Шелухина Людмила
Конспект интегрированного занятия по экологии «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по экологии, в которое включает в себя: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Старшая группа.
Составила Шелухина Людмила Александровна.
Тема: «Грибы»
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Программные задачи: Познакомить детей с основными названиями грибов, где они растут, их строением, внешними признаками. Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Упражнять в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета. Учить закрашивать по контуру, передавая характерные особенности определенных грибов.
Демонстрационный материал: Набор картинок, муляжи грибов, пластилин, картон с контуром изображения грибов на каждого ребёнка, шапочки для игры.
Ход занятия
Воспитатель: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в лес за грибами. Собирали ли вы грибы когда-нибудь?
Дети: (ответы детей.)
Воспитатель: Прежде чем отправится в лес, послушайте сказку о грибах.
Однажды ранним июльским утром на лесной поляне собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было: и рыжие Лисички, и пестрые Сыроежки, и веселые Маслята; пришел благородный Боровик, даже старый Груздь решил взглянуть на веселое сборище.
— Веселей, веселей кружитесь! — кричал распорядитель, нарядный Мухомор, размахивая пестрой шляпой. — Рыжики, приглашайте Опят!
Заулыбались Опята, были они сиротами, тоненькие, бледные, длинноногие, всегда робко жались друг к другу, но вот, подхваченные Рыжиками, закружились они в танце. А Сыроежки-то, Сыроежки! Так и мелькают их розовые, зеленые и красные сарафаны. Подбоченившись, пустился в пляс важный Боровик, даже Груздь притопывал ногами так, что подпрыгивала его шляпа с бахромой на загнутых краях. Расшумелись грибы, разгулялись. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:
— Ау-у-у-у!
— У-у-у… — подхватило лесное эхо.
— Ау! — откликнулось из чащи.
— Ау! — отозвалось с другого конца леса. Как вкопанные остановились грибы : знали они, что значит это «ау».
— Спасайся кто может! — крикнул старый Груздь и первый бросился наутек, в траве спрятался.
Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился. — Батюшки! Матушки! — в панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны.
Сироты Опята всей семьей к пеньку прижались. Те грибы, что попрятались под березами, так и стали называться Подберезовиками, а те, что под осинами, — Подосиновиками.
— Пропадите вы все пропадом, — прошептал Шампиньон и убежал из леса в луга. Чудак Трутовик с испугу на дерево залез да так и остался, прижился там.
Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады поддаст его ногой или собьет палкой.
С тех лор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы — маслята с маслятами, боровики с боровиками,
Я сама это видела и рассказала, ребята, вам, только — чур! — меня не выдавайте.
Воспитатель: О чём говорится в этой сказке?
Дети: О грибах.
Воспитатель: Какие грибы в этой сказке съедобные?
Дети: Лисички, сыроежки, маслята, рыжики, опята, подберёзовик, подосиновик.
Воспитатель: А несъедобные грибы упоминается в этой сказке?
Дети: Мухомор.
Воспитатель: Грибы – загадочные организмы, которые ученые выделяют в отдельное царство – царство грибов.
Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной.
Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень не продолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т. д.
Воспитатель: Ну что в путь. Я вам предлагаю поближе познакомиться с грибами. Вы согласны?
Дети: Да.
Дети подходят к первому грибу.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
ЗАГАДКА
Стоит Лукашка — белая рубашка.
А шапка надета шоколадного цвета.
Дети: Белый гриб.
Воспитатель: (показывает гриб) Читает стихотворение
БЕЛЫЙ ГРИБ
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден боровик.
(В. Рождественский)
Белым этот гриб называют потому, что в отличие от других трубчатых грибов его мякоть на изломе не меняет цвет и остается белой и после варки, и после сушки.
Шляпка у белого гриба выпуклая, может достигать 25 см в диаметре, ее окраска варьируется от беловатого до темного бурого, в зависимости от того, в каком лесу гриб вырос. Нижняя поверхность шляпки — губчатая, с хорошо выраженными трубочками, сначала белая, с возрастом желтеет.
Ножка у белого гриба толстая, иногда до 10 см толщиной и около 17 см длиной.
Поговорка про белый гриб «Боровой гриб лучше любого мяса».
Воспитатель: Предлагаю Конкурс «Кто из гномиков быстрее»
Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:
Жил в лесу весёлый гном,
Он себе построил дом.
Весь из шишек и листвы,
Небывалой красоты.
Гномик, гномик, попляши.
Звучит музыка, оба участника пляшут; в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/. Например:
«Мухомор ты покажи».
/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/
Воспитатель: Поиграли и снова в путь.
Подходим к следующему грибу.
Воспитатель: Что же это за гриб? Подскажет загадка.
Во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
Дети: Груздь.
Воспитатель: Послушайте поговорку. «Назвался груздем
Полезай в кузов!»
Мякоть груздя белая, плотная, с приятным фруктовым запахом. Млечный сок белый, на воздухе желтеет. Очень горький. Встречаются грузди в березовых и смешанных лесах. В пищу их лучше употреблять в соленом виде.
В еловых и елово-пихтовых лесах встречается груздь желтый. С августа в березовых лесах можно собирать черные грузди. В народе его прозвали чернушкой. Это гигант среди других груздей — шляпка может достигать 20 см в диаметре. Цвет ее очень темный, почти черный — зеленовато-бурый. В народе говорят: «С виду черен, внутри вкусен».
Есть еще грибочек — груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь соленый — это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдем скорее!
(Е. Долгих)
Воспитатель: А сейчас вас ждёт весёлая эстафета «Соберём грибы»
Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.
Воспитатель: Идём дальше. (Останавливаемся у картинки следующего гриба)
Воспитатель: Следующая загадка.
На полянке у ручья
Выросли сестрички, рыжие… (лисички).
Рыжие ушки С лисьей макушки —
В травке лежат Двое малых ежат.
Дети: Лисички.
Воспитатель: Молодцы да это лисички (показ картинки)
Плодовые тела лисичек имеют шляпку в виде воронки, постепенно переходящую в ножку. По форме лисички напоминают желтые перевернутые зонтики.
В хвойных, березовых и смешанных лесах Северного полушария можно встретить около 100 видов этого гриба. Растут они с середины лета до поздней осени.
ЛИСИЧКА
Очень дружные сестрички —
Золотистые лисички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Г. Новицкая
Воспитатель: Предлагаю весёлую Физминутку.
По грибы
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)
Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)
Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)
А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: А какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опенок).
Воспитатель: Послушайте загадки.
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный.
Дети: Мухомор
Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.
Ответ: Бледная Поганка
Воспитатель: Грибы несъедобные знаете. Правильно отгадали загадки.
Предлагаю поиграть. Викторину. «Почему грибы так называются?»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Воспитатель: Замечательно. И следующая игра «Сложи картинку»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
У каждого ребенка картинка с изображением гриба, разрезанная на 4 части.
- Какой гриб у тебя получился? (Подберезовик.)
Воспитатель: Вы сегодня играли, отгадывали загадки и в конце нашего занятия я предлагаю сделать на память о нашем занятии грибную поляну. У вас на столах лежит пластилин и картон с контуром грибов. С помощью метода пластилинографии вы изобразите грибы. И мы сделаем выставку грибов. Приступаем к работе.
Дети: Выполняют задание
Воспитатель: О чем сегодня было занятие?
Какие грибы бывают?
Назовите съедобные грибы.
Назовите не съедобные грибы.
Что вам больше понравилось на нашем занятии?
Наше занятие закончилось. Все поработали отлично.