Дина Першина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «По родным просторам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «По родным просторам».
Автор: воспитатель МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ Першина Дина Чикисовна.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о географических понятиях как холм, гора, рельеф.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием холм, гора, рельеф;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе „По родным просторам“» размещена в разделах
2. Уточнить представления детей суша, вода;
3. Уточнить представления детей о карте Удмуртской Республики, условных обозначениях;
4. Дать яркое представление о рельефной карте УР;
5. Обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие :
1. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения, устанавливать причинно - следственную связь;
2. Развивать коммуникативные умения;
3. Развивать мелкую моторику в процессе работы, творчество, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру;
2. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, посредством изобразительного искусства;
3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, инициативность, са-мостоятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: глобус, флажок Удмуртской Республики, рельефная карта Удмуртской Республики, макет холма и горы, силуэт карты для Лопшо Педуня, шерсть для аппликации, клей карандаш.
ИКТ: телевизор для просмотра сказки «Как землю сотворили».
Методы и приемы:
Наглядный – рассматривание глобуса, карты, макета холма и горы.
Игровой – П/д игра «Суша и вода», «Суша, вода, гора», П/и «Синтэм така» (Слепой барашек).
Словесный – рассказ, рассуждение, предположение, умозаключение детей.
Предварительная работа:
Наблюдения на природе, экскурсии в парк, осматривание рельефа поверхности земли, чтение художественной литературы «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа», знакомство с нетрадиционной техникой рисования шерстяная акварель, шерстяная аппликация, использование видеоматериала республиканского этнопроекта Удмульт».
Предполагаемый результат: Сформировано представление у детей о рельефе Удмуртской Республики и малой Родины с. Якшур-Бодья.
Ход занятия:
Дети входят в группу, на столе глобус.
В: Ребята, что это такое?
Дети: Глобус.
В: Глобус - крохотная модель (макет) нашей Земля (земного шара, где мы с вами живем.
- Посмотрите на него, на что он похож? (выказывания детей)
В: Что вы видите на глобусе? Какого цвета глобус? А как вы думаете, что означают цвета? (высказывания детей).
В: Наша Земля, круглая как шар, круглая как мяч. На глобусе голубой и синий цвет означает моря и океаны, а желтые, зеленые, коричневые оттенки это все суша (земля, это твердая поверхность, где мы можем ходить. На глобусе нарисовано то, что есть на настоящей Земле, только она во много миллионов раз уменьшена.
В: Ребята, чего больше на глобусе суши или воды?
Д: Воды.
В: Таким образом, вы видите, что вода (моря, океаны) занимают большую часть Земного шара. Земной шар населен множеством, множеством живых организмов.
В: Вы знаете кто живет в воде? (высказывания детей)
В: Кто на суше? (высказывания детей).
В: Земля - наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.
В: Ребята, а я знаю очень интересную игру называется она «Суша и вода»,
я буду вращать глобус, а моя указка будет останавливать ее и указывать на сушу или воду. Если укажет на сушу, как вы думаете, что мы будем делать (какие движения? (ответы детей)
- А если укажет на воду? (ответы детей)
- Раз, два, три указка глобус останови! Игра проводится несколько раз.
- Молодцы, вы были очень внимательны!
- Ребята, как называется место, где мы с вами живем?
Д: Удмуртская Республика.
В: А вы хотите узнать, где наша Удмуртия находится на глобусе? (показ и закрепление флажка УР).
В: А для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на бумагу, сделали плоским (сделали карту). Пройти к мольберту.
В: Сегодня мы с вами познакомимся с картой, вы ее еще не видели. Вы видели другую карту, где мы с вами знакомились с городами, деревнями, дорогами, речками и т. д. А сегодня у нас другая карта, посмотрите какая она, она совсем другая, значит она нам расскажет о чем то другом. Называется она рельефная карта Удмуртии. На этой карте нарисована вся поверхность нашей Удмуртской Республики.
В: Ребята, а когда мы с вами гуляем на природе какая поверхность земли? Что мы с вами видим там?
Д: Овраги, дороги, деревья.
В: Когда мы с вами на улице (природе) нет ровной поверхности.
В: Какие цвета вы видите на карте?
Д: Зеленые, синие, светло коричневые, коричневые.
В: О чем они могут говорить эти цвета (высказывания детей).
В: Зеленым цветом обозначены леса (деревья) и равнины, синим - реки, посмотрите около рек тоже нарисовано зеленым, вдоль рек растут леса, там все зелено.
В: Ребята, а как вы думаете что обозначает коричневый цвет?
Д: Здесь не растут растения.
В: Коричневым и светло коричневым цветом изображены возвышенности, горы и холмы.
