Елена Баранникова
Конспект интегрированного занятия «Жаворонок вернулся из тёплых краёв» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Жаворонок вернулся с тёплых краёв»
Цель: Познакомить детей с русским традиционным праздником «Сороки» - встреча весны; поддерживать интерес к культуре русского народа.
Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.
1. Коммуникация:
- обогащение словарного запаса через художественное слово
- развитие грамматического строя речи
- образование сложных слов
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Жаворонок вернулся из тёплых краёв“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
2. Художественное творчество:
- создание выразительных образов по мотивам народных приёмов лепки
- умение лепить птиц, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев
- украшение изделий бросовым материалом
3. Здоровьесбережение:
- развитие общей и мелкой моторики
4. Социализация:
- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками
- формирование навыков самоконтроля и самооценки
5. Познание:
- воспитание интереса к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.
Демонстрационный материал: магнитная доска, предметные картинки по теме "Птицы"; аудиозапись "Песня жаворонка"; портрет композитора П. И. Чайковского; деревянные палочки; заборчик (плетень) из конструктора; пластилин коричневого, черного цвета; стека; салфетка для рук.
Ход занятия:
1. Воспитатель загадывает детям загадку:
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?»
Дети: «Весна»
Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Воспитатель: «Ребята, давайте позовем весну».
Дети проговаривают закличку:
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью,
С радостью великою".
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Придумывали, сочиняли пословицы и поговорки о весне. Дети, а вы поговорки, пословицы о весне знаете?»
Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,
«Весна – сестра солнца»,
"Весна красна цветами, а осень плодами",
"Весна и червяка живит",
«Весной солнышко как трава растет»,
"Весенний день, что ласковое слово",
«Весна все оживит».
Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»
Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,
"Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает",
«Прилетела бы чайка, и весна будет».
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру "Назови ласково".
(Скворец-скворушка, жаворонок-жаворонушка, кукушка-кукушечка, сова-совушка).
2. Физкультурная пауза "Живая природа".
- Мы природу уважаем (дети ходят по кругу, взявшись за руки,
Бережем и понимаем.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению, (руками изображают взмахи крыльев, «чик-чирик»)
Паучки терпению, (перебирают пальчиками в воздухе)
Пчелы в поле и в саду (полетели врассыпную)
Обучают нас труду. (жужжат «з-з-з»)
Отражение в воде учит справедливости (выполняют на месте движение «пружинка»).
Нас деревья всех пород (показывают широкие, тонкие стволы)
Учат крепкой дружбе (сжимают ладошки в рукопожатии)
У природы целый год обучаться нужно (хлопки в ладоши).
3. Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев.
Воспитатель: «Птицы жаворонки – это певчие птицы, которые в числе первых птиц прилетают с юга. Птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».
Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского "Песня жаворонка".
Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц картинку с изображением жаворонка.
Дети рассматривают иллюстрации птицы в воздухе, на гнезде. Описывают птицу.
Воспитатель: «Дети, сегодня мы будем лепить из пластилина жаворонков.
Воспитатель объясняет процесс лепки птицы.
Воспитатель: Разделим кусочек пластилина на две части.
Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером. Стекой прорисуем как-бы пёрышки.
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц за их звонкое, чистое пение, поэтому украшали фигурки птиц цветными фантиками, пёрышками, ленточками. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц.
Во время работы воспитатель предлагает украсить птиц зернами гречихи, риса, горохом, цветными фантиками, пёрышками. Птичек дети насаживают на длинные деревянные палочки.
По окончании работ воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.
Воспитатель: «Дети, возьмите жаворонков и давайте позовем весну песней.
Дети исполняют песню - закличку:
«Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну».
Итог. Воспитатель: «Дети, вы все постарались и у вас появились замечательные птички. Они будут вам напоминать, что весна уже не за горами и скоро придёт тепло, будет ярче светить солнышко.
Звучит песенка жаворонка, дети сажают птиц на длинные деревянные палочки и ставят у высокого заборчика.