Галина Дуденко
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Великая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
на тему: «Великая Россия»
Подготовила и провела: Дуденко Г. А.
Цель: знакомить с русскими национальными традициями, кухней, народными играми, промыслами, одеждой, музыкальными инструментами.
Образовательные задачи:
— актуализировать словарь по лексическим темам «Природа», «Животные», «Транспорт», «Птицы», «Одежда», «Русские народные промыслы»;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Великая Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
— упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, наречий, приставочных глаголов; винительного, родительного падежа единственного и множественного числа, творительного падежа имен существительных с предлогом с, подборе антонимов;
— учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Развивающие задачи:
— развивать графические навыки, внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
— воспитывать любовь и уважение к своей Родине, интерес к русской народной культуре;
— развивать осознание принадлежности к своему народу;
— формировать умение взаимодействовать в команде, договариваться.
Оборудование:
географическая карта России; рисунок с изображением деревьев, из-за которых видны хвосты, рога, мордочки животных и голов птиц, картинки с изображениями девушек в русских сарафанах (синем и зеленом, раздаточные предметные картинки с парными твердыми и мягкими согласными звуками, картинки «Дорисуй косоворотку» (по числу детей, цветные карандаши, аудиозапись русской плясовой песни, аудиопроигрыватель, картонные фигурки пирожков с прозрачными кармашками и картинки с изображениями начинок к ним, картонные подносы (3 шт.) с рисунком из одного, двух, трех цветов и предметные картинки для определения количества слогов в словах, наборы деревянных ложек (по числу детей, бумажные заготовки-самовары, баранки.
I. Вводная часть
Педагог. Ребята, послушайте родственные слова. Найдите среди них главное слово, от которого все они образовались. Итак: российский, россиянка, Россия, россиянин.
Дети. Главное слово — Россия! От этого слова образовались другие слова-родственники.
Педагог. Правильно! Мы поговорим о России. А что для каждого из нас Россия? Дети отвечают.
Послушайте стихотворение В. В. Бароновой.
Россия, Россия, Россия —
Так Родину нашу зовут!
Ее рассмотреть ты не сможешь
На карте за пару минут.
А если с Востока на Запад
Ты в долгий отправишься путь,
Тебе и недели не хватит
Просторы ее обогнуть.
На Севере льды подпирают,
На юге — пустыни, жара.
Раздольна — от края до края
Огромная наша страна.
В России, в России, в России
Березки гурьбою растут.
В России могучие реки
К морям свою воду несут.
В России, в России, в России
Огней городов череда.
Но образ деревни родимой
В тоскующем сердце всегда.
Над белым ромашковым полем
Малиновый слышится звон.
О доме родном он напомнит
Всем тем, кто в Россию влюблен.
В России, в России, в России
Хорошие люди живут:
Гостей хлебом с солью встречают,
Душевные песни поют.
II. Основная часть
Дети и педагог рассматривают карту России.
Педагог. Да, наша страна огромная. Подумайте, как сказать по- другому? Подберите синонимы к слову огромная.
Дети. Она необъятная, громадная, неохватная, гигантская, большая.
Педагог. Раз наша страна такая огромная, то природные условия, климат, объекты природы сильно отличаются в разных ее регионах. Давайте их сравним. На Севере климат холодный, на юге—(теплый, в пустынях климат сухой, у моря — (влажный, горы высокие, а холмы — (низкие, города большие (огромные, а деревни — (маленькие, в тундре растительность редкая, а в тайге — (густая). (Педагог объясняет или напоминает детям, что такое тундра и тайга.) Моря глубокие, а озера — (мелкие, реки широкие, а ручьи — (узкие, в озерах вода прозрачная, а в болотах — (мутная).
Ребята, а на чем мы можем передвигаться по такой необъятной стране?
Дети. Мы можем передвигаться на самолете, поезде, машине. А по воде — на корабле.
Педагог. На чем же удобнее всего передвигаться?
Дети. На самолете.
Педагог
В самолет мы сядем Дети разводят руки в стороны.
И бинокль достанем. Из пальцев складывают «бинокль».
Но внимательный ли ты?
Что увидишь с высоты?
И вот мы в полете. Летели, летели, к горам (подлетели, через горный хребет (перелетели, над лесами (пролетели, всю страну (облетели).
Вы уже знаете, что природа одарила Россию огромными богатствами. Что же мы видим с высоты?
