Татьяна Белоусова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Капелька света» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию
«Капелька света»
для детей старшей группы
Воспитатель:
Белоусова Татьяна
Николаевна
г. Острогожск
2015год
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Капелька света“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: уточнить и расширить представление детей о величайшем изобретении человека, об электричестве, о его безопасности и его значении в жизни человека.
Задачи: закрепить знания детей об истории возникновения электричества и электрической лампочки, подвести к пониманию для чего нужно человеку электричество, какое оно бывает.
•Прививать детям навыки правильного, безопасного обращения с электричеством и электрическими приборами.
•Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
•Учить поддерживать диалог, составлять описательный рассказ.
•Развивать мышление, любознательность.
•Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: старинные предметы, керосиновая лампа, свечи из воска, декоративные, лучина с корытцем; различные электрические приборы: розетки, шнуры, вилки, лампочки, батарейка, схема включение электрической лампы, клей, кисточки, материалы для украшения лампочек.
Предварительная работа: чтение, беседы, загадки, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных передач, поход в музей родителями, просмотр мультфильмов “фиксики”
Словарная работа: генератор.
Ход занятия.
Под музыку дети, взявшись за руки, входят в группу. Стали, поздоровались, улыбнулись друг другу и посмотрели на меня.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: А хотите узнать, далеко мы с вами отправимся? Отгадайте загадку.
"ЧУДЕСА НА ПОТОЛКЕ,
ПОВИСЛО СОЛНЦЕ НА ШНУРЕ"
(лампочка)
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в музей с прошлым электрической лампочки. Давайте закроем глаза и произнесё м волшебные слова: "ТРЕКС-ПЕКС –ФЕКС!" Открывайте глаза. Вот мы с вами и в музее. Сегодня я буду вашим экскурсоводом и познакомлю вас с историей возникновения электрической лампочки. Перед вами выставка и называется она «Капелька света» (на столе лежит лучина, свечи, керосиновые лампы, лампочки разного цвета и формы)
Воспитатель: Давным - давно на земле жили первобытные люди и не было электричества. Людям приходилось добывать огонь, чтобы разжечь костёр.
- Как вы думаете, для чего им нужен был костёр? (согреться, освещать жилища, приготовить пищу)
- Где жили первобытные люди? (в пещерах)
- А вы знаете, какими способами добывали огонь первобытные люди? (ждали грозу, которая ударит в дерево и от горящего дерева жгли костёр)
- Правильно. Добыча огня – было делом трудным и опасным. Какой ещё способ добычи огня вы знаете? (высекали огонь из камня)
-Правильно. Огонь у первобытных людей был основным источником света.
- Когда человек стал строить дома, печи, для освещения своего жилища он стал использовать лучину (показ лучины). Это заострённая щепка. Один её конец закрепляли, а другой зажигали. Под лучину ставили корыто с водой. Чтобы туда падал пепел. Чтобы лучина правильно горела, её нужно правильно расположить.
-Из какого дерева в основном делали лучины? (из берёзы)
-Много ли света было от лучины? (нет)
- Удобно ли было в использовании такое освещение? (нет, быстро сгорало, сильно коптило, было опасно)
- А потом человек придумал свечи. Знаете, как их делали? Расскажите (Делали из воска лепёшки, посередине закладывали фитиль из ниток, скручивали колбаску, получалась свеча)
- Удобна ли была свеча для освещения? Как вы думаете, в чём было неудобство этого приспособления? (можно обжечься, даёт мало света, легко гаснет от движения воздуха, может случиться пожар)
- Спустя много лет, человек научился добывать нефть и делать керосин. На смену свечи пришла керосиновая лампа.
(знакомство и рассматривание керосиновой лампы)
- Лампа состоит из металлического бака, в который заливают керосин, из широкого фитиля, опущенного в керосин, сверху одевают стеклянную колбу, чтобы не погас огонь.
- Удобна ли была керосиновая лампа для освещения? (нет, пахло керосином, могла лопнуть стеклянная колба, случиться пожар)
- Что объединяет все эти предметы? (дают свет)
- Можно ли о них сказать, что они безопасны? (нет)
- Почему они опасны? (открытый огонь, можно обжечься, мог случиться пожар).
- Через много лет когда появилось электричество, человек изобрёл электрическую лампочку. Эл. лампочки бывают разных форм, размера и цвета.
- Из чего сделана лампочка? (из стекла и металла)
- Теперь в наших домах много разных красивых светильников : на потолке, на стенах, на столе, на полу.
- Какие осветительные приборы есть у вас дома? (люстры, бра, торшеры, настольные лампы)
- Что же нужно, чтобы засветилась эл. лампочка? (нужен эл. ток)
- Дети, вы хотите узнать, как работает электрическая лампочка? (да)
- Я предлагаю всем пройти в лабораторию света.
