Ирина Юрьевна
Конспект интегрированного занятия «Путешествие со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Путешествие со сказкой»
Возраст детей 5-6 лет, продолжительность 30 минут.
Цель- создание условий для социализации ребёнка средствами игровой деятельности
Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, умения участвовать в диалоге, выражать своё мнение и отношение происходящему через рефлексию, действовать в группе, подгруппе и самостоятельно
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие со сказкой“» размещена в разделах
2. Актуализация и освоение социально значимых поведенческих ролей, обеспечивающих безопасное поведение: внимательное отношение к своим действиям и прогнозирование их последствий, принятие чужой помощи, выражение признательности за оказанную помощь
3. Воспитание чувства взаимопомощи, ответственности.
4. Развитие внимания, наблюдательности, интереса к художественной литературе в ходе игровой деятельности
5. Обогащение словарного запаса
Дидактический материал и оборудование:
1. Комплект иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди»
2. Мозаика-пазл «Ежик»
3. Серия сюжетных картинок по сказке «Гуси - лебеди» для игры «Составь по порядку»
4. Раздаточные листы по числу детей «Найди и раскрась летящих птиц»,
5. Слова из пословицы на отдельных частях «Птица держится крыльями, человек- помощью»
6. Три вида бумажных «облаков» (белые, синие, голубые) с клейким краем для этапа рефлексии
7. Магнитная доска для размещения дидактического материала, контейнеры с восковыми мелками и карандашами
Предварительная работа - чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» (обработка А. Афанасьева)
Ход занятия
1. Подготовительный этап, приветствие.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята, вы любите путешествовать? ( дети отвечают: да)
Педагог:
- А какие бывают путешествия? (Дети поочерёдно высказываются)
2. Мотивационный этап, постановка цели
2.1. Эвристическая беседа.
Педагог:
- Верно, путешествия бывают очень разные, как вы сказали - и в деревню, и на море, и на дачу, самое главное- они должны совершаться с удовольствием и приносить радость, вы согласны? ( дети отвечают: да).
Педагог:
- Сегодня мы побываем в путешествии по известной русской народной сказке. Посмотрите, знакома ли она вам и узнаёте ли вы её героев? (дети смотрят на доску, на которой закреплены иллюстрации, называют сказку).
Педагог:
- Верно, это сказка «Гуси- лебеди», у которой несколько вариантов, но с одним из них вы уже познакомились на занятии по развитию речи. Эту сказку записал известный собиратель русских сказок А. Афанасьев.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- говорил Пушкин, сказки нас многому учат. Конечно, вы знаете и маленькие мудрые изречения, кто помнит, как они называются? ( Дети отвечают: пословицы).
2.2. Дидактическая игра «Собери пословицу из частей».
Педагог:
- Сейчас мы все вместе сложим пословицу из частей (групповая работа - дети складывают пословицу по словам, в совместной дискуссии разбирают её смысл. «Птица держится крыльями, человек - помощью» (японская пословица).
Педагог:
- Как вы думаете, какова цель нашего занятия? Подходит ли эта пословица к нашей сказке и почему? (дети высказываются). Молодцы, верно, вы вспомнили сюжет сказки, и на занятии у нас с вами будет такая цель - ответить на вопросы: чему научила нас эта сказка, какие важные правила мы узнали из сказки. Ещё мы узнаем, подходит ли эта японская пословица к нашей русской сказке. Вы готовы, хотите всё это узнать? ( дети отвечают: да).
3. Основной этап.
Дидактическая игра «Выложи сказку из картинок».
Педагог:
- В сказке есть сюжет, но наши картинки перепутались, и надо разложить их по порядку, от начала сказки к концу. Делать вы это будете все вместе (раздаёт по три картинки каждому ребёнку).
Педагог:
-Какие правила вам известны, когда делаешь что- то вместе с другими? ( Дети отвечают: надо слушать друг друга, учитывать мнение каждого, не ссориться, договариваться).
Педагог:
- Что вы замечаете необычного в ваших картинках? ( Дети: есть тут и «гости»- картинки из других сказок).
