Марина Владимировна Ильюшина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Обувь» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Средняя группа
Тема: «Обувь».
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие
Цель: Развитие компонентов устной речи
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Обувь“ в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Продолжать знакомить детей с разновидностями обуви; учить вычленять признаки: цвет, материал из которого изготовлена обувь, определять принадлежность к сезону.
Учить детей правильно отвечать на вопросы; образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас (валенная, кожаная, резиновая, удобная; подошва, голенище, пара обуви, зимняя обувь, осенняя (весенняя) обувь).
Учить составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.
2. Развивающие :
Развивать связную речь, познавательный интерес, мыслительную активность.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к обуви.
Подготовительная работа.
При одевании и раздевании (в повседневной жизни) рассматривать обувь.
Дидактическая игра «Опиши предмет».
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Материал: детская обувь – валенки, бурки, унты, сапоги кожаные, сапоги резиновые, сапоги суконные. Игрушки – куклы Танюшка и Петрушка.
Ход занятия
1 часть. Организационный этап.
Дети рассаживаются полукругом. Перед ними стол, на столе два стульчика, на них сидят две куклы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Танюшка. Но она пришла не одна, а со своим младшим братиком. Его зовут Петей, Петрушей.
Таня и Петя собираются в магазин обуви. Они еще маленькие и много не знают, поэтому просят помощи у нас.
В: Куклы не знают, что такое обувь. Что такое обувь? (Сапоги, валенки, бурки и т. д.).
Обувь – это предмет, который мы одеваем и носим на ногах.
2 часть. Основная часть.
В: Куклы не могут разгадать загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, днем – домой.
Правильно, это валенки.
В: Какого цвета бывают валенки? (Белые, серые, чёрные)
В: Если мы говорим «валенки», то сколько их? (Два валенка - это одна пара валенок).
В: А как сказать про один? (Валенок.)
В: Вы, знаете, из чего они сделаны? (Из шерсти.)
В: Валенки валяют из шерсти на специальном станке, поэтому и дали название «валенки», валенки от слова валяют, а обувь такую называют «валенной». Валенки – валенные – валяют. В этих словах встречается одинаковая часть слова: валь. Послушаем и проговорим – валенки –валенные – валяют.
В: Что мы можем сказать про валенки, они какие? (Теплые, мягкие, удобные, легкие).
В: Сколько у нас валенок? (Два).
В: Два – это пара. Валенки носят только парой, да и другую обувь носят тоже только парой. Почему? (Две ноги).
В: Когда мы носим валенки? (Зимой).
В: Значит это какая обувь? (Зимняя обувь).
В: Зима- – зимняя – зимнюю. В этих словах встречается одинаковая часть слова: зим. Проговорим и послушаем – зима – зимняя – зимнюю.
В: Какую еще зимнюю обувь вы можете назвать? (Бурки, унты).
В: Из чего сшиты бурки? (Из шкуры оленя).
В: Что мы можем сказать про бурки, они какие? (теплые, удобные, красивые, мягкие).
В: Из чего изготовлены унты? (Из кожи, из меха).
В: Что мы можем сказать про унты, они какие? (Зимние, теплые).
В: Унты теплые, зимние, но не мягкие, твердые.
Воспитатель. Помогите Танюше и Петруше отгадать загадку:
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
В: Найдите на полочке отгадку на мою загадку. Молодцы! Почему вы думаете, что это сапоги? (Сшили их из черной кожи, и по слякотной дороге не промокнут ноги).
В: Давайте их рассмотрим. У сапога есть что? (Подсказывает носок.)
В: А еще? (Подсказывает пятку.)
В: Кто знает, как называется эта часть сапога? (Подошва.)
В: А эту часть сапога называют голенище. Необычное слово – голенище, от слова голень на ноге).
В: Послушайте, как оно звучит голенище. Сережа, потрогай сапоги, какие они: мягкие или твердые? (Твердые).
В: Еще какое слово можно подобрать? (не мягкие, грубые).
В: Как ты думаешь, из чего они сделаны? (Из кожи.)
