Марина Чернова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в мир диких животных леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе.
"Путешествие в мир диких животных леса"
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания о диких животных лесов средней полосы России через формирование речевой компетенции, путём создания в группе условий для расширения представления по теме.
Задачи:
Коммуникативное развитие :
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в мир диких животных леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Формировать положительную мотивацию на занятии.
• Формировать навыки самостоятельности и умения работать в команде, умение сотрудничать, проявлять инициативу.
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Познавательное развитие :
• Закрепить знания детей о диких животных лесов средней полосы России, их образе жизни, питании, жилищах, о приспособленности их к изменениям в природе.
• Стимулировать познавательную активность и любознательность расширять кругозор детей.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания.
Речевое развитие :
• Развивать внимание (в т. ч. речеслуховое, память, образное мышление, как базу для развития речи.
• Активизировать словарь по теме, ввести в речь притяжательные прилагательные по теме.
• Продолжать учить согласовывать в роде, числе, падеже различных частей речи.
• Формировать умение образовывать сложные слова путём слияния двух основ.
• Развивать связную речь, продолжать учить отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением.
• Учить подбирать слоговые схемы к предметным картинкам.
• Развивать умение ориентироваться в макропространстве, как профилактика оптической дисграфии.
• Продолжать учить навыку модуляции голоса по силе, высоте; учить интонировать речь.
• Формировать и закреплять умение координировать речь с движением, формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр познавательных фильмов из серии «Жизнь диких животных», чтение художественной литературы.
Оборудование: фрагменты музыкальных произведений, магнитофон, шапочка лисы, мольберт, плакат «Лесной домик для зверей» со слоговыми схемами в окошках, предметные картинки с изображением диких животных формата А5, магниты, указка, волшебный мешочек, муляжи угощений для животных (гриб, шишка, рыбка, мясо, ягоды, и т. д., по количеству детей, компьютер или ноутбук для показа слайдовой презентации, 6 карточек с изображением диких животных, 6 карточек с изображением их жилищ; плакат «Несуществующее животное», 12 карточек формата А5 для игра «1-2-5»
Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические, ИКТ.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание», «Социализация», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия.
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
(МВ+ЕЕ)
(Музыку включает НВС)
Дети под весёлую, бодрую музыку входят в группу и встают в круг в центре ковра.
МВ: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь с ними.
1. Стук в дверь. Входит ЕЕ в маске лисицы:
Я к вам из лесу пришла,
Такую новость принесла:
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Срочно приходите,
Срочно помогите.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, не тяните
И скорее нас спасите!
ЕЕ: Лесные жители мне сказали, что ребята в этом детском саду обязательно нам помогут!
МВ: Ребята, поможем лесным жителям? Тогда, скорее отправляемся в лес!
Чтобы оказаться в лесу, нам надо произнести волшебные слова:
1,2,3,4,5 – в лес идем зверей спасать.
Дети проговаривают сопряжено с воспитателем.
ЕЕ выходит, снимает маску, возвращается, присоединяется к детям и МВ.
Дети закрывают глаза. Звучит музыка «шум леса». (Музыку включает НВС) Педагог сообщает детям, что они попали в волшебный лес.
Основная часть.
1. Д/и «Отгадай загадку и рассели животных по своим квартирам»
Дети подходят к столу с предметными картинками и мольберту с «Домиком со слоговыми схемами»
ЕЕ: Ребята, чтобы узнать, а кто же эти лесные жители, которых заколдовал злой волшебник, надо отгадать загадки и расселить каждого в свою квартиру в лесном домике.
А как же узнать, кто в какой квартире живёт? Нужно прохлопать (протопать, простучать) слово-отгадку, и найти схему с таким же количеством слогов.
Воспитатель читает загадку каждому ребёнку, логопед помогает прохлопать (простучать, протопать слоговую структуру слов-предметов) и разместить предметную картинку с отгадкой к нужной схеме.
Ребёнок, выполнивший задание, садится за парту.
МВ:
1 Настя,
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
2 Маргарита,
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За ужами и мышами.
