Халипаева Регина
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «В поисках утиной стаи»
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегрированном плане взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и является основой качественной организации целостного педагогического процесса, который строится на взаимосвязи основных подсистем коррекции, воспитания и образования детей, имеющих речевые нарушения.
Публикация «Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи „В поисках утиной стаи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
В конспекте игрового итогового занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представлен комплексный интегрированный подход учителя-логопеда и педагога-психолога, направленный на повышение речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.
Конспект занятия составлен с опорой на сюжет мультипликационного фильма «Утиная стая» по мотивам сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница»
Цель: создание условий для психоречевого развития дошкольников с ТНР, формирования целостного восприятия темы «Перелетные птицы».
Задачи
Образовательные:
уточнить общее представление о многообразии перелетных птиц;
уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;
упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
закреплять согласования количественных числительных один, два, три, пять, семь и существительных;
развивать умение образовывать сложные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
развивать общую и артикуляционную моторику детей;
развивать словесно-логическое мышление, зрительную память;
активизировать произвольное внимание, развивать фонематическое восприятие;
развивать умение передавать эмоции радости, грусти, удивления используя различные выразительные средства (мимику, жесты);
развивать умение снимать мышечного напряжение с помощью релаксационных упражнений.
Воспитательные:
воспитывать добрые, дружеские чувства в коллективе, чувства принадлежности к группе, навыки сотрудничества;
воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;
способствовать преодолению трудностей в общении;
закреплять коммуникативные навыки;
Оборудование: доска магнитная, картинки с изображением птиц, карточки для игры «Дорисуй», мяч, цифры, карандаши; проектор, мультипликационный сюжет по сказке «Лягушка –путешественница».
Ход занятия.
Организационно-мотивационный этап.
Ритуал приветствия
Учитель-логопед организует игру с помощью зеркала «Солнечные зайчики»
Учитель-логопед:
Лучики солнышка щечки щекочут,
«Здравствуйте дети!» - сказать оно хочет,
Доброго утра, доброго дня
От солнышка и от меня!
Здравствуйте наши гости. Доброе утро.
Учитель-логопед приглашает детей к макету «Болото»
Учитель-логопед: Дети посмотрите, это болото. А кто же в нем живет? Что – то никого не видно.
Мультипликационный сюжет в котором лягушка обращается к детям с просьбой найти для нее утиную стаю.
Учитель-логопед: Ребят, вы узнали, кто это? (Лягушка-путешественница) Конечно, это лягушка-путешественница из сказки Всеволода Гаршина. А вы помните, какой она была выдумщицей? Вот и здесь, пока ждала своих уток, она придумала весёлую гимнастику для язычка и выполняла её вместе со своими подружками-лягушками. Давайте и мы её выполним.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика «Весёлые лягушата»
Лягушата ква-ква-ква
Улыбаются всегда.
Губки дружно тянут все
И играют на трубе.
«УЛЫБКА – ТРУБОЧКА»
Язычок положат смирно
И подержат на губе.
«ЛОПАТОЧКА»
А затем его накажут:
«Пя-пя-пя», - квакушки скажут.
«БЛИНЧИК»
А теперь квакушки вместе
Чистят зубки наверху:
Там почистят, здесь почистят,
А потом ещё внизу.
«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»
Квакши наши не устали,
Дружно все язык подняли.
Водят кистью взад-вперё д:
Красят нёбо-потолок.
«МАЛЯР»
Все дела квакушки завершили.
Язычок кататься посадили:
Покачали вверх и вниз,
Словно он прекрасный принц.
«КАЧЕЛИ»
Время часики пробили.
Бьют квакушки ква-ква-ква
Языком туда-сюда.
«ЧАСИКИ»
Лягушата взяли мяч
И пустились дружно вскачь.
Мяч гоняют по двору,
Забивают гол во рту.
«ФУТБОЛ»
Поиграли, поиграли,
На лошадке поскакали.
«ЛОШАДКА»
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, молодец, лягушка, такую весёлую зарядку для язычка придумала!
Поможем лягушке-путешественнице? (Да, поможем)
А на поиски мы свами отправимся вот по этому путеводителю, который для нас оставила Лягушка-путешественница. На нем изображены стрелки и они укажут нам дорогу.
Это наш лягушачий путеводитель. И сейчас нам с вами нужно составить словесный портрет утки.
