Татьяна Шухман
Конспект интегрированного занятия «Прекрасный мир живого» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к интегрированному занятию
«Прекрасный мир живого».
Шухман Т. В.
Воспитатель высшего уровня к
валификации 2 категории
Занятие основано на Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, на методических рекомендациях по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Темочки:
В занятии мной были внесены изменения, конкретно они касались постановки целей, которые непосредственно направлены на ребенка, на развитие знаний, умений и навыков. Цели конкретны, достижимы, определены по времени, направлены на достижение ожидаемых результатов, которые взяты из Типовой учебной программы. При составлении занятия использовала модель-4К для того, чтобы развить в ребенке креативное и критическое мышление, коммуникабельность. Путем наблюдения, мной отслеживались сильные и слабые стороны детей. Применение дифференцированного подхода позволило выявить и развить задатки и способности детей, а также снизить отставание в обучении, учесть интересы и потребности каждого ребенка, чтобы могли достичь целей обучения.
В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество».
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя, детей и родителей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Обучающая история
«Прекрасный мир живого».
Цель: расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
Задачи: обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
-прививать бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
В нашей группе есть мальчик, по имени Н. Каждое утро он приносил в детский сад игрушечных насекомых. Когда мы выходили всей группой на прогулку, Н. целенаправленно отправлялся туда, где растут деревья. Приходя в группу, мальчишки окружали его, с интересом что-то рассматривали. Н. показывал свои находки.
На мой вопрос: -Что вы там рассматриваете? - мальчики выкрикивали: «У него мухи, а еще червяки дождевые и жуки разные. Помимо этого, Н. очень любил рассказывать свои истории про насекомых. В ходе беседы выяснилось, что дети очень мало знают о насекомых.
-Н., так ты настоящий энтомолог.
-А кто такой энтомолог? - начали спрашивать дети.
-Энтомолог –это человек, изучающий мир насекомых их индивидуальность.
Завтра, мы ближе познакомимся с насекомыми, узнаем какие действия выполняет энтомолог.
Родителям дано было задание выбрать одного насекомого и нарисовать вместе с детьми.
Дальнейшее обучение.
Сегодня мы с вами отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.
Мной была подготовлена презентация: «Прекрасный мир живого».
Многие дети принесли свои рисунки и у нас получилась выставка детских работ. А начнем мы с вами наше путешествие с рассказа, который расскажет Н. Н. еще с утра принес множество коробочек и баночек, в которых у него были насекомые. Ребятам очень понравился рассказ.
Давайте отгадаем загадки:
1. У нас четыре крыла.
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют её (Стрекоза)
(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)
2. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки,
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может (муравей)
3. Этот маленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
4. Всех жуков она милей,
Спинка алая у неё,
На спине кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка)
5. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)
- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)
А теперь давайте представим, что мы энтомологи (на столах лежат лупы).
-Сейчас, я вам раздам лупы, будем рассматривать наших насекомых?
Давайте хорошо рассмотрим наших насекомых и выявим особенности их внешнего вида (форму тела, наличие крыльев, количество ног).
-Кто такие насекомые?
-Чем они похожи друг на друга?
-Для чего нужны насекомые?
-Всегда ли насекомые приносят пользу?
-Какой вред насекомые могут принести?
-Что может случиться, если не будет насекомых на планете?
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
-Ребята, легко ли быть насекомым в нашем мире?
-Какие звуки издают наши друзья меньшие?
Давайте поиграем в игру: «Пчелы, бабочки, кузнечики, стрекозы (дети превращаются в насекомых).
-Где и как зимуют насекомые?
А теперь давайте пофантазируем. Превратим наших насекомых– в необычных существ.
Разделимся на команды:
-первая команда– будет рисовать наших насекомых (фломастерами, карандашами, восковыми мелками).
-вторая команда: будет делать аппликацию. Можно использовать мятые салфетки или просто готовые геометрические фигурки- шаблоны.
-третья команда: изготовит насекомых из пластилина используя разные украшения (бусинки или пайетки).
В конце занятия наши необычные насекомые отправятся в наш живой уголок.
Родителям была предложена работа над проектом:
«Насекомые- друзья или враги», фотоколлаж «Эти интересные друзья насекомые».
Комментарии к обучающей истории
Обучающая история это один из видов наблюдения. Данная «обучающая история» направлена на развитие познавательной активности детей и выбрана для того, чтобы дети больше узнали о жизни насекомых.
Увидев, как дети реагировали на находки Н. С большим интересом рассматривали его коробочки. Я решила провести:
1. Проектно-исследовательскую работу;
2. Интегрированное занятие.
Чтобы рассказать и показать, кто такие насекомые, и что будет, если их не станет. На начало всей работы, дети считали насекомых «маленькими существами, бесполезными, которые кусаются и жалят».
Целью моего вопроса было найти достаточно информации и доказать детям полезность этих существ. История открыла удивительный мир насекомых не только для детей, но и для меня как педагога.
В результате проведенной работы дети научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Они стали понимать и осознавать на сколько значимы насекомые в природе. Также смогли приобрести опыт поисково-исследовательской работы. В процессе всей работы дети рассматривали насекомых, узнавали их роль в жизни всей планеты.
Благодаря проведенной работе, смогли ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. Моей задачей было направить детей через «обучающую историю» на максимальное овладение изучаемого материала и обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к творческому процессу.
Детям была предложена разнообразная деятельность: выполнение аппликаций- мятыми салфетками, лепка- из пластилина, рисование- восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами. Была проведена тематическая выставка детских работ.
Вывод: данная обучающая история способствовала развитию творческого интереса у детей. Позволила систематизировать знания о насекомых, через интеграцию образовательных областей, а также определить дальнейшие возможности, по развитию детей.
Возможности: «Обучающая история» дала возможности откорректировать план, разработать проект (ребенок-родитель, провести консультации для родителей : «Фантастический мир насекомых».
Список используемой литературы:
1. ГОСО РК от 31.10.2018 - 604
2. Типовая учебная программа. 499
3. Инструктивно-методическое письмо Астана-2019
4. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. Детство –Пресс 2005
5. Живая природа в мире насекомых. Энциклопедия 2002
6. Интернет -ресурсы