3 Артём,
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …
4 Маша,
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость —
Важный и сохатый…
5 Саша,
Кисти на ушках, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это — …
6 Алиса Г. ,
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
7 Алеся,
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажи мне, это — …
8 Мумина,
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его?
9 Алиса К.,
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
10 Динар,
Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись -
Хищник опасный. Зовут её
11Аня
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый и красивый,
Зверь хозяйственный…
12 Кирилл
Дикий зверь тропой бежит,
То, как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
Воспитатель читает загадку каждому ребёнку, логопед помогает прохлопать (простучать, протопать слоговую структуру слов-предметов) и разместить предметную картинку с отгадкой к нужной схеме.
2. Зрительная гимнастика. Дети сидят за партами.
МВ: (загадочным, тихим голосом)
Мы отправились гулять и зверушек поискать!
Как прекрасен этот лес, полон разных он чудес!
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Заяц вот на пне, смотрят вниз
Белочка в дупле сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет - старушка, смотрят вправо
Справа сосенки - подружки. смотрят влево
Где вы, барсуки, ау! вправо-влево
Все равно я вас найду! влево - вправо
4. Д/и «Кто где находится».
Е. Е. : Ребята, а сейчас используйте наши короткие слова-помощники: над, под, между, справа, слева и скажите, кто, где живёт в лесном домике?
Пример: Маша, кто живёт между оленёнком и енотом?
Маша: Между оленёнком и енотом живёт медведь.
Логопед даёт задание 6 детям (из 12).
5. Д/и «Звери идут в гости»
ЕЕ: Ребята, а ведь звери в этом домике могут ходить друг к другу в гости.
Попробуйте по моему описанию угадать, кто к кому в гости пришёл. Когда я скажу слова «Один или два шага», это значит, что зверь передвинулся на один или два окошка вверх, вниз, вправо, влево (педагог показывает указкой).
Пример: Саша, найди глазами волка. Волк сделал два шага вверх, два шага влево. У кого оказался волк?
Саша: Волк оказался у ежа.
Логопед даёт задание другим 6 детям (из 12).
6. Д/и «Чем накормим зверей»
МВ даё т задание детям: Сейчас к моему столу подойдут все девочки лисьей походкой и встанут полукругом возле стола. А теперь все мальчики подойдут, медвежьей походкой и встанут между девочками.
На столе волшебный мешочек.
МВ: Алиса Г, если животные охотятся за другими животными и едят их мясо, как мы их называем?
- Хищники.
МВ: Алеся, если животные едят ягоды, корешки, грибы, траву, как они называются?
- Травоядные.
МВ: Алиса К, а если животное ест всё – и траву и ягоды и мясо. Как мы назовём таких животных?
- Всеядные.
МВ: Ребята, волшебник так заколдовал лесных жителей, что они совсем забыли, кто, чем питается. Сейчас вы вытащите из волшебного мешочка один предмет (карточку). Вы будете отвечать полным ответом, кому вы дадите угощение. Выполнять задание будем по одному.
Воспитатель даёт образец речи по модели : местоимение + предикат + денотат в В. п. ед. ч. + денотат в Т. п. ед. ч.
Сначала говорить будем так: Я угощу лисицу рыбой. Рита, начинай!
Игра проводится с 6-ю детьми (из12).
Далее воспитатель даёт образец речи по модели : денотат в И. п. мн ч. + предикат + предикат в нач ф. +денотат в Т. п. ед. ч.
А теперь скажем так: Медведи любят лакомиться мёдом. Саша, продолжай!
Игра проводится с 6-ю детьми (из12).
7. Физминутка
МВ приглашает детей на ковё р:
А теперь пришла пора немного размяться, встаньте в круг. Повторяйте слова и движения вместе со мной (сопряжённое проговаривание вместе с воспитателем) :
Как-то раз, лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут по кругу за воспитателем).
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”).
Повторяется 2 раза.
8. Д/и «Кто у кого?» (Дикие животные и их детёныши)
МВ: молодцы. Мы сходили на водопой, а теперь девочки пройдут к стульчикам медвежьей походкой, а мальчики - лисьей.
