Жеганина Галина Витальевна
Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мы – друзья природы»
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
Образовательная область: Познавательное развитие
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Цель:
1) Обобщить представление детей о лесе и лесных обитателях.
2) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
3) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
- формирование целостной картины мира;
- побуждать устанавливать простейшие причинно-следственные изменения в природе;
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
-закрепить знания детей о птицах, цветах, насекомых;
- воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность;
- воспитывать отрицательное отношение к проявлению небрежности и жестокости при контакте с природой, желая охранять ее;
– по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу
- формировать у детей представления о неразрывной связи человека с природой;
-развивать речь детей, логическое мышление, воображение.
Речевое развитие:
- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
- развивать умение слушать друг друга.
– побуждать детей вступать в диалогическую речь.
Физическое развитие:
– развивать двигательные умения детей, координацию движений
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать детское творчество. Совершенствовать умения детей передавать в работах образы объектов природы.
- Продолжать формировать умение создавать композицию из отдельных элементов.
- Закреплять приемы работы с бумагой (вырезание, приклеивание).
- Развивать творческие навыки, используя инновационные приемы работы с
бумагой: вырезание цветов из салфеток, декупаж из салфеток (нетрадиционная техника изо-деятельности)
Предварительная работа:
Беседы о диких животных, о перелетных и зимующих птицах, о насекомых. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, перелетных и зимующих птиц, насекомых, первоцветов. Заучивание стихотворений о лесе. Рассматривание иллюстраций на лесную тематику, развивающая игра «Садовник».
Материал: панорама леса, иллюстрации птиц, фигурки насекомых, запись голосов птиц, тазик с горохом, макет кроссворда. Макеты деревьев, фонограмма пения птиц, салфетки с изображением цветов, клей ПВА, кисточки, блестки, ножницы, клеенки, тряпочки, диски для декупажа.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель :
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- Сегодня мы с вами пойдем в гости, а куда, вы должны догадаться сами. А поможет кроссворд (на мольберте изображение кроссворда)
1. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
2. Что же за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка, хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (лиса)
- Какое слово получилось в выделенных клетках (лес)
- Мы с вами совершим прогулку в лес.
-Так что же такое лес?
Ответы детей:
-лес – зеленый наряд нашей земли.
-лес – дом для птиц и животных.
-лес – наше богатство.
-лес – красота нашей природы.
-лес – врач, очищает воздух, дает кислород.
- Хорошо, послушайте стихотворение о лесе.
Сосны, елки, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый.
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
Сюрпризный момент. Влетает сорока.
Сорока: Я, Сорока-белобока!
Ох устала, ох устала!
Я вам новость принесла,
Что беда в лесу беда!
Воспитатель : Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо.
Воспитатель разворачивает письмо, читает:
«Что-то с лесом приключилось,
Очень грустный он стоит.
Не поют в нём даже птицы
И печальный он на вид.
Вы ребятки поспешите,
Лесным жителям помогите!»
- Поможем ребята лесу? (да)
- Но прежде я напомню вам правила поведения в лесу.
1 правило – не сори (показываю картинку)
- Как вы понимаете это правило? (ответы детей)
2 правило – не шуми! (показываю картинку)Почему в лесу нельзя шуметь?
- Правильно, будите шуметь – распугаете птиц, они останутся голодными и перестанут петь свои песенки
3 правило – не губи! (показ картинки)
- Объясните это правил. (ответы детей)
- В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай, не бросай камни в лягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой. Повторите эти правила со мной, хорошенько запомните их и можете идти в лес.
(дети повторяют «Не шуми, не губи, не сори!»)
- Теперь правила поведения в лесу вы знаете, отправляемся в лес (дети под музыку идут за воспитателем)
- Вот мы и в лесу.
- Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!
- Добро пожаловать в волшебное царство леса!
- Давайте поздороваемся с лесом.
1-ый ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
2-ой ребенок:
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
3-ий ребенок:
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои.
- Ребята, лес печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут.
Что же с ним случилось, ребята как вы думаете (ответы детей)
- Конечно же, здесь очень много мусора. Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак).
- Ребята, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей).
- Сразу включается запись звуков леса.
- Прислушайтесь, вы слышите песню? Это песня леса. Давайте послушаем, о чем он поет. (Слушание аудио записи, пение птиц в лесу 1 минута)
- Что вы слышите?
Дети: Пение птиц в лесу
- Ребята, мы помогли лесу и вот птички и запели.
Воспитатель :
- Сейчас птички с вами поиграют. Я буду загадывать загадки, если вы отгадаете название птицы она вам споет.
Загадки:
1. В лесу на ветке она сидит
Одно ку-ку она твердит
Года она нам всем считает
Птенцов она своих теряет (КУКУШКА)
2. Быстро над землей порхает
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С черной стрелкой на хвосте
Домик у нее из глины
Вроде маленькой корзины (ЛАСТОЧКА)
3. Днем молчит ночью кричит
По лесу летает прохожих пугает (СОВА)
4. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель,
Трудится весёлый (ДЯТЕЛ)
5. Я над полем, над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе лететь (ЖАВОРОНОК)
- Ребята посмотрите вот гнездо птиц.
