Алена Увакина
Конспект интегрированного занятия с элементами аппликации во второй младшей группе «Как Умка маму искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Как Умка маму искал».
Цель занятия : Развитие экологического мышления, творческого воображения и познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с животным миром Севера.
Задачи:
- Образовательные:
-дать представление об особенностях географического положения, природы Арктики;
-формировать представление о фауне Арктики;
-формировать умение изображать образ медведя из нетрадиционного материала (манной крупы); ознакомить с правилами поведения детей при работе с нетрадиционным материалом.
- Развивающие:
Темочки:
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Белый медведь. Аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Темочки
- развивать творческое воображение, любознательность, познавательный интерес;
- умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности;
- развивать навыки здорового образа жизни;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, логическое мышление;
- развивать речь и обогащать словарный запас.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность);
- развивать умение работать в коллективе;
- воспитывать аккуратность при работе с крупой;
- вызвать интерес к изображению медведя в сотворчестве с педагогом и другими детьми;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- способствовать профилактике эмоционального напряжения и созданию хорошего настроения.
Предпосылки УУД, формируемые во время проведения НОД.
Предпосылки познавательных УУД: умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности; извлекать необходимую информацию из памяти, осознавать познавательную задачу, умение осуществлять классификацию, выделять существенные признаки объектов.
Предпосылки регулятивных УУД: умение правильно пользоваться инструментами, умение работать по инструкции взрослого, способность удерживать внимание в течение определенного времени, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Предпосылки коммуникативных УУД: умение взаимодействовать со сверстниками, формировать собственное мнение; умение задавать вопросы, строить понятные высказывания, умение отвечать на вопросы.
Предпосылки личностных УУД: формирование познавательной и социальной мотивации, формирование умения прийти на помощь.
Вид занятия : подгрупповое, игровое, практическое, интегрированное.
Место занятия в изучении темы : занятие проводится в рамках реализации проекта «Дикие животные»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные.
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Мамы и их детеныши», разрезные картинки - пазл «Животные Арктики», магнитная доска, аудиозапись звуков ветра и вьюги, песня «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», манная крупа; фартуки, влажные салфетки, игрушка медвежонок Умка, мама медведица (интерактивное изображение, следы медведицы из ватмана, кисточки, ватман с изображением контуров медвежонка, клей ПВА.
Предварительная работа: беседа, разгадывание загадок о диких животных Арктики, рассматривание иллюстраций «Животные Арктики» : рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; просмотр презентации «Животный мир Арктики»; просмотр мультфильмов «Пингвиненок ЛОЛО», «Умка ищет друга».
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности.
Этапы совместной деятельности. Содержание деятельности.
Деятельность воспитателя. Деятельность детей.
Планируемые результаты.
Вводно-
Организационный.
Цель: создание атмосферы психологического комфорта, установление зрительного и тактильного контактов, мотивация на совместную работу.
Дети находятся в свободной игровой деятельности. Воспитатель подходит к ним и приглашает детей занять место в кругу.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
Давайте мы встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Все ребята здесь проснулись?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А друг другу улыбнулись?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Молодцы!
Для привлечения внимания детей воспитатель использует прием голосовой и эмоциональной модуляции.
Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы очень любите, когда к нам на занятия приходят гости. Вот и сегодня вас ждет необычная встреча. А с кем, вы узнаете, если сможете отгадать загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
Дети: - Это белый медведь!
Дети отвлекаются от свободной игровой деятельности, концентрируют свое внимание на слова воспитателя.
Психологическая готовность детей к предстоящей деятельности.
Активизация мыслительной деятельности.
Дети отгадывают загадку.
Мотивационно-побудительный.
Цель: создание проблемной ситуации,
Направление внимания детей на поиск ее решения, актуализация ранее приобретенных знаний.
Динамическая пауза. Цель: смена вида деятельности, активизация пластичности, гибкости рук, установление положительного эмоционального настроя.
Воспитатель: - Правильно. Вчера вечером я встретила медвежонка на детской площадке, он был совсем один и такой грустный. Я решила пригласить его к нам на группу в гости. Давайте с ним поздороваемся и узнаем, почему он грустит.
