Елена Данильченко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Семейная фотография»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Семейная фотография»
Задачи: расширять и систематизировать представления о семье, учить называть членов семьи; расширять словарный запас за счет имен существительных (родители, муж, жена, сестра, брат, сын, дочка, внук, внучка); развивать счетные навыки, учить сравнивать предметы; развивать логическое мышление – умение подбирать пары слов по ассоциации (папа – мама, бабушка – дедушка, сестра – брат и т. п, отгадывать загадки.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Семейная фотография“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Оснащение: демонстрационная картинка «Семейная фотография»; отдельные портреты каждого члена семьи; полоски из картона для изготовления рамок (по 4 штуки на каждого ребенка – две длинные и две короткие, соответствующие длине сторон портретов; полоски для изготовления рамки для большой семейной фотографии; большой мяч.
Предварительная работа: дайте задание родителям рассмотреть с детьми фотографии в семейном альбоме; назвать по именам и по родству всех членов своей семьи (кто кому кем приходится; например, обращаясь к ребенку, мама говорит: «Ты для бабушки внучка, а для меня дочка. Мы с папой твои родители. Маленький Коля – твой братик, а ты ему сестра».
Ход занятия:
1. Семейная фотография.
Покажите детям картинку «Семейная фотография» и скажите, что на ней изображена большая семья: дети – Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка. Расскажите, что в этой большой семье много родственников: дети (спросите у малышей, как их зовут – Таня и Ваня, их родители (уточните, как их называют дети, - папа и мама) и родители родителей (спросите, как Таня и Ваня их назовут, - дедушка и бабушка). Обсудите с детьми, кто кому кем приходится в этой семье. Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа зовут их детьми – сыном и дочкой. Таня Ване – сестра, а Ваня Тане – брат. Мама с папой – муж и жена: папа маме – муж, а мама папе – жена. Также и дедушка с бабушкой.
Спросите у детей: «Кто дедушка для бабушки? (муж) А кто бабушка для дедушки? (жена)»
Обсудите, кто в семье самый старший, а кто младший. Спросите у детей, у кого из них есть дедушка и бабушка, у кого – сестра или брат. Уточните, кто в их семье старший, а кто младший.
2. Портреты.
Скажите детям, что у вас есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены той же самой семьи. Попросите детей посмотреть на портреты и назвать всех членов семьи. Затем покажите малышам портреты Тани, Вани, мамы, папы, бабушки и дедушки.
После того, как дети назовут всех, сложите портреты веером оборотной стороной вверх и предложите кому-нибудь вытянуть любые две картинки. Попросите ребенка посмотреть на эти портреты и сказать, кто изображен. Если ребенок не может сказать сам, то помогите ему сделать вывод – кем в семье эти люди приходятся друг другу. Например, ребенок в игре вытягивает следующую пару портретов: Тани и мамы. Он говорит, что это – Таня и мама. Спросите у ребенка: «Кто Таня для мамы?» Если ребенок затрудняется с ответом, то скажите сами: «Таня маме дочка». Аналогично обсуждаются портреты: Тани и Вани (брат и сестра, папы и мамы (муж и жена, Тани и дедушки (Таня для дедушки внучка, Вани и папы (Ваня папе сын) и т. д.
3. Игра с мячом.
Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом. Для этого попросите их встать по кругу, а сами возьмите мяч и займите место в центре круга. Правила игры: вы будете по очереди бросать им мяч и называть слово, а детей попросите ловить мяч, придумать пару к вашему слову и бросить мяч обратно. Например, вы говорите слово «папа» и бросаете мяч ребенку, стоящему напротив вас; он ловит мяч, говорит слово «мама» и одновременно бросает мяч вам обратно.
Пары слов, произносимые в подвижной игре (первое слово говорит взрослый, а второе слово подбирает к нему ребенок) : папа - … (мама, дедушка - … (бабушка, муж - … (жена, дети - … (родители, сестра - … (брат).
Далее произнесите с детьми те же пары слов, но в обратной последовательности: мама - … (папа, бабушка - … (дедушка, жена - … (муж, родители - … (дети, брат - … (сестра).
После окончания игры с мячом дети садятся за стол.
4. Рамки для фотографий.
Скажите детям, что семейные фотографии всегда берегут. Их хранят в альбомах или вставляют в рамки. Покажите, как это можно сделать, на примере большой семейной фотографии. Наложите на нее по периметру 4 заранее приготовленные картонные полоски. Скажите, что фотография по форме похожа на геометрическую фигуру прямоугольник – две ее стороны короткие и две стороны длинные.
Предложите детям сделать рамки для маленьких фотографий. Раздайте им портреты всех членов семьи и дайте картонные полоски. Попросите каждого ребенка взять по 4 полоски: две длинные и две короткие – и составить из них рамки для портретов. Уточните, какая сторона у портрета длиннее, а какая короче. Спросите у детей, какой формы эти портреты. Попросите детей повторить словосочетания: «прямоугольный портрет» и «прямоугольная фотография».
5. Сосчитаем.
Предложите детям сосчитать, сколько всего портретов они вставили в рамки. Сосчитайте хором от 1 до 6, указывая на каждый из портретов.
Затем покажите детям большую коллективную фотографию и скажите, что на ней сфотографированы сразу все члены этой семьи, и если каждый из них скажет про себя: «я!», то мы услышим сразу 6 раз «я».
Объясните детям, что таким образом и появилось само слово «семья», когда сразу 7 родственников дружно сказали: «я!» Спросите у каждого из детей, сколько человек в его семье. (Пусть ребята, называя членов своей семьи, загибают на руке пальчики.)
6. Отгадаем загадки.
Предложите детям отгадать загадки.
Ласково и нежно деток обнимает,
Лучшими словами в мире называет.
Самая красивая, самая родная,
Это же, конечно… (мама) дорогая.
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый?
(Папа)
Волосы седые, добрые глаза,
Всех внучаток любит… (бабушка) моя.
Добрый, бородатый –
Это папин папа.
С внуками играет.
Кто ж его не знает!
(Дедушка)
7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.