Татьяна Гипикова
«Кладовая природы. Труд людей осенью». Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать знания об осени, урожае и профессиях.
Обучающая задача: Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме. Закрепить знания сельскохозяйственной техники и профессий.
Развивающая задача: Развивать потребность в получении информацию о профессиях взрослых.
Воспитательная задача: Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму, формировать эстетическое восприятие
Словарная работа: трактор, тракторист, садовод, овощевод, комбайн, комбайнер, агроном, хлебороб, амбар, зернохранилищах, обработка, мельница.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, словарная работа; индивидуальная работа - учить отвечать полными ответами на вопросы
Оборудование: иллюстрации времен года, картинки с сельскохозяйственной техникой и профессиями, картинки овощей и фруктов, корзины, кастрюля, банка, математические наборы.
I. Вводная часть 3 минуты.
а) чтение стихотворения;
б)вопросы детям;
в) беседа – рассуждение по картинкам
II. Основная часть- 15 минут.
а)дидактическая игра «Собери урожай» с дополнительным заданием по фэмп;
б) физическая минутка;
в) аппликация «Заготовочка»;
г) называние детьми профессий людей, которые трудятся в поле;
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия.
Ход занятия:
Воспитатель. Вот рука, и вот рука.
Они созданы для труда.
В руки инструмент возьмем,
Пользу людям принесем.
Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
Дети. Осень.
Воспитатель. А какое время предшествующее и какое последующее? Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, все готовятся к суровой зиме. А люди готовятся к зиме? Что они для этого делают?
Дети: Собирают урожай, делают заготовки.
Воспитатель: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. Ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Как вы думаете, где мы будем собирать урожай? (Обратить внимание на картину на доске)
Дети: В саду и в огороде
Воспитатель: Хорошо. На столе у вас лежат картинки, внимательно посмотрите и назовите все предметы, которые вы видите.
Дети: Ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка, корзина, овощной ящик, лейка.
Воспитатель: Где и для чего они применяются?
Дети: Для работы в саду, огороде для сбора урожая.
Воспитатель: Правильно. Одним словом это инструменты – помощники для работы в саду или огороде. А что мы с вами будем собирать в огороде? А что в саду?
Дети: Овощи, фрукты, ягоды.
Воспитатель: Ребята, а как называется человек, который занимается выращиванием овощей? А кто выращивает фрукты в саду?
Дети: Садовод, овощевод
Воспитатель: Молодцы! Верно. Давайте вспомним, какие садовые фрукты и ягоды мы с вами знаем! Назовите овощи, которые растут наших огородах. (ответы детей). Какие фрукты растут в наших садах? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А скажите ребята, а какие овощи мы с вами сажали в этом году на нашем огороде в детском саду?
Дети: Кабачки, огурцы, помидоры, лук, баклажаны
Воспитатель: Верно. А теперь, когда мы с вами вспомнили овощи и фрукты, поиграем в игру «Собери урожай», перед вами на столе лежат две нарисованные корзины, вам нужно в одну корзину собрать овощи, в другую фрукты! Потом посчитать сколько овощей и сколько фруктов и сложить вместе, определить чего больше и чего меньше, разобрать выражение на целое и части
Д/И «Собери урожай»
Дети раскладывают в "корзины" картинки фруктов и овощей. Выполняют дополнительное задание
Воспитатель: Молодцы! Как быстро вы справились. Вот мы и собрали урожай. А что обычно взрослые делают с собранным урожаем?
Дети: Варенье, соленья, сок и др.
Воспитатель: Правильно, взрослые делают заготовки на зиму: салаты, соки, варенья, соленья различные, можно урожай и заморозить, и засушить. Чтобы мы всю зиму могли кушать, выращенные нами овощи и фрукты. Это тоже труд взрослых – делать запасы на зиму.
- А есть еще не маловажный помощник людей в огороде, это чучело. Для чего оно нужно?
Дети: чтобы отпугивать птиц
Воспитатель: Верно, чтобы сберечь урожай от птиц. Давайте на минутку и мы с вами превратимся в чучело.
Физминутка.
В огороде чучело шляпу нахлобучило, (имитируют надевания шляпы)
Рукавами машет, как будто бы пляшет. (движения руками)
Это чучело – оно - сторожить поставлено, (показывают как стоит чучело)
Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали. (имитируют полет птиц)
Воспитатель: Скажите, ребята, а осенью в лесу люди урожай собирают?
Дети: Да, грибы и ягоды.
Воспитатель: Верно. Из грибов и ягод взрослые тоже делают запасы на зиму. Как их заготавливают?
Дети: Варят варенье, грибы сушат, солят, маринуют.
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами представим, что мы должны помочь своим родителям приготовить запасы на зиму.
Аппликация «Заготовочки»
Нужно вырезать любой овощ или фрукт, назвать его и приклеить: овощ - на заготовленный образец кастрюли для приготовления салата на зиму, а фрукт - на заготовленный образец банки для компота.
Воспитатель: Молодцы, быстро справились!
- Но люди не только в огороде собирают урожай. В начале осени колхозники начинают убирать поспевшее зерно с полей с помощью специальной техники: комбайнов, тракторов, и др. (на доске вывешиваются картинки сельскохозяйственной техники и картинки с изображением уборки зерновых). Давайте глядя на картинки, мы назовем профессии людей, которые трудятся в поле.
Воспитатель: Я помогу вам:
- трактором управляет --- тракторист;
- комбайном управляет - комбайнер;
- грузовой машиной - шофёр;
- за ростом посевов следит - агроном;
- овощи выращивает - овощевод.
- Людей, выращивающих зерно, хлеб - называют хлеборобы.
Воспитатель: Но работа на поле – это лишь один этап. После сборки зерна предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.
Раньше зерно хранили в амбарах, помните как в сказке "Колобок"? А когда зерна много, его хранят в зернохранилищах.
-- Что делают из зерна? (муку).
-- А как выдумаете, чтобы сделать муку, куда повезут зерно из зернохранилища? Где перемалывают зерно?
Дети: На мельницу
Воспитатель: Ребята, а для чего нужна мука?
Дети: Из муки пекут пироги, хлеб, печенье и т. д.
Воспитатель: Правильно. А ещё из зерна делают крупы, значит, люди круглый год смогут питаться полезными и вкусными продуктами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями. Ребята, а скажите какая каша ваша любимая самая? (Ответы детей)
Воспитатель: Самое важное, что каши из любой крупы очень полезные! А выращивают крупы в полях. Поэтому, ребята, такие профессии, как тракторист и комбайнёр, агроном и хлебороб очень нужные и важные! В наше время ни не очень популярны, но не менее важны. Ведь из зерна делают крупы и муку, а из муки - и макароны, и лапшу, и булки, и пряники, и печенья, и пирожное. Вот сколько вкусного и полезного! Поэтому труд взрослых осенью очень важен, от этого зависит, что мы будем кушать весь будущий год.
- Ребята, может есть профессии, о которых сегодня вы узнали впервые? А так же, что дает нам осень и как важен труд человека?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! (воспитатель проводит тактильную рефлексию, обнимает каждого ребенка)