Дети: - Здравствуй, медвежонок!
Умка : - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Умка!
Воспитатель: - Умка, расскажи нам, что случилось, почему ты такой печальный?
Умка : - Грустный я потому, что очень скучаю по своей любимой маме. Она потерялась, а я никак не могу ее найти.
Воспитатель: - Ребята, а давайте поможем Умке!
Дети: - Давайте!
Воспитатель: - А вы знаете, где живут белые медведи?
Дети: - На Севере.
Воспитатель: - Там холодно или жарко?
Дети: - Холодно.
Воспитатель: - Верно, ребята, на Северном полюсе весны почти нет и лето такое коротенькое, не успеешь оглянуться, как уже опять зима. Вот туда нам и предстоит сегодня отправиться. А чтобы нам с вами не замерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться теплее.
Двигательно-ритмическое упражнение:
Надеваем мы зимой
Шапку, шубку,
Шарф с тобой.
Валенки мы обуваем
В них штанишки заправляем
Рукавички мы наденем,
Ни за что ни заболеем.
Воспитатель: - Что мы с вами делали? Что мы надели, назовите, одним словом.
Воспитатель: - Вот теперь мы к путешествию готовы! Я знаю волшебные слова, произнеся их, мы можем отправиться в любую точку земли, которую только захотим. Повторяйте за мной!
Физкультминутка:
1-2-3-4-5, даром время не терять,
(«топотушки»)
Чтоб на Север нам добраться,
(руки лесенкой вверх)
нужно очень постараться.
(опустили черед стороны)
Шаг за шагом, шаг за шагом,
(маршировка)
Мы по скалам, по оврагам.
(потянулись вверх, присели)
И плывем мы по реке,
(плывем, имитируем движения)
видим остров вдалеке.
(руки козырьком поочередно)
Полетим к нему как птицы,
(взмахи руками)
надо только приземлиться.
(присели, «скамеечка»)
И подпрыгнуть высоко,
(прыжок)
И вдохнуть легко, легко.
(подтянулись вверх, опустили руки)
А теперь друзья вперед,
(хлопки перед собой)
Север нас с тобою ждет!
(«молоточки»)
Крекс, Пекс, покружись,
И на льдине окажись
(дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и произносят слова).
Дети внимательно слушают. Проявляют интерес.
Выражают готовность к действию.
(Динамическая поза детей - сидя на ковре)
Дети выполняют упражнение, имитируют процесс одевания зимней одежды.
Активизирована физическая активность, обеспечен положительный эмоциональный настрой, актуализированы знания об элементах зимней одежды.
Основной организационно-поисковый этап.
Поиск решения проблемы.
Цель: дать новые знания, необходимые для решения проблемной ситуации, включение детей в деятельность, развитие речевой активности
и мышления.
1. Рассказ воспитателя.
Цель: актуализация знаний о природе Севера.
2. Дидактическая игра «Собери картинку».
3. Просмотр презентации.
4. Игровое речевое упражнение «Назови детенышей».
5. Музыкальная физкультминутка.
Цель: смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
6. Продуктивная деятельность.
Открытие детьми новых знаний, способов действий.
Цель: формирование представлений о технике аппликации нетрадиционным материалом.
А) Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, организует поиск решения проблемы, активизирует речевую активность.
Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей, затем задает вопрос, который приводит детей к решению проблемной ситуации.
(Включается фонограмма ветра и вьюги)
Воспитатель: - Ну вот, мы с вами и оказались на Северном полюсе, в царстве льда и снега. Посмотрите, как тут красиво, все сверкает, а земля покрыта снежным одеялом. Лёд в Арктике никогда не тает. Тут Северный Ледовитый океан закован льдами. Тут царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Воспитатель: - Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?
Умка : - Ребята, в Арктике живут не только белые медведи. Давайте с вами поиграем в игру «Собери картинку», и тогда вы сможете узнать, кто мои соседи. Какие еще животные могут жить в суровых условиях Крайнего Севера.
- Сейчас вам нужно сложить части пазла так, чтобы получилось целое изображение животного. У каждой группы оно своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.
