Михайлина Рузалия Гильмихановна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Потеряшки» в Солнечном городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке;
- закрепить чёткое произношение звука [Ж] в изолированном виде, в слогах, в словах;
- тренировать в образовании имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Потеряшки“ в Солнечном городе“» размещена в разделах
- продолжать формировать умение делить слова на слоги;
- закрепить умение находить место звука в слове.
Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать фонематический слух;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- отрабатывать четкость дикции с помощью чистоговорок;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма;
- формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методы и приемы реализации содержания занятия :
- игровой метод: создание игровой ситуации, внезапное появление объекта;
- наглядный метод: демонстрация наглядных пособий;
- словесный метод: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия;
- практический метод: выполнение упражнений, решение задач.
Подготовка к занятию.
- подготовить раздаточный материал;
- подготовить демонстрационный материал.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», «<», «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10, карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.
Использование средств ИКТ: фонограмма «Хныканье ребенка».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
- Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. (Включается аудиозапись фонограммы хныканья ребенка. Входит грустный Незнайка.)
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Что случилось?
Незнайка:Здравствуйте! Меня в школу не берут!
Воспитатель: Почему?
Незнайка: Я это…портфель потерял….и все тетради
Воспитатель: Ах, как нехорошо! Но я думаю, не все так страшно, мы сможем тебе помочь! Правда, ребята? Ой, что это (случайно находит тетрадь).
Незнайка: Это моя тетрадь по развитию речи! Там много разных заданий, которые я не смог выполнить.
Воспитатель:Не беда! Мы с ребятами тебе поможем, научим тебя выполнять все задания. Правда, ребята? Но сначала немного поиграем. Игра называется «Сосчитай, сколько слов в предложении». Я буду произносить предложение, а вы прохлопайте в ладоши столько раз, сколько услышите слов в моем предложении. (Игра повторяется 3 раза с разным количеством слов в предложении)
Наступила осень
Пастушок пасет козу
Маша смотрит веселые картинки
Теперь будем хором вместе со мной проговаривать чистоговорки и проведем игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Ух, ух, ух – в хату забежал петух.
Ха, ха, ха – в тарелке вкусная уха.
Ух, ух, ух – хомяк тащит в норку пух.
Ох, ох, ох – возле норки растёт мох.
Во, вы, ва – вот высокая трава.
Ву, вэ, вы – даже выше головы.
Вы, во, ву – васильков букет нарву.
Следующая игра называется «Прошагай слово».
Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
Какое-нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
Предлагаю вам, ребята, вместе с Незнайкой отмерить произнесенное мной слово шагами: каждый шаг обозначает слог. (Игра повторяется 3 раза с разным количеством слогов в слове)МАМА, ОКНО, АВТОБУС, КОТ, МОЛОКО.
- Теперь проведем игровое упражнение «Угадай сколько звуков. Я буду произносить разные звуки, а вы внимательно послушайте их: «АУ». Сколько звуков я произнесла? (ответы детей). Назовите первый звук. Следующий звук: «АУЭ». Сколько звуков я произнесла? (ответы детей). Назовитевторой звук. Следующий звук: «ЫОИ». Сколько звуков я произнесла? (ответы детей). Назовите третий звук.
- Предлагаю вам вместе с Незнайкой поиграть в дидактическую игру «Звуковые шапочки». Для этого трое из вас, ребята, будут жуками и оденут маски жуков. Остальные трое ребят будут гусями и оденут маски гусей. На полу перед вами разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки, на которых написаны буквы. Они обозначают гласные звуки. По моей команде «Солнышко просыпается» и жуки, и гуси двигаются по группе, изображая жужжание жука и шипение гуся. По моей команде «Остановились» все должны остановиться на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановится на цветке с буквой «А»и произнесет слог «жа».
- Следующее игровое упражнение называется «Измени слово». Вы, ребята, должны так изменить слова, которые я буду произносить, чтобы в них появился звук [ж]. Например, друг — дружок. (пример проговаривает Незнайка)
ПИРОГ, САПОГ, СНЕГ, РОГ, ЛУГ, ТВОРОГ, ФЛАГ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Девочки и мальчики, приготовьте пальчики. Сделаем пальчиковую гимнастику, и ты, Незнайка, с нами делай!
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
или
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
(показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой,
А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу!
