Афанасьева Татьяна
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Экскурсия в картинную галерею»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе
«Экскурсия в картинную галерею»
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе „Экскурсия в картинную галерею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Программное содержание: Закреплять умение выделять, называть жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Формировать представления о жанрах изобразительного искусства
1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт).
2. Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в разных жанрах живописи.
3. Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан и др.) внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установление взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности.
4. Учить высказывать свои чувства, вызываемые картиной, учить подбирать определение; по-разному отвечать на один и тот же вопрос.
5. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, тревожный, мрачный, унылый)
6. Упражнять детей в рисовании пластилином (пластилинография).
7. Воспитывать желание внимательно рассматривать картины, эстетический вкус, вызывать эмоциональный отклик на художественные произведения.
Материалы и оборудование: иллюстрации «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет».
Дидактические игры: «Собери пейзаж»
Предварительная работа: ознакомление с искусством русских художников И. Шишкина, И. Леветана, К. Брюллюва и др. Рассматривание репродукций картин в художественной галерее детского сада (пейзажи, портреты, натюрморты, сказочная живопись). Чтение лирических произведений русских поэтов А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый Волк», рассказов Е. Чарушина «Про больших и маленьких».
Дети входят в зал под музыку классическую
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много интересных впечатлений, и будем радовать друг друга, чаще улыбаться. И давайте улыбнемся друг другу, и нашим гостям.
Воспитатель: а сейчас послушайте загадку.
У меня есть карандаш
Разноцветная гуашь
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист
А еще мольберт – треножник
Потому что я (художник!
А подскажите мне кто такие художники?
Дети: Художники пишут картины, изображая все, что их окружает.
Воспитатель: А каких художников вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно дети художники с помощью красок, кисточек писали и пишут картины. У художников необыкновенное зрение и руки, они как - будто фотографируют мир вокруг себя и ловко переносят все увиденное на холст. А еще они передавали настроение, которое у них было в этот момент.
Одни цвета красок радуют, другие волнуют.
А подскажите, какие цвета красок передают радость, любовь, заботу, хорошее настроение?
Дети: Хорошее настроение передают голубой, розовый, желтый цвет и т. д.
Воспитатель: А какие краски передают плохое настроение, печаль, грусть, тоску?
Дети: Плохое настроение передают черные, серые, темные цвета красок.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое живопись?
Дети: Живопись - это один из видов изобразительного искусства.
Воспитатель: А какие жанры живописи вы знаете?
Дети: Жанры живописи: это пейзаж, натюрморт, портрет.
Воспитатель: Какие вы молоды! И много знаете о живописи. И поэтому я вам приготовила сюрприз! (показываю красочно оформленный пригласительный билет) «Приглашаем ребят старшей группы «Малинка» в музей на выставку картин»
Воспитатель: Как вы думаете, что можно увидеть в музее?
Дети: картины, скульптуры старинные вещи, глиняные игрушки и т. д.
Воспитатель: Верно, но прежде чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения.
Дети: - Ходить тихо.
- Показывать на картины можно «музейным жестом», а не пальцем.
- Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь.
- Нельзя ничего трогать руками.
- Не мешать другим рассматривать картины.
Воспитатель: Все верно. А еще в музее работают специальные служители – экскурсоводы. Экскурсоводом сегодня буду я. И так в путь!
Дети отправляются под музыкальное сопровождение в картинную галерею.
Входим в картинную галерею, на стене которой висит лист бумаги со стихотворением Н. Рыленкова
Воспитатель: Смотрите, дети, что здесь написано:
«Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.» Н. Рыленкова
Воспитатель: Пройдемте с вами в первый зал, посмотрите, сколько здесь различных картин великих художников. Что за картины выставлены в нем?
Дети: Картины с пейзажем.
Воспитатель: что такое пейзаж? Дети: Пейзаж - это рисование природы лесов, полей, речек.
Воспитатель: молодцы. Зарина расскажет подробнее о пейзаже.
Ребенок Зарина:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель, и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Воспитатель: Спасибо! А сейчас я буду читать вам строки из стихотворений, а вы мне скажете к какой картине с пейзажем они подходят.