( Дети собирают картинку на магнитной доске: (северный олень, морж, тюлень, песец). Работа проходит в группе по 2 человека).
Воспитатель: - Молодцы ребята! А теперь посмотрите на всех этих животных и скажите, что им помогает выжить в таких условиях.
Дети: - Теплый густой мех! Толстый слой жира под кожей.
Умка : - У моей мамы тоже теплая белая шубка! И ей совсем не холодно, а еще она умеет нырять и ловить рыбу в ледяной воде.
Воспитатель: - Ребята, с животными мы познакомились. А сейчас мы с вами познакомимся с их мамами (просмотр презентации «Животные Арктики и их мамы»).
Игровое речевое упражнение «Назови детенышей».
(Дети достают карточку с изображением животного и ищут пару с изображением детеныша, называют их.)
У оленя – олененок;
У моржа – моржонок;
У северного волка – волчонок;
У тюленя – тюлененок.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Как много мы сегодня уже узнали. Смотрите, Умка наш опять загрустил! На картинках не было его мамы! Но мы обязательно найдем её, только немного отдохнем и погреемся.
Музыкальная физкультминутка
Умка - белый медвежонок (поглаживают себя по голове)
А в Антарктике, и летом,
Всё укрыто вечным снегом,
(поглаживают ладошкой кисть второй руки)
На заснеженных просторах
(разводят руки в стороны)
Льдины-айсберги, как горы!
(изображают рукой зигзаг – горы)
Умка - белый медвежонок,
Вслед за мамой, как бочонок,
(изображают походку мишки)
С горки катится по снегу
(рукой изображают катание с горы)
И скользит, как по паркету.
В ледяную воду - плюх!
(ладошками хлопают по коленям)
На охоту с мамой в путь.
Рыбки съели до отвала,
(поглаживают живот)
Отдохнуть теперь пора,
(руки сложены и головы, изображают сон)
Сладко Умке - рядом мама,
Лижет мишеньке бока.
(гладят себе бока)
(Следы на льдине разложены заранее)
Воспитатель: - Ну вот мы и согрелись, пора в путь! Ребята, посмотрите, что это? (следы) Интересно, кто их оставил? (медведица).
Умка : - Это следы моей мамы, идемте скорей. По ним мы ее быстро сможем найти.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, вдалеке сидит медведица, мы ее нашли. Но это же хищное животное, подходить к ней опасно. Поэтому мы оставим Умку тут, а он сам позовет свою маму. (Воспитатель и дети наблюдают за медведицей на экране).
Умка : - Спасибо, ребята! Вы помогли мне найти маму!
Воспитатель: - Да, ребята, вы молодцы! А чтобы мы не скучали по нашему новому другу Умке, предлагаю сделать на память его портрет в технике аппликация.
Воспитатель: - Как выглядит Умка. Какого цвета шерстка у медвежонка? А какие у него глазки и носик? Какая шубка у Умки? (теплая, мягкая, белая)
Воспитатель: - Портрет Умки я предлагаю сделать из необычного материала - манной крупы. Посмотрите, какого она цвета? (белого).
Потрогайте ее, какая она на ощупь (теплая, сыпучая).
Воспитатель: - Крупа очень похожа на песок, а с ним мы с вами уже работали. Но перед работой нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Кто на Севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно.)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок», меняя положение пальцев.)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки».)
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают».)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты.)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз.
Воспитатель дает положительную оценку деятельности детей, говорит, что они уже много узнали об удивительном северном крае. Каждый ребенок свободно и открыто высказывает разные идеи для решения проблемной ситуации. Фантазируют, проявляют уважение к высказываниям своих товарищей. И, наконец, «приходят» к решению проблемы.
Умеют включаться в обсуждение проблемы, выражать собственные мысли, делать выбор.
Дети внимательно слушают задание, формулируют свой ответ.
В игровой форме актуализированы знания по теме «Животные Севера».
Дети проявляют речевую активность, умеют добывать знания из памяти.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Активизирована двигательная активность, обеспечен положительный эмоциональный настрой.
Дети отвечают на вопросы. Включаются в процесс поиска. Испытывают радость от получения результата.