Воспитатель:Что я вижу! (Находит еще одну тетрадь - по математике). Незнайка, кажется это твоя тетрадь по математике и здесь тоже невыполненное задание. Ну что, ребятки, поможем Незнайке выполнить задания по математике? Начнем со счета до 10 и обратно. Счет от 1 до 10 называется… ( ответы детей: прямой). Хором посчитайте от 1 до 10 (дети считают). Счет от 10 до 1 называется ( ответы детей: обратный). Хором посчитайте от 10 до 1 (дети считают).
Поиграем в игру с мячом «Назови пропущенное слово». Я начинаю говорить предложение, а вы заканчиваете его. (кидает мяч поочередно каждому ребенку)
Солнышко светит днем, а луна.. .
Утром мы приходим в детский сад, а возвращаемся домой.. .
Если вчера была пятница, то сегодня.. .
Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .
Зимние месяцы года – ноябрь, декабрь и ….
Летние месяцы года – июнь, июль, …
- Ребята, а вот и следующее задание.
-Сколько зайчиков на картинке? (5)
-Поставьте цифру, которая показывает 5 зайчиков?
- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).
- Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).
- Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).
- Как получили число 10?
Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.
Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.
(5+5=10).
- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?
Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: - Молодцы.
- Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.
- Обратите внимание на дом.
- Скажите, как он называется? (многоэтажный).
- Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.
- Назовите № дома. (№10).
- Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.
- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)
- На каждом этаже сколько квартир? (Две).
- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.
- Софья, засели цифры в квартиры на первый этаж.
(1 и 9, а вместе 10).
(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).
1 и 9, а вместе 10
2 и 8, а вместе 10
3 и 7, а вместе 10
4 и 6, а вместе 10
5 и 5, а вместе 10
- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).
- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.
Физкультминутка.
Сколько шишек у бельчонка?
– Сосчитай! Раз, два, три, четыре, пять!
(Поворачиваются лицом друг к другу, хлопают в ладоши друг другу, воспитатель работает в паре с Незнайкой)
– А морковок у зайчонка?
(Прыгают)
–Сосчитай! Раз, два, три, четыре, пять!
(Воспитатель и Незнайка хлопают в ладоши от одного до пяти. Дети считают количество хлопков и делают приседания)
– Сколько кукол у Танюши?
–Сосчитай!
(Воспитатель и Незнайка хлопают в ладоши от одного до пяти. Дети считают количество хлопков и выполняют повороты вправо, влево)
– А машинок у Андрюши?
– Сосчитай!
(Воспитатель и Незнайка хлопают в ладоши от одного до пяти. Дети считают количество хлопков и приседают, затем встают).
Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
(На доске появляется таблица).
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).
ВОПРОС (то, что нужно найти).
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,
чтобы ответить на вопрос).
ОТВЕТ (результат от ответа
на поставленный вопрос).
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).
- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8, а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).
- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
- Нужно записать решение задачи.
- Яна, найди правильную запись для решения задачи. (8+2=) Ребенок крепит на доску магнитные цифры.
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
-, сколько надо взять палочек? (8)
-, сколько надо добавить палочек к 8? (2)
- Сколько стало палочек? (10)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(8+2=10)
- Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).
- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Нужно записать решение задачи.
- Даша, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
- Оксана, сколько надо взять палочек? (9)
- Яна, сколько надо отложить палочек от 9? (1)
- Никита, сколько осталось палочек? (8)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(9-1=8)
- Какой же ответ? (У девочки осталось 8 шаров).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.
- А теперь Незнайка, нужно выполнить графический диктант.
- Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Поставь маленькую точку и начинай рисовать:
1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо.
- Ребята, что у вас получилось? (Робот). Давайте нарисуем ему глазки и рот.
Итог занятия.
Незнайка: Да это же робот Знайки. Так вот как он делается! Ребята, я вспомнил, где мой портфель. Я хотел, чтобы за меня все задания выполнил этот робот ну и отдал ему свой портфель со всеми тетрадками. (Убегает за кулису, выходит с портфелем). Вот он, теперь буду только сам делать все задания, а то чего доброго опять все растеряю. Ой, что это? (открывает портфель, достает угощение для ребят) Я совсем забыл, это полезные «конфетки». Ребята, я вас угощаю, спасибо вам за помощь.