Маргарита Гордиенко
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная) с использованием ТРИЗ технологий.
Календарь. Времена года. Зима.
Учитель-дефектолог
Маргарита Гордиенко
Цель: Развивать творческое воображение детей в речевой и изобразительной деятельности, с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Программные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об сезонных изменениях в природе:
• Учить устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов.
• Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.
• Формировать умение задавать вопросы, подбирать прилагательные-антонимы, развитие слухового внимания и памяти.
• Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника, презентация «Времена года»;
Развивающие модули «Календарь», «Чудо-дерево»;
письмо, карточки к игре «Добавлялки-вычиталки», мнемотаблица Снеговик, снежок, плоскостные детали снеговика, игра «Машины варежки»;
пяльцы, с натянутой тканью и нанесенным резервом рисунком, стаканчики с краской батик голубого цвета, салфетки, кисточки.
Ход занятия
Дефектолог: Сегодня к нам в группу пришли гости. Ребята, давайте с ними поздороваемся.
Гости, гости, мы вам рады
Мы ребята дошколята.
Группа «Звёздочки» у нас
Очень рады видеть вас.
Посидите, посмотрите,
С пользой время проведите.
С гостями мы поздоровались, а сейчас послушайте стихотворение:
У матушки Природы
Весь год — дела, дела.
Хотя в её-то годы
И отдохнуть могла!
Весной проснётся первой,
Разбудит птиц, зверей
И почки на деревьях
Раскроет поскорей.
Полно забот и Летом:
Спешит Природа в сад —
Полить всё ярким светом,
Деревьям сшить наряд.
Должна она под Осень
Устроить листопад,
Помочь берёзкам сбросить
Потрёпанный наряд.
Но вот и снег кружится,
Становится темней.
Природа спать ложится
С началом зимних дней.
Андрей Усачёв.
По ходу чтения стихотворения идет показ слайдов «Времена года».
Дефектолог:
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (о временах года).
А сколько всего времен года? (четыре).
Ребята, обратите внимание на вот это дерево.
Работа с модулем «Чудо-дерево» (дерево с четырьмя большими ветками иллюстрирующими 4 времени года (детали закреплены на кнопках, первая ветка – зима: снежинки, на ветке сидит снегирь, веточка с рябиной, вторая ветка – весна: почки, цветочки, третья ветка – лето: зелёные листья, четвёртая ветка – осень: пожелтевшие листья, листья под деревом). Это дерево непростое, оно волшебное. Как вы думаете почему? Правильно, это дерево показывает нам все времена года.
Смена времен года – это удивительное явление. Каждое время года неповторимо и уникально. Какое сейчас время года? (Зима).
Давайте превратим это дерево в зимнее. Что для этого надо сделать? (Убрать листочки, почки и цветы). Дети выполняют задание.
А сейчас вспомним приметы зимы. (Дальнейшее сокращение продолжительности дня, морозы, снегопад, замерзание водоемов).
Упражнение «Образуй новые слова» (образование относительных прилагательных от существительных)
День, когда мороз на улице очень сильный - морозный день;
Погода, когда на улице холодно - холодная погода и т. д.
Работа с модулем «Календарь».
Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Какой сейчас зимний месяц? (Февраль).
Какой по счету февраль зимний месяц? (Третий).
Какой по счету в году февраль? (Второй).
Ой, ребята, посмотрите какой сугроб намело. Да это необычный сугроб, в нем спрятан домик. А вот и записка.
«Здравствуйте, ребята! Это домик не простой, в нем спрятан сюрприз. Для того, чтобы добраться до сюрприза нужно выполнить несколько заданий.»
Ваша Зимушка-Зима
Дефектолог: - Ребята, хотите узнать, что за сюрприз приготовила для вас Зима? Тогда нам надо постараться выполнить все задания. Готовы? Присаживайтесь за столы и слушаем внимательно первое задание.
Игра «Да-Нет-ка» (дефектолог выставляет на наборное полотно картинки для стимуляции вопросов детей) : цвет – жёлтый красный белый; форма – круг, квадрат, треугольник; размер – большой, маленький; материал – солома, снежинка, полено; назначение – дети играют на музыкальных инструментах, рисуют, играют в снежки).
Вы будете задавать мне вопросы, но я могу ответить на них только да или нет. Отгадайте, какой предмет спрятан в домике. (Снежок).
Дефектолог достаёт из домика снежок. - Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Дефектолог выставляет на наборное полотно мнемотаблицу к стихотворению «Снеговик».
Давайте вспомним стихотворение «Снеговик». Дети вместе с дефектологом встают в круг.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
В. Егоров
Дефектолог:
А сейчас вам надо будет собрать снеговика из этих деталей.
Звучит веселая музыка. Дети берут по одной детали и собирают на наборном полотне Снеговика, комментируют свои действия:
У меня большой снежный ком, его надо поставить внизу;
У меня снежный ком поменьше, его надо поставить на большой снежный ком;
У меня снежный ком ещё меньше, это голова, его надо поставить наверх;
У меня маленький снежный ком с веточкой, это рука, поставлю его справа;
У меня тоже маленький снежный ком, это рука, поставлю его слева:
У меня ведро, это шляпа снеговика, его надену на голову Снеговика и т. д.
Дефектолог: Молодцы, справились и с этим заданием.
Упражнение «Образование однокоренных слов».
Снег – снежок - снежинка – снеговик.
Упражнение «Образуй новые слова» (образование относительных прилагательных от существительных). Показ слайдов:
Баба из снега - снежная баба;
Крепость из снега - снежная крепость;
Ком из снега - снежный ком;
Горка изо льда - ледяная горка;
Фигура изо льда – ледяная фигура.
Игра «Добавлялки-вычиталки» мультимедиа на зимнюю тему, у детей карточки :
Дерево – лист = дерево без листьев;
Медведь + зима = медведь в берлоге;
Заяц + зима = белая шубка;
Небо + снежинки = снегопад;
После каждого решения задачи, дефектолог ставит перед детьми проблемную ситуацию:
1. Что бы произошло, если бы осенью листья не опали с деревьев?
2. Медведь не заснул на зиму?
3. Что было бы, если зайцы, не меняли окрас шерсти на зиму?
4. Что будет, если снег будет идти несколько дней подряд?
Дефектолог: - Какие вы молодцы, справились заданием. Осталось последнее задание. Слушайте внимательно, бабушка связала Маше и её друзьям варежки. Девочка положила их в корзинку и все варежки перепутались. Ребята, давайте поможем Маше найти пары для варежек. Надо найти слова с противоположным смысловым значением. Например, грязный- чистый.
Игра «Машины варежки» (на каждой паре картинки слова-антонимы).
Дефектолог: - Со всеми заданиями вы справились. Хотите посмотреть, что за сюрприз приготовила для вас Зима? Дефектолог открывает модуль «Домик» и достает заготовки для росписи по батику (пяльцы, с натянутой тканью и нанесённым резервом рисунком).
Дефектолог: - Ребята, какие краски у Зимушки-зимы (белая, голубая).
Давайте, раскрасим фотографии Зимы. С красками нужно работать очень аккуратно, стараться не пачкать друг друга и не пачкаться самим. Приступаем!
Рефлексия: Вам понравилось рисовать на ткани? Что нового и интересного вы сегодня узнали и увидели? Что показалось трудным?