каша станет вкуснее и сытнее. А знаете ли вы как сделать кашу еще вкуснее? ( дети предлагают варианты: мед, орехи, ягоды, грибы и т. д.) И я вам предлагаю стать поварами и сварить свою вкусную кашу! (дети надевают передники и приступают к аппликации)
Проводится аппликация «Моя любимая каша». Дети работают, звучит тихо русская мелодия в современной обработке «Клубочки» .Кузя ходит похваливает детей, помогает им. Ребенок намазывает клеем дно бумажной тарелки и посыпает крупой. Крупу выбирает по желанию и украшает различными добавками (орехами, ягодами, грибами, заранее приготовленные). По окончании работы дети рассказывают о своей каше.
Воспитатель: Молодцы! Какая у всех вкусная и полезная каша получилась. Давайте и гостей наших угостим!
Под русскую народную мелодию «Русские матрешки» дети в танце угощают гостей
«Будем с кашей мы дружить, лет до ста мы будем жить!»