- Можно ли птиц ловить? Разорять их гнезда?
- Пойдёмте ребята дальше.
- Ой, смотрите, ручеёк! Ручеёк, разреши нам пройти.
- Нам предстоит пройти по мостику. Когда пойдете чтобы не упасть в ручеек смотрите на ориентир, нарисованный на мостике.
Упражнение «Пройди по мостику»
- Смотрите что я нашла. (банка с кузнечиком)
Кто- то кузнечика словил,
В банку с травкой посадил,
А он бедный как трещит,
Как усами шевелит.
- Ребята, как вы думаете можно ловить насекомых? (ответы детей)
- Правильно, нельзя ловить насекомых - они погибнут.
- Если не будет насекомых, то не будет птиц и цветов.
- Как помочь кузнечику? (дети предлагают освободить кузнечика, достать из банки)
- Ой, что-то банка не открывается. Погодите на ней что- то написано. Чтоб кузнечик оказался на свободе выполните задание.
- Кузнечика мы сможем освободить, если назовем правильно его друзей насекомых.
(дети называют насекомых)
- Молодцы ребята, вот банка и открылась. Теперь освободим кузнечика.
- Кузнечик хочет рассказать вам, что его друзья насекомые попали в беду. Был сильный ветер и насекомые оказались в ловушке. Давайте поможем им.
Упражнение «Найди на ощупь»
- Опустите руки в контейнер и найдите насекомое.
Дети по очереди опускают руки в контейнер с горохом и достают оттуда фигурки насекомых.
- Кого вы нашли?
Ответы детей.
Игра «Ромашки»
На полу три ромашки с цифрами в середине.
- Посадите на ромашку с цифрой 1 тех насекомых, в названии которых 1 слог, с цифрой 2 - 2 слога, с цифрой 3 – 3 слога.
Дети выполняют и комментируют задание.
- Молодцы ребята помогли насекомым идем дальше.
- Посмотрите, зайцы проголодались и вышли на нас посмотреть
- Зверюшкам в лесу голодно, особенно зимой и в начале весны. Давайте покормим заек. Чем будем кормить? (ответы детей)
Поиграем в игру.
«Угадай на вкус»
- Сейчас вы по очереди будете закрывать глаза. Я буду вам предлагать попробовать овощи и фрукты разные, вы должны узнать на вкус и назвать, что вы съели. И едят ли это зайцы.
Дети пробуют овощи фрукты подходят к тарелке с муляжами и выбирают то что они попробовали. Морковь и капусту кладут зайцам на тарелку.
- Молодцы ребята и зайцам помогли, накормили их.
— Пойдём дальше?
- Ребята посмотрите на лесной полянке лежат сорванные цветы. Как вы считаете правильно это срывать цветы? и тем более бросать (ответы детей, цветы в лесу рвать нельзя)
- Цветы надо любить, ими мы только любуемся не срывая.
-Цветы нужно не рвать, а сажать, правильно ребята?
- Теперь давайте с цветами потанцуем, чтобы все услышали, что цветы рвать нельзя.
Физкультминутка «Цветы»
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
- Конечно цветы нужно беречь. Лучше полюбоваться цветами, рисовать, фотографировать их, потому что сорванные цветы живут недолго, вянут быстро, иногда вы даже не успеваете донести их до дома.
Декупаж «Цветы»
- Давайте сделаем красивую поделку с цветами своими руками для лесных жителей! Нам понадобится компьютерный диск, клей, кисточка для клея и салфетка с цветами.
1. Из цветной салфетки вырезаем ножницами рисунок.
2. Приклеиваем на диск, комбинируя. Приклеивать нужно от центра салфетки к краю.
3. Чтобы цветы ожили, украсим их гелем с блестками.
- Посмотрите, какие красивые цветы у нас получились!
Молодцы ребята!
- Лесные жители тоже приготовили для вас сюрприз. Вот эти шарики. Шарики не простые. На каждом шарике есть правило поведения в лесу. Возьмите по шарику и расскажите правила.
- Не рвать цветы
- Не бросать мусор
-Не ловить насекомых
- Не разорять гнезда птиц
- Не шуметь в лесу
- Не убивать насекомых
- Не уносить животных из леса
- Не стрелять в птиц из рогатки
- Правильно ребята, все живое надо любить и тогда природа будет радовать нас своей красотой! Любовь ко всему живому спасет мир! Наш мир прекрасен!
Появляется сорока, благодарит детей и угощает конфетами.
- Понравилось вам ребята путешествовать в лесу и помогать лесу?
- Что вам понравилось больше всего?
- Чему вы научились? (ответы детей)