Дети слушают вопросы и отвечают на них.
Дети выполняют гимнастику.
Эмоционально откликаются, делятся впечатлениями. Развивают мелкую моторику рук.
Б) Показ воспитателем способа аппликации крупой и
самостоятельная практическая деятельность детей.
Цель: создать условия для продуктивной деятельности детей.
Анализ работы.
Цель:
дать возможность каждому ребенку почувствовать себя участником уникального творческого процесса. Воспитатель использует прием голосовой и эмоциональной модуляции, чтобы вызвать интерес у детей.
Воспитатель: - Дети, а вы знали, что из манной крупы можно не только варить вкусную кашу, но и рисовать.
Воспитатель: - Проходите за мной к столу, я вам покажу (дети подходят к столу с ватманом и емкостью с крупой).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, я заранее нарисовала на листе Умку. Сейчас мы с вами кисточками намажем рисунок клеем, а затем вы очень аккуратно будете сверху сыпать манную крупу (дети работают под фоновую музыку).
Воспитатель: - Теперь, когда рисунок намазан клеем и посыпан крупой, я стряхну лишнюю манку, и мы увидим, что получилось.
- Дети, посмотрите, какой красивый Умка у нас получился, совсем как настоящий! Сейчас нам надо его просушить как следует, чтобы клей окончательно высох и крупа прочно закрепилась на рисунке. Оставим его пока на столе.
(Дети вытирают руки влажными салфетками).
Воспитатель организует практическую работу с выходом на обсуждение. Наблюдает за детьми во время выполнения работы, оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку, работает в паре с ребенком, которому требуется больше внимания. Во время работы звучит красивая, спокойная музыка.
Проявляют эмоциональную отзывчивость любознательность и стремление к самостоятельной деятельности.
Дети внимательно слушают, наблюдают, запоминают последовательность выполнения.
С удовольствием включаются в продуктивную деятельность. Дети занимаются аппликацией манной крупой, которая оказывает
расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение действие.
Умеют работать в группе со сверстниками. Проявляют творческую активность.
Дети рассматривают продукт совместной деятельности.
Проявляют речевую активность.
Осознают себя участниками творческого процесса.
Релаксационный и Рефлексивно-корригирующий этап.
Цель: подведение итогов, формирование элементарных навыков самоконтроля. Воспитатель: - Ну, вот ребята, наши приключения на Севере подходят к концу. Нам пора возвращаться. Сейчас я произнесу волшебные слова: «Крекс, Пекс, отменись, из путешествия вернись». Теперь мы с вами оказались снова на нашей группе. Льдины остались далеко позади.
- Давайте отдохнем и полежим на ковре с закрытыми глазками, послушаем любимую песенку Умки (Звучит фонограмма «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»).
Воспитатель: - Открываем глазки, садимся на ковер. Вот какие мы с вами отдохнувшие.
Воспитатель: - Молодцы, вы сегодня много узнали и многому научились.
- Понравилось вам наше занятие? (ответы детей).
- Чем мы сегодня занимались? (путешествовали на Север, помогали Умке, искали медведицу, рисовали манкой, смотрели презентацию).
Умке и его маме очень понравились ваши работы. Они говорят вам спасибо. Давайте попрощаемся с ними. До свидания, Умка! Приходи к нам еще.
Воспитатель: - Спасибо за занятие, ребята. Делятся впечатлениями о результатах деятельности, выражают собственные суждения, рассказывают о своих чувствах, выражают эмоции. Актуализированы знания о свойствах манной крупы.
Сформирован интерес к аппликации новым нетрадиционным материалом.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, - 3-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика- Синтез, 2014
2. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007
3. И. А. Лыкова «Цветная тропинка» Методическое пособие для воспитателя – Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2016
4. Интернет – ресурс : www.rosuchebnik.ru,
5. Материалы интернет-ресурса : www.maam.ru
6. https://zagadki.info/zag/belyj-medved.html
7. https://deti-online.com/pesni/kolybelnye/kolybelnaja-medvedicy/
8. https://noisefx.ru/skachat-zvuki-vyugi-i-meteli.html