Путилина Татьяна
Конспект интегрированного занятия «Волшебная водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Почемучка» города Усмани Липецкой области
Методическая разработка
открытого занятия по ознакомлению с миром природы
в подготовительной к школе группе
на тему:
«Волшебная водица»
Автор: Путилина Т. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории.
Усмань, 2020 год
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Волшебная водица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Представлена разработка занятия по ознакомлению с миром природы, образовательная область «Познавательное развитие». Эта методическая разработка будет полезна воспитателям для занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Введение
Использование данной методической разработки позволяет:
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Закрепить представления детей о значении воды в жизни.
3. Через игру дать представления о структуре воды в различных агрегатных состояниях.
Актуальность
В связи с введением ФГОС в образовательном процессе дошкольных учреждений большое внимание уделяется проблеме экологического воспитания детей. Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время занятия происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле. Данное занятие прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход занятия направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.
Инновационная методическая разработка занятия выполнена в рамках содержания авторской программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Описание хода педагогического мероприятия
Цель: донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
Задачи:
- образовательные: формировать у детей представления об уникальных свойствах воды, развивать представления о воде как важной составляющей жизни на Земле;
- развивающие: развивать мышление, логику, память, воображение, развивать представления о незаменимости воды в жизни всех живых существ планеты;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как составной части природы.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, экспериментальная.
Формы работы с детьми: рассказ воспитателя, чтение загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы, экспериментирование., чтение стихов.
Методическое и техническое оснащение занятия : презентация на тему «Волшебная водица», решето, оборудование для опытов: стаканы с водой и соком, трубочки, сахар, соль, контейнер с молоком и водой, ложка, электрический чайник, зеркало, бутылочки с водой, картонные облачка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением воды и обитателей водной среды, беседы о воде, заучивание стихов о воде.
Планируемый результат: дети имеют представления о свойствах воды, умеют беречь воду.
Ход занятия
1. Оргмомент (1 мин.)
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня придет гостья, а кто это будет, вы узнаете, отгадав загадку.
Я и речка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: - Вода!
Воспитатель: - Правильно, ребята, это вода. И сегодня наше занятие посетит капелька воды.
Под песню из мультфильма «Капитошка» появляется Капелька.
Капелька: - Здравствуйте, ребята! Я Капелька воды. Я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня вы с воспитателем будете изучать воду, вы хотите узнать много интересного о воде?
Дети:- Да!
Капелька:- Тогда мы отправляемся в путешествие на корабле, в большое плавание к Волшебной водице. Вы хотите побывать в гостях у Волшебной водицы?
Дети:- Да!
Капелька:- Тогда вперед за мной, друзья, мы отправляемся туда.
Воспитатель: - Итак, ребята, занимаем свои места на корабле и отправляемся в плавание к берегам Волшебной водице, чтобы узнать, в чем же ее волшебство.
Дети занимают свои места.
1. Основная часть.
Беседа. (3 мин.)
Воспитатель: – Ребята, скажите, а для чего человеку нужна вода?
Дети: - Для купания, стирки, приготовления еды, полива растений, для уборки, для питья. (Слайд №1).
Воспитатель: - А кому еще нужна вода, кроме человека?
Дети: - Вода нужна растениям, птицам, животным, насекомым. (Слайды №2, №3, №4).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами попробуем выяснить, какие свойства имеет вода. Для этого мы проведем с вами эксперименты, но прежде чем приступить, вспомним, правила поведения в лаборатории.
Экспериментальная часть (10 мин.)
Правила.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус без разрешения.
2. Сохранять порядок на рабочем месте.
3. Аккуратно использовать оборудование для экспериментов.
Опыт №1.
У детей по 2 стакана: в одном – сок, в другом – вода. Дети пробуют сок, а потом воду. Сравнивают вкус и запах.
Вывод: Вода – безвкусная и не имеет запаха. Воспитатель выставляет карточку с таким свойством воды.
Опыт №2.
2 контейнера: в одном – молоко, в другом – вода. Воспитатель поочередно опускает ложку сначала в молоко, потом в воду.
Воспитатель: - Ребята, везде была видна ложка?
Дети:- Ложка видна в воде.
Вывод: вода – прозрачная.
Опыт №3.
Дети поочередно в воду добавляют ложку сахара, соли и перемешивают.
Вывод: вода – растворитель.
Воспитатель: - Ребята, а теперь мы сделаем вывод о том, какие же свойства имеет вода.
Дети:- Вода не имеет вкуса и запаха, бесцветная, является растворителем для некоторых веществ.
Появляется Капелька.
Капелька:- Ребята, я хочу с вами поиграть. Вы знаете, что капельки дождя берутся из облаков. Вы все будете капельками и должны найти свое облачко.
Игра «Капельки и облачка». (1 мин.)
Капелька:- Мне понравилось с вами играть, но мне нужно вперед бежать, я для вас таких умных детей оставляю письмо.
Капелька уходит, дети занимают свои места.
Беседа (5 мин.)
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать, какие задания спрятаны в этом конверте?