(на столе лежат бтарейка,2 провода лампочка, вилка, выключатель, розетка)
- Ребята, какие предметы лежат на столе? (называют)
- У меня есть схема включения лампочки (схема) Свет приходит к лампочке по проводам от батарейки. Батарейка в данном случае, является генератором, производящим эл. ток в малых количествах. По этой схеме работают все ваши заводные игрушки (машинки, куклы, мишки и т. д.) В батарейке живёт маленький ток, он не опасный.
- Ребята, я предлагаю вам пройти к другому столу в нашей лаборатории. Что лежит на столе? (лампочки)
-Все ли лампочки одинаковые? (нет)
-В чём вы видите различия? (форма, величина)
-Какой формы лампочки? (индивидуальные ответы)
- Какой величины?
- Они нравятся вам? Почему? (Тусклые, бесцветные, неяркие, не красивые)
- Я предлагаю вам украсить лампочки.
(творческая работа под музыку)
- Молодцы ребята, красивые лампочки получились. С ними станет ещё светлее и уютнее.
- Знаете ли вы откуда поступает ток в больших количествах? (с электростанций)
-А какие бывают электростанции? Я предлагаю вам присесть на стулья и посмотреть фильм
(показ презентации)
Теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
(физминутка)
- Ток бежит по проводам (побежали по кругу,
свет несет в квартиры нам (руки вверх,
что б работали приборы:
холодильник, мониторы (руки в стороны,
кофемолка (вращение рук,
пылесос (вращение вокруг себя,
ток энергию принёс (вращение рук)
- Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (заставка эл. приборов)
- (фен. вентилятор, стир. машина и т. д.)
- Как по – другому их можно назвать? (эл. приборы)
А вы знаете, как правильно и безопасно обращаться с эл. приборами?
- Хорошо. Сейчас мы проверим ваши знания. (д/и «» дети должны взять картинки и прокомментировать их).
-Молодцы,ребята,вы так много знаете! Обязательно поделитесь знаниями со своими друзьями.
-Скажите пожалуйста,дети,что понраилось вам на занятии?
(украшать лампочки,проводить опыт включения электрической лампочки.)
-Что нового,ребята,вы узнали на занятии?
-какие бывают электростанции…
Дети читают стих (Е. Кохан «Капля света»)
(Соня Х. ,Василиса Е.).
Капля в капельку вольётся
Вспыхнет маленькое солнце
Ручейки в поток вольются
У турбин сердца забьются
Хлынет свет, начнут заводы
Делать чудо – теплоходы,
Трактора, станки, ракеты
Ну, а фабрики конфеты.
Попробуй, вкусная конфета,
Вот, что значит капля света. (дети угощаются конфетами).
Самоанализ знания в старшей группе
Тема: “Капелька света”
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать навыки правильного, безопасного обращения с электрическими и электрическими приборами;
2. Познакомить детей с видами электростанций – главными источниками электрического тока.
3. Закрепить знания детей об электричестве и истории возникновения электрической лампочки.
Развивающие :
•развить мышление и любознательность;
• стимулировать использование детьми в активной речи слова: генератор,
электростанция, батарейка, схема;
•формировать умение вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Воспитательные:
•воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность.
Предварительная работа: рассматривание наглядно-дидактических пособий с изобретением старинных осветительных приспособлений, современных осветительных приборов, электростанций, правил безопасного пользования электроприборами. Присмотр познавательных передач, походов в музей с родителями, просмотр мультфильмов “фиксики”.
Я считаю, что постановленные программные задачи в ходе занятия были решены.
Во-первых: была мотивация у детей, поэтому возник интерес к предстоящей деятельности и готовности к восприятию.
Во-вторых: на каждый момент занятия были подобраны наглядные и раздаточные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к самостоятельной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в занятии.
В-третьих: занятие получилось динамичным, прослеживалась быстрая смена деятельности. Беседы, перемещения по группе. Быстрая сменяемость методов и приемов, использование игр и физминуток позволило избежать утомляемости детей.
В-четвертых: все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме и игровой форме. Вся работа была направлена на развитие мелкой моторики (украшение лампочек сыпучим материалом, развитие тактильных ощущений (дотрагивались до стекла, метала, воска, дерева) и четкости речи (отчетливое проговаривание слов, игр, ответы полными предложениями, звуковая гимнастика). Активизировала употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены.
Во время занятий были партнерские отношения; старалась общаться с детьми на одном уровне, а не доминировать над ними.
Выслушивала ответы детей, уточняла их, подсказывала нужные слова, позволяла выражать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, рассуждать, объяснять, доказывать.
Длительность занятия соответствуют гигиеническим нормам для детей данного возраста, 25 минут.