Педагог:
- Скажите, почему эти картинки лишние, и чем отличаются эти истории от нашей сказки. (Дети выкладывают сюжетные картинки, находят «лишние картинки»- иллюстрация из сказок С. Лагерлеф «Невероятные приключения Нильса с дикими гусями», М. Пришвин «Лягушка - путешественница», Б. Гримм «Дикие лебеди»). Может быть, вы читали эти книги или видели мультфильмы, расскажите, как эти птицы помогали героям. (Дети высказываются о том, что в этих историях птицы помогали путешествовать героям, они были добрыми).
Педагог:
- А в сказке «Гуси-лебеди»? ( Дети: птицы похитили ребёнка, они коварные и злые).
- Хотите ли вы узнать подробнее о героях этих сказок? ( Дети отвечают: да).
Педагог:
- Вернёмся к нашей сказке, которую мы выложили в картинках.
Свободный диалог по вопросам:
- Кто главные герои? ( Дети: девочка и братец).
- А как вы заботитесь и помогаете младшим братишкам и сестрёнкам? (дети высказываются).
- Если мама попросит вас присмотреть за младшим, вы слушаете маму? ( дети: да).
- Какая девочка была по характеру? ( ответы детей: безответственная, решила делать, что
захотелось - стала играть с подружками, была капризная, непослушная).
- Девочка показывает пример младшему брату? ( Дети: нет).
- Какую ошибку она допустила, когда просила помощи? ( Дети: грубила, была невежливой, капризничала, а могла бы случиться беда).
- Кто помогал девочке? ( Дети: печка, яблоня, река, ёж).
- Если бы не встретился ёжик, что могло бы быть? (рассуждения детей).
- Если бы не ёжик, могла бы случиться беда. Как бы вы поступили на месте девочки, когда она оказалась возле печки? ( ответы детей: сразу приняли бы помощь от печки, нужно было поблагодарить печку, вежливо отказаться от пирожка, если не хочется).
Задание на развитие внимания, концентрации, зрительно- моторную координацию «Найди летящих птиц,обведи их и раскрась одним цветом» (индивидуальный темп выполнения задания даёт возможность раскрасить от одной до пяти птиц за заданное время- 2 минуты, можно использовать песочные часы).
Задание на коллективное взаимодействие «Соберём картинку».
Педагог:
- В нашей сказке есть один важный помощник, о нём мы сегодня говорили. Вместе сложим картинку с его изображением. (Дети делятся на 2 группы, собирают вместе 2 картинки с ежиком, каждая картинка разрезается по числу детей в группе).
Педагог:
- Какой ёжик по характеру? ( ответы детей: мудрый, благородный, добрый, хороший). Вы хотите тоже помогать и откликаться на просьбу, если кому- то понадобится ваша помощь? ( Дети: да).
4. Заключительный этап.
Педагог:
- Вернёмся к цели нашего занятия. Какие правила помогла понять нам сказка? ( ответы детей: слушать родителей, не оставлять в беде младших, быть ответственным, помогать другим, принимать помощь с благодарностью).
-Подходит ли пословица к нашей сказке и почему? ( Ответы детей: подходит, потому что помощь может понадобиться каждому, и если вовремя помощь не принять или не попросить, то можно чего- то важного не сделать или даже попасть в опасную ситуацию, как птица не сможет, например, взлететь).
Педагог:
- Сегодня мы узнали, что есть и другие интересные истории, в которых птицы помогают совершать героям путешествия, делать добрые дела, хотите познакомиться с ними? ( Дети: да).
5. Рефлексия.
Педагог:
- Ребята, наши птицы летали высоко, под самыми облаками, они у нас трёх цветов (нужно разместить одно из бумажных облаков над нашими героями на доске).
Критерии:
- Очень понравилось, было интересно (светло- голубое облако).
- Было немного сложно, непонятно (голубое облако).
- Было сложно, не понравилось (тёмно-синее облако).
Дети подходят к доске и закрепляют выбранное облако, высказываются относительно своего выбора.
Педагог:
- Молодцы, вы сегодня постарались, занятие получилось интересным, и в следующий раз мы будем знакомиться с новыми героями–путешественниками, о которых сегодня говорили.