Дети:- Да!
Воспитатель открывает конверт и читает первую проблему.
Воспитатель: - Как перенести воду в решете?
Воспитатель показывает детям решето, дети начинают рассуждать.
Воспитатель: - Решето с дырочками, вода выльется из решета.
Воспитатель: - А всегда ли вода может быть в жидком состоянии?
Дети:- Нет, вода бывает в твердом и газообразном. Значит, нужно воду заморозить и тогда можно ее будет перенести в решете.
Воспитатель: - Правильно, ребята. А теперь посмотрим, при каких условиях вода изменяет свое состояние.
Дети:- Если воду заморозить, то она превратится в лед, и будет находиться в твердом состоянии.
Воспитатель: - Правильно, ребята. А что нужно сделать, чтобы вода приняла газообразное состояние.
Дети:- Нужно ее сильно нагреть.
Воспитатель ставит электрический чайник и его нагревает. Вода закипает и превращается в пар. Затем воспитатель подносит к пару зеркало и на нем образуются капельки воды.
Воспитатель: - Вода при охлаждении из пара превращается в жидкость.
Игра «Жидкое, твердое, газообразное». (1 мин.)
Воспитатель: - Ребята, вода состоит из маленьких молекул, которые по-разному соединяются между собой в разных состояниях воды. Представьте, что вы все маленькие молекулы воды. В жидко состоянии молекулы держатся друг за друга на определенном расстоянии. Мы тоже возьмемся за руки.
Дети образуют круг.
Воспитатель: - В газообразном состоянии молекулам становится жарко вместе, поэтому они рассоединяются и двигаются в разных направлениях.
Дети бегают в разных направлениях.
Воспитатель: - А вот в твердом состоянии, молекулам становятся холодно, и они крепко держатся друг за друга.
Дети близко подходят друг к другу и обнимаются.
Воспитатель: - Вот такое уникальное свойство у воды – принимать то твердое. То жидкое, то газообразное состояние. Но Капелька нам оставила еще одну проблемку.
Беседа (7 мин.)
Воспитатель читает: «Однажды научная экспедиция отправилась на Северный полюс. Нужно было взять много воды для питья и приготовления еды, но ее было очень тяжело нести, да и места уже не осталось. Как быть?»
Дети:- Можно растопить снег и лед, и тогда получится вода и ее можно использовать в нужных целях.
Воспитатель: - Молодцы, правильно ответили. А вы знаете, что именно ледники являются хранилищем пресной воды на Земле? (Слайд №5)
Воспитатель: - Ребята. А где еще можно найти пресную воду?
Дети:- В реках, озерах, прудах. (Слайд №6, №7, №8)
Воспитатель: - Правильно. А кто-нибудь был из вас на море?
Дети:- Да.
Воспитатель: - А какой вкус у морской воды?
Дети:- Соленый, горький!
Воспитатель: - А как вы думаете, какая воды пригодна для питья?
Дети: - Нужна пресная вода.
Воспитатель: - Правильно, ребята! Для жизни человека и всего живого нужна пресная вода. Но ее с каждым годом становится все меньше. Хотя вода на планете никуда не девается, она просто переходит из одного состояния в другое. Так почему пресной становится все меньше?
Дети:- Она становится грязной, ее нельзя пить.
Воспитатель: - Правильно, и виной тому деятельность человека. (Слайд №9, №10, №11)
Воспитатель: - А посмотрите как красиво там, где человек не строил заводов, не отдыхал, не выбрасывал отходов. (Слайд №12, №13)
Воспитатель: - Где, ребята, вам больше нравиться?
Дети:- Там, где чисто и красиво.
Воспитатель: - А что нужно для этого делать?
Дети:- Не раскидывать мусор, убирать за собой.
Появляется Капелька.
Капелька: - Ребята, что ж наше путешествие подошло к концу и мы прибыли к берегам волшебной водицы. Что же важного вы поняли из этого путешествия?
Дети читают стихи под музыку «Хрустальная грусть».
Ребенок 1:
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы!
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
( Автор: Ирис Ревю)
Ребенок 2:
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться,
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
( Автор: Извозникова Т.)
Ребенок 3:
Вода — это вся наша жизнь.
Без воды все давно бы погибли!
Вода планеты, держись:
Пусть спасут тебя чистые ливни.
Мы тебя не оставим, родная,
Ни за что и уже никогда.
От Байкала и до Алтая
Мы спасём тебя, наша Вода!
Капелька: - Ребята, молодцы. Я думаю, что теперь вы всегда будете беречь воду, узнав ее уникальные свойства. Ну а мне пора прощаться, до новых встреч, а на прощанье я вам дарю волшебную водицу, разумно используйте ее, пейте и будете здоровы.
Капелька уходит.
III.Итог. Рефлексия. (2 мин)
Воспитатель: - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
Дети: - Понравилось экспериментировать, играть с Капелькой.
Список используемой литературы
1. Аджи А. В. «Открытие мероприятия для детей подготовительной группы». Воронеж – 2014.
2. Николаева С. Н. «Юный эколог». М. – 2013.