В: Ребята, а вы знаете что такое горы и холмы? (высказывания детей)
В: Горы — это самые высокие участки земли. Иногда они бывают такими высокими, что люди забираются на них несколько дней. Они могут возвышаться даже над облаками.
В: А что такое холмы? (высказывания детей) .
В: Холм тоже имеет возвышенность. А чем же они отличаются друг от друга? (высказывания детей). А чтобы это узнать мы с вами пройдем в центр экспериментирования. Я хочу вам продемонстрировать макет холма и горы и мы с вами увидим и узнаем чем они отличаются.
Показ макета горы и холма.
В: Горы состоят из камней на которых ничего не растет, только в отдельных местах могут расти мхи и лишайники. Холмы имеют почву (землю) они покрыты растительностью. Второе отличие заключается в характере склонов. У горы они довольно крутые, имеют резкие выступы. У холма – пологие, понижающиеся постепенно, с более мягкими очертаниями. Плавность линий придает холму округлую или овалообразную форму.
В: В нашей УР нет очень высоких гор, однако есть очень красивые, примечательные возвышенности.
На севере Удмуртии расположена гора Солдырь, совсем недалеко Буринские горы, г. Байгурезь, г. Нечкино, г. Кар-гора (Каргурезь).
Как уже я говорила ранее, что поверхность Удмуртии, холмистая равнина, холмов очень много. У нас с. Якшур-Бодья есть очень высокий холм, в народе этот холм называют Дунькин пуп и мы с вами обязательно туда сходим в поход. Край наш удмуртский, родные просторы, лес, переселки, холмы да поля, прекрасна наша удмуртская земля.
В: Ребята, а вы знаете как появилась наша Земля? (высказывания детей)
В: Сейчас мы с вами посмотрим легенду «Как землю сотворили».
Просмотр и беседа по легенде.
В: Вы узнали сказочную версию появления Земли, сотворения холмов и гор.
Понравилась вам сказка?
Д: Да.
В: А как вы думаете ребята, на самом ли деле так появилась наша Земля?
Д: Да.
В: А вот ученые говорят, по-другому образовалась наша Земля. И об этом мы узнаем когда вы подрастете. А сейчас я предлагаю вам поиграть полюбившуюся нами игру, только мы ее усложним.
П/д игра «Суша, вода, гора» (игра проводится по карте)
В: Раз, два, три указка покажи!
Стук в дверь, забегает Лопшо Педунь (с музыкой, чтобы лапти его остановить нужно будет назвать два удмуртских слова (ечбур-здравствуйте, анай - мама).
Л. П: – Спасибо ребята, что мои лапти остановили. Они меня сами к вам привели. У меня беда приключилась! Ой йой не знаю даже что делать мне.
В: Что с тобой приключилось? Расскажи нам свою беду.
Л. П: - Я играл на гармошке, пел, плясал около речки, а Вукузе (Водяной) это не понравилось, и мы с ним повздорили. Он забрал мою любимую карту по которой я путешествую по нашей УР и сполоснул в своей речке. Вернуть то он мне вернул карту, да только на этой карте ничего кроме рек нету, все смылось! Что же мне делать? А Нулесмурт (Леший) меня в гости позвал, а без карты я не могу к нему гости идти (показ карты).
Тут Лопшо Педунь видит рельефную карту на мольберте.
ЛП: У меня карта точь в точь была похожа на вашу карту! А теперь смотрите какая она, я теперь в гости отправиться не могу.
В: Ребята, а мы сможем помочь Лопшо Педуню? Поможем ему восстановить карту? Сделать копию нашей карты? (ответы детей).
Дети делятся на пары и выбирают вид деятельности: кто будет работать с клеем, кто с шерстью зеленого, коричневого и светло-коричневого цвета.
Изготовление карты из акварельной пряжи. Аппликация.
Лопшо Педунь благодарит детей за их доброту, за помощь в восстановлении карты. Дарит ребятам колокольчики (чингыли). Показывает, как правильно звенеть колокольчиком. Рассказывает, что это не только музыкальный инструмент, а оберег, он отпугивает злых духов. Он предлагает поиграть в игру «Синтэм така» (Слепой барашек).
Лопшо Педунь благодарит детей и прощается с детьми, но ему нужна помощь. Нужно завести его лапти.
ЛП: Ребята, чтобы завести лапти, нужно сказать два слова на удмуртском языке.
Д: еч лу - до свидания, кут - лапти, адами - человек.
Лопшо Педунь прощается с ребятами и убегает.
Рефлексия.
В: Ребята, что вы сейчас чувствуете? Какое у вас настроение? (ответы детей).
В: Мне очень понравилось на занятии, я чувствую радость, гордость за вас, я счастлива!
В: Кому сегодня было очень интересно на занятии - позвените колокольчиком громко, громко. Кому было что-то не понятно - позвените чуть тише.
Какие мы с вами молодцы!