Учитель-логопед совместно с детьми составляют дидактический синквейн «Утка»
Учитель-логопед: Утка. Утка какая? Что она делает? Составим предложение со словом «утка» и найдем слово обобщение.
Логопед: И так мы начинаем свои поиски, глядя в наш путеводитель, мы видим схему и стрелку №1
Первая стрелка
Учитель – логопед проводит игру «Назови части тела птицы».
Рассмотрите птицу, скажите, какие у нее есть части тела. Отвечаем полным предложением.
У птиц есть голова.
У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы.
У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв.
Тело птиц покрыто перьями.
Учитель – логопед предлагает детям следующую игру «Назови ласково» (с мячом)
Учитель-логопед: Сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.
Голова- головка хвост-хвостик
Лапы-лапки клюв-клювик
Крыло-крылышко перо-перышко
Эта птица – утка? Нет. Как она называется? (Скворец). Идем дальше. Глядя в наш путеводитель, мы видим схему и стрелку №2
Вторая стрелка
Учитель – логопед предлагает детям игру «Сколько птичек улетело?» (цифры 1, 2, 3)
Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело?» Ответьте полным предложением.
Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».
Дети: «Улетели 2 лебедя». «Улетел 1 грач».
(Пальчиковый счет)
А утки среди них есть? Нет. Значит наши поиски продолжаются. Глядя в наш путеводитель, мы видим схему и стрелку №3
Третья стрелка
Учитель – логопед вспоминает совместно с детьми правила
Игры «Из двух – одно»
(образование сложных прилагательных). Картинки с изображением птиц
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – (длинноногая).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – (красноклювый)
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки длинный хвост. Она. (длиннохвостая)
Если у лебедя длинная шея. Значит, он? (длинношеей.)
Физкультминутка «Маленькие уточки»
Педагог-психолог:
Ой ребята, я вижу, что вы очень много знаете о перелётных птицах мне так понравилось, как вы продвигаетесь вперед в поисках утиной стаи. А знает ли вы как называются домики у перелётных птиц? Что они строят каждую весну? (ответы детей) Конечно, птицы живут в гнёздах, которые они сами строят. Глядя в наш путеводитель, мы видим схему и стрелку № 4
Четвертая стрелка
Педагог-психолог предлагает детям изобразить маленьких птенчиков:
Мимическая гимнастика «Птенцы».
Педагог – психолог: Вылупился из яйца первый птенец и удивлённо посмотрел вокруг (открыть рот). Потом вылупился второй – увидел, как здесь светло, тепло и ему стало так радостно (улыбнуться). Третий птенец – хотел вылупиться первым, но опоздал и поэтому рассердился (нахмуриться). Четвёртый вылупился и, сразу же, испугался и крепко зажмурился от ослепительного света. (зажмурить глаза) а пятый птенец вылупился и зачирикал (губы трубочкой).
На пути стрелка № 5
Пятая стрелка
Педагог – психолог предлога детям внимательно посмотреть на картинки и определить лишнюю. Игра «Четвертый лишний».
(На наборное полотно выставляет картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.)
Педагог – психолог:
Педагог-психолог: Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая картинка лишняя? Почему так думаете?
(Ответы детей.)
Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза (убираю одну картинку). Какой картинки не стало? (Ответы детей.)
Игра «Чего не стало?» (с картинками)
Педагог – психолог:
Мы встретили здесь с вами уток? Нет тогда идем дальше.
Шестая стрелка
Педагог – психолог проводит упражнение «Нарисуй картинку, соедини все цифры» Дети соединяют все цифры и обнаруживаю на листе изображение утки.
Учитель – логопед:
Вот мы с вами и встретили наших уток.
(Дети вместе с логопедом подходят к педагогу - психологу)
Давайте посмотрим на экран, что же там происходит? –мультипликационный сюжет «Утиная стая»
На экране утки уносят лягушку (мультипликационный сюжет по сказке «Лягушка –путешественница») Дети машут ей на прощание.
Подведение итога занятия (Рефлексия)
Учитель-логопед предлагает детям передавать друг другу игрушку уточки и назвать, что ему запомнилось или понравилось больше всего во время наших поисков.
Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какие игры и задания вам понравились и запомнились больше всего?
- Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? Какие?
Педагог-психолог: Вы справились со всеми испытаниями, молодцы! А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Закройте глаза. Птицы любят греться на солнышке. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладь его и там. Зайчик не озорник—он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Сейчас я досчитаю до 10 и вы откроете глаза (1, 2…. 10).