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит на светлою поляной»
Дети отвечают: «Золотая осень» художник Исаак Левитан.
Воспитатель: Совершенно верно. Подлинник этой картины находится в Государственной Третьяковской галерее. А почему вы так решили, что вы видите на картине, какое настроение хотел передать художник? Ответы детей
Воспитатель: Слушаем следующие строки
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет»
Дети отвечают: «Зима» художник Иван Шишкин.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим репродукцию картины. Что изображено на картине? Почему художник ее так назвал? Ответы детей. Воспитатель: Слушаем следующие строки
Лёд растаял и вновь половодье.
Речке тесно, ей нужен простор;
Разлила свои вешние воды
И лежит как зеркальный ковёр.
Дети отвечают: «Весна. Большая вода» художник Исаак Левитан.
Воспитатель: Давайте найдем ее. Вы правильно сделали свой выбор.
Воспитатель: Слушаем следующие строки
«Улыбнулись сонные березки
Растрепали шелковые косы
Шелестят зеленые сережки.
И горят серебряные росы»
Дети отвечают: «Березовая роща» художник Иван Шишкин
Воспитатель: Молодцы! Чем вам понравилась эта картина? Расскажите о своих чувствах? Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, что случилось, пока мы с вами рассматривали картины, налетел ветер и сдул из них разноцветные капельки.
Игра «Политра».
Цель: Сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).
Ход: к политре соотнести фишки – краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года соответствующие фишки – краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные – яркие, холодные – теплые, основные - составные)
Воспитатель: Скажите ребята, какой зал мы с вами посетили? Картины, каких художников видели?
Воспитатель: Ну а теперь перейдем во второй зал нашей картиной галереи. Пройдите, посмотрите внимательно. Что за картины выставлены в этом зале?
Дети: Картины с портретами.
Воспитатель: Молодцы! А что такое за жанр живописи портрет?
Дети: ПОРТРЕТ - это рисование человека или группы людей.
Воспитатель: Совершенно верно. Художники рисую человека, стремятся передать не только его внешний облик, его одежду, но и характер, настроение, а также свое отношение к образу. Варя расскажет стихотворение о портрете.
Варя:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас
Или принц в плаще старинном
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ. А. Кушнер «О картинах» (отрывок)
Воспитатель: Я экскурсовод Анна расскажет нам о картине «Всадница».
Картина «Всадница» художник Константин Павлович Брюллов
Аня: «Обратите внимание на выражение лица дамы. Выражение всадницы спокойно, а взгляд гордый.
А теперь обратите внимание на коня, на его позу. Конь весь в движении. Видно, что его резко остановили. В движении находится и девочка, сестра всадницы, которая выбежала на балкон.
Картина написана на достаточно темном фоне. И только одежда всадницы и девочки на балконе горят ярким пятном - это называется контраст.»
Воспитатель: а экскурсовод Кирилл расскажет нам о другой картине.
«Портрет А. С. Пушкина» художник Василий Тропинин
Кирилл: Пушкин изображен в халате, ворот рубахи расстегнут, галстук-шарф повязан довольно небрежно. При всем этом поэт вовсе не приземлен, наоборот, он величественен, о чем говорит гордая осанка, а его домашний халат почти как древнеримская тога.
Его рука, украшенная перстнями, лежит на толстой красной книге с рукописями. Перстень был непростым и очень памятным украшением для писателя.
Воспитатель: а экскурсовод Арсений расскажет нам о картине «Неизвестная».
Картина «Неизвестная» художник Иван Крамской
Арсений: На холсте представлена девушка, сидящая в открытой коляске. За ее спиной видны улицы Петербурга.
У самой героини величественный и неприступный вид. Лицо ее отличается совершенно особенной, резкой восточной красотой.
Одета героиня по последней моде.
Портрет раскрывает сущность героини, ее характер властной, целеустремленной женщины.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы попробовали себя в роли экскурсовода и по-моему все справились с этой ролью.
Воспитатель: Скажите, какие портреты вам понравились? Кто их написал, название?
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Воспитатель: Давайте перейдем в третий зал нашей картиной галереи. Какие репродукции картин выставлены в этом зале?