Дети. Мы видим луга, поля, горы, реки, озера, дороги, города, моря и т. д.
Педагог. Россию населяют многочисленные виды птиц и животных. Кого много в российских лесах?
Дети. В России много медведей, волков, лис, зайцев, оленей, лосей и других животных.
Дети рассматривают рисунок с изображением леса, деревьев, из-за которых видны хвосты, рога, мордочки животных и головы птиц.
Педагог. Посмотрите, какие густые леса. Там даже не ступала нога человека, поэтому животные и птицы спрятались. Чьи части тела вы видите?
Дети. Мы видим лисий хвост, медвежью лапу, оленьи рога, совиный клюв.
Динамическая пауза «Моя страна»
Вот и реки, вот и горы,
И широкие просторы.
И леса, и города —
Это Родина моя. (Дети разводят руки в стороны, за-тем тянутся вверх и опять разводят руки. Тянутся вверх, разводят руки в стороны)
В лес сосновый мы войдем,
Воздух смоляной вдохнем.
Плечи расправляем,
Воздух выдыхаем. (Делают вдох носом.
Делают выдох ртом, повторяют несколько раз дыхательные упражнения)
На поляне отдохнем,
Колокольчиков нарвем.
Бабочки кругом летают,
Мы за ними наблюдаем.
Кверху, книзу, вправо, влево —
Им летать не надоело. (Нагибаются, садятся на ковер Выполняют гимнастику для глаз по тексту стихотворения.)
Велика страна моя,
Нам вперед идти пора.
Ждут тебя, мой милый друг.
Море, степи, север, юг. (Поднимаются, садятся на места)
Педагог. Давайте вспомним, какую одежду носили женщины на Руси.
Дети вспоминают, или педагог напоминает, что женщины носили сарафан и рубаху.
Выставляются фигурки девушек в синем и зеленом сарафанах, дети выбирают картинки с изображениями предметов, в названии которых есть твердый звук и его мягкая пара, изученные детьми. Например: [п]-[п’], [р]- [р’]> М-[в’] или любые другие.
К нам пришли две девушки в синем и зеленом сарафанах. Девице в зеленом сарафане мы отдадим картинки с мягким согласным, а девице в синем сарафане — с твердым.
Дети распределяют картинки.
Педагог: Мужчины на Руси носили штаны и косоворотку. Косоворотка — рубаха с косым воротом, т. е. с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. У русской косоворотки разрез с застежкой был слева, реже справа. Косоворотки носили навыпуск, т. е. не заправляли в брюки. Подпоясывались тканым поясом. Косоворотки шили из ситца, льна, шелка, атласа. Значит, какими они были?
Дети. Ситцевыми, льняными, шелковыми, атласными.
Педагог. Обычно ворот рубахи-косоворотки украшали красивым узором. Мы тоже сейчас сделаем это! Давайте дорисуем узор по образцу.
Дети берут картинки и карандаши и выполняют задание.
Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети. Гармонь, балалайка, трещотка, гусли, ложки.
Педагог: Возьмите ложки и отстучите количество слогов в словах — названиях народных инструментов: ба-ла-лай-ка — четыре слога, гар-монь— два, гус-ли — два, тре-щот-ка — три слога.
Динамическая пауза «Русская народная плясовая»
Педагог. А теперь можно и поплясать.
Дети танцуют под музыку, движения произвольные.
Потанцевали, теперь и перекусить пора. Чем же славится русская кухня? Какие блюда вы знаете?
Дети. Мы знаем блины, пироги, кашу, щи.
Педагог. Мы сейчас испечем пирожки.
Дети берут картонные фигурки пирожков с прозрачными кармашками и предметные картинки с изображениями начинок (творог, грибы, малина, рыба, черника, яблоки, яйца, капуста и др.) и вкладывают «начинку» в кармашки и говорят, с чем их пирожок, какая у него начинка.
Дети. Мой пирожок с малиной. Начинка малиновая. А мой пирожок с грибами. У меня начинка грибная.
Педагог. Ребята, если русские люди встречают гостей хлебом и солью, не жалеют ничего для них, любят угощать, то они какие?
Дети. Хлебосольные.
Педагог. Любит русский народ принимать гостей. Какой он?
Дети. Гостеприимный.
III. Заключительная часть
Педагог. А какой русский человек не любит чаепитие! Да еще из самовара!
Дети пьют чай из самовара с баранками.