В: Сделаны из кожи, мы говорим они какие? (Кожаные).
В: Послушайте кожа – кожаные. В этих словах встречается одинаковая часть слова: кож. Проговорим кожа – кожаные. А что у них внутри? (Мех.)
В: Значит они еще какие? (Меховые).
В: Послушайте себя мех – меховые. В этих словах одинаковая часть слова-мех. Проговорим мех – меховые. Если они меховые, теплые – когда мы их носим? Какие они? (Зимой. Зимние).
В: Правильно, это зимние кожаные сапоги. У них есть подошва, носок, пятка, голенище. Про сапоги можно сказать: они какие (теплые и удобные).
В: Мы говорим два сапога? (Одна пара).
Физминутка.
В: А сейчас мы отдохнем. Встали, повторяем слова и делаем движения.
Нарядили ножки в новые сапожки (наклон к правой ноге,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (наклон к левой ноге,
Вы шагайте – топайте, по лужам не шлепайте (маршируют, грозят одной ноге,
В грязь не заходите, сапожки не рвите (маршируют, грозят другой ноге).
В: Помогите Танюшке и Петруше отгадать следующую загадку:
Кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождик - мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
В: Про какие сапоги загадка? (Резиновые)
В: Правильно, про резиновые сапоги. Как вы догадались? (Если дождик мы не тужим, бойко шлепаем по лужам).
В: Савелий, поставь на полочку эти сапоги. Какие они? (Резиновые.)
В: Из чего они сделаны? (Из резины).
В: Послушаем резина - резиновые. В этих словах встречается одинаковая часть слова: резин. Проговорим резина - резиновые.
В: Когда мы обуваем резиновые сапоги? (Когда идет дождь, на улице лужи и грязь.)
В: В резиновых сапогах могут промокнуть ноги? (Нет).
В: Значит они какие?). Непромокаемые.
В: Какое интересное новое слово получилось, проговорим и послушаем непромокаемые. Что бывает еще непромокаемым? (зонт, плащ).
В: Подумайте, а почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, а не кожаные? (Кожаные промокнут, а резиновые нет.)
В: Правильно, молодцы! Поясняю – резиновые сапоги носят в дождливую, слякотную погоду, когда на улице идет дождь и много луж. В какое время года чаще бывает такая погода? (Осенью и весной.)
В: А обувь, которую носят весной или осенью называют демисезонной (осенней или весенней)
В: Дети, посмотрите на сапоги. Скажите, чем они похожи, что у них одинаковое? (Есть подошва, носок, пятка, голенище; их одевают на ноги.)
В: А теперь посмотрите на них и найдите, чем различаются сапоги? (Одни – кожаные, другие – резиновые; одни – зимние, другие – осенние или весенние; одни – черные, другие – синие.)
В: Молодцы, ребята, наши гости Танюшка и Петрушка теперь не будут путать сапоги: для каждой погоды будут надевать нужную обувь.
В: Сейчас мы пойдём в магазин обуви. Надо будет для Танюши и Петруши приобрести обувь. Для этого надо правильно описать обувь. Танюша и Петруша послушают.
Я буду первой покупательницей. Я хочу купить сапоги синего цвета, с высоким голенищем. Очень удобные, практичные, непромокаемые, т. к. сделаны из резины. Подойдут такие сапоги для дождливой погоды, и для прогулки в лес.
В: Какие сапоги я выбрала? (Резиновые сапоги).
В: Кто хотел бы рассказать и приобрести обувь для Тани и Пети? Рассказываем. Что это? Какие они? Для чего нужны? В какое время года будут носить.
3. Заключительная часть.
В: Молодцы, теперь Таня и Петя знают, какая бывает обувь и когда ее можно одевать. И смогут купить нужную обувь. А сейчас нам Маргарита расскажет стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Маргарита.
Я умею обуваться, если только захочу.
Я и маленького братца обуваться научу.
Вот они, сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Вот как хорошо.
Воспитатель. Спасибо говорят вам Таня и Петя, мы теперь не перепутаем обувь, будем правильно обувать.