Дети: Здесь картины с натюрмортами.
Воспитатель: А что такое натюрморт?
Дети: Натюрморт - это рисование сорванных цветов, овощей, фруктов, предметов быта.
Воспитатель: Подробнее о натюрморте нам расскажет Настя.
Настя:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это НАТЮРМОРТ.
Воспитатель: Ребята я хочу вас познакомить с некоторыми картинами.
«Цветы и плоды» и написал художник Иван Хруцкий.
На полотне изображён красивый сюжет с природной композицией. В центре картины в красивой вазе на столе стоит букет цветов из пионов, астр, ирисов, васильков и колосьев.
Слева от вазы стоит небольшая плетёная корзина с персиками и яблоками. Рядом с ней – две аппетитные половинки персика.
Справа – крупные жёлтые груши, лимон и большая оранжевая тыква. Фрукты источают сладкий аромат, заполняющий всю комнату. Красавица-тыква располагает к приходу осени, разбавляя картину тёплыми красками уходящего августа. За тыквой – стеклянный графин, гармонирующий с композицией.
На заднем плане в ящике лежит спелый, сочный виноград. Гроздья переливаются и блестят от солнечного света. Над ним видны пшеничные колосья, стоящие в вазе с цветами.
Стакан воды и плавающая в нём долька лимона придают натюрморту необыкновенную свежесть. Хочется испить этой воды с приятной кислинкой, наслаждаясь превосходным букетом!
Художественная работа дарит свет, добро, любовь! Она согревает своей красотой и гармонией. На неё приятно смотреть, любуясь прекрасным! Художник создал на холсте божественное чудо. Картина дарит чудесные впечатления! Она исцеляет от тревоги и депрессии, нормализует психоэмоциональный фон. Её цвета благоприятно действуют на нервную систему, заряжая организм положительной энергией. Художественный шедевр будет замечательно смотреться в домашнем интерьере гостиной и рабочего кабинета, создавая прекрасную атмосферу спокойствия и благополучия.
Воспитатель:
«Натюрморт с васильками» художник Гавриил Кондратенко.
В обычной глиняной посуде
Небесное мы видим чудо —
Здесь с ярко-синими крылами
Уселись бабочки пред нами,
Так плотно стебли облепили…
Постой, да то не васильки ли!
Привет от солнечного лета —
Простая вазочка с букетом.
Но столько в нем тепла таится,
Что сразу расцветают лица,
На васильки, бросая взгляды!
И больше века все им рады!
«Натюрморт с грибами» художник Иван Хруцкий
«Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном» художник Иван Хруцкий
Воспитатель: Какое настроение вызываю у вас эти натюрморты?
Воспитатель: Ну, вот все залы картиной галереи мы посмотрели. Вам понравилось, а что больше всего?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите создать свою настоящую картину? И превратиться в настоящих художников? Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание:
«Топ – топ
Хлоп - хлоп,
Вокруг себя повернись
И в художника превратись!» (волшебная музыка)
Воспитатель: Вот мы и превратились в художников. Занимайте рабочие места. Но прежде чем мы начнем писать, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
Воспитатель: Давайте и мы напишем натюрморт, только не красками, а пластилином. Рисование пластилином называется пластилинография. Размазывать пластилин по шаблонам. Затем приклеить на фон натюрморта.
Дети рисуют. Анализ детских работ показ гостям. Итог занятия
Вот и закончилась наша экскурсия. Надеюсь, вам понравилось в картинной галерее. Быть может, когда вырастите, кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.
Нам в галерее было интересно
И расставаться грустно.
Теперь все знают - здесь живут
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА!
Мы попрощаемся с гостями,
И в группу парами пойдем,
Решили: «Завтра в галерею
Своих родителей ведем!
Воспитатель: Дети наше занятие закончилось. Скажите чем оно вам понравилось? Чем запомнилось? А что больше всего понравилось? Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: Добрые слова не лень,
Говорить нам целый день.
Всем гостям мы на прощание
Скажем дружно: «До свидания!»
Воспитатель: Уважаемые гости примите угощения с нашего натюрморта «Корзинка с яблоками» (Дети угощают гостей).