Дети садятся на стульчики полукругом у монитора.
МВ: Много мам на белом свете
И у каждой мамы дети
Воспитатель модулирует голос: тихий, грустный
А в нашем лесу плачут мамы, зверята:
Ведь их разлучил волшебник заклятый.
МВ: Ребята, мы должны точно рассказать мамам животных, у кого какой детёныш.
Проводится игра-презентация с использованием ИКТ. Дети исправляют ошибки воспитателя. Обращение к каждому ребёнку (12 слайдов)
Маша, у волчицы – лисята?
, у зайчихи - лосята?
, у лисицы – медвежата?
, у белки – волчата?
, у медведицы – зайчата?
, у ежихи – бельчата?
, у лосихи – ежата?
И т. д.
9. Д/и «Кто где живёт»
ЕЕ
Проводится игра с использованием ИКТ
Бобёр живёт в хатке
Медведь живёт в берлоге
Волк живёт в логове
Зайчик живёт под кустом
Лиса живёт в норе
Белка живёт в дупле
Вариант игры «Кто где живёт»
На столе лежат 12 карточек, рубашкой вверх. 6 изображений животных и 6 изображений их жилищ. Дети по инструкции педагога произвольно берут себе по одной карточке. Дальше дети сами находят себе пару по принципу «Животное + жилище».
10. Д/и «Чей, чья» (дети полукругом возле доски или мольберта)
ЕЕ:
Ребята, волшебство злого колдуна в лесу такое сильнее, что оно подействовало даже на лесного художника. Посмотрите, что он нарисовал. Разве бывает такое животное?
Дети: Нет!
ЕЕ: Саша, как ты думаешь, чей здесь нарисован хвост?
Саша: это хвост волка.
ЕЕ: верно, у волка волчий хвост. Это волчий хвост, повтори, пожалуйста.
ЕЕ: Маша, чья это голова?
( также: уши, лапы передние, лапы задние, рога, спина, живот, глаза, нос)
Дети отвечают полными предложениями, употребляя притяжательные прилагательные.
ЕЕ: Спасибо вам, дети, вы и художника расколдовали, и теперь он разберётся, как нужно рисовать портрет каждого лесного жителя.
11. Физминутка. (2 раза)
ЕЕ приглашает детей на ковёр
Вы, наверное, устали
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Рога ветвистые олень
С собой таскает целый день.
12. Д/и «1-2-5»
На ковре крУгом лежат карточки картинкой вниз.
ЕЕ: Девочки спокойным шагом подойдите к любой карточке и встаньте около неё. Теперь мальчики то же.
ЕЕ: На счёт «один» поднимите карточку на счёт «два» переверните её.
Логопед считает шё потом: 11, 1000, 1млн, 101,1 Дети взяли карточки.
Логопед считает шё потом: 22, 202. 2млн, 2000,2 Дети перевернули карточки картинкой к себе.
Л: Ребята, мы должны разными голосами посчитать наших зверей. Мумина, начинай высоким голосом (логопед демонстрирует высоту голоса) :
Мумина (высоким голосом) : у меня 1 лось, 2 кабана, 5 енотов
( Дети продолжают после демонстрации голоса логопедом: громко, тихо, спокойно, высоко, низко, радостно, грустно, с вопросом, удивлённо)
Заключительная часть.
МВ: Ребята. Вы молодцы, с заданиями справились; животных нашли, накормили их и напоили. Лесные жители с детенышами отдыхают в своих жилищах.
А нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова. 1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.
Дети закрывают глаза. Звучит музыка «Шум леса». Педагог сообщает детям, что они вернулись обратно в детский сад.
13. Рефлексия
МВ и ЕЕ
Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей).
Ребята, в подарок от диких животных, за то, что вы так хорошо выполнили задания и помогли им сбросить чары злого волшебника, они передали вам в подарок вот эти карточки. Здесь нужно назвать всех зверей, а раскрасить только одного.
Педагог раздаёт детям карточки с зашумлёнными картинками.