Наталья Синягина
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город — Саранск»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине, столице республики Мордовия - городе Саранске, о достопримечательностях мордовского края, воспитание гражданско-патриотических чувств.
Задачи:
образовательные: расширить представление детей о родном городе, его истории, народных промыслах (вышивка, резьба по дереву, достопримечательностях родного города, доступных для восприятия и понимания детей дошкольного возраста, обзорно познакомить с историческими особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе „Мой город — Саранск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
развивающие: развивать познавательный интерес к восприятию краеведческих сведений, обогащать эмоциональную сферы, формировать бережное отношение к родному городу, развивать речь, воображение.
воспитательные: воспитывать любовь к родному городу с помощью занимательных дидактических игр.
Интеграция образовательных областей:
– социально-коммуникативное развитие: социализация, безопасность;
– познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП, сенсорика;
– речевое: развитие речи, чтение художественной литературы;
– художественно-эстетическое: аппликация; оригами.
– физическое развитие: физкультминутка, малоподвижная игра.
Словарная работа: Россия, Родина; республика, столица, Саранск, горожане, пассажиры, герб.
Методические приемы:
– словесные: использование художественного слова, беседа, рассказ;
– наглядные: показ картинок, журавля, фотоматериалов;
– игровые: дидактическая, подвижная игра;
– практические: аппликация, оригами.
Оборудование: наборное полотно, картинки, фотографии, атрибут журавля, кукла би-ба-бо – лиса, кукла Карлсон, обруч с лентами, рули, материалы для аппликации.
План
1. Организационный момент. Мотивационная основа деятельности.
2. Основная часть. Повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя.
3. Заключительная часть.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей на занятие. Звучит музыка (аудиозапись ансамбля "Торамо").
– Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель вносит игрушку Карлсона.
–- Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Давайте поздороваемся с ним!
Вам интересно узнать, зачем к нам прилетел Карлсон? Он слышал о том, что в нашей стране есть замечательный город Саранск, но он ничего не знает о нашем городе. Он узнал адрес нашего детского сада и решил попросить нас помочь ему. Поможем ему, расскажем о нашем городе? Я думаю, что Карлсону было бы интересно увидеть наш город, поэтому предлагаю нам всем отправиться на экскурсию по нашему городу.
– На каком транспорте мы можем отправиться на экскурсию?
– На автобусе.
– Я сейчас раздам вам билетики, и вы займете места с теми номерами, которые у вас на билетиках. Прежде чем сесть на сиденья, посмотрите, что на них лежит.
– Что вы там обнаружили?
– Рули.
– Для того чтобы отправиться на экскурсию, мы должны проверить все ли в порядке с нашим автобусом.
2. Упражнение «Произнеси звук»
Давайте накачаем колеса.
– С-с-с…
– Заводим моторчик!
– Р-р-р…
– Для того, чтобы предупредить пешеходов и других водителей, что мы выезжаем, что должны сделать?
– Посигналить.
– Би-би-би…
– Едем…
– Ж-ж-ж…
– Мы должны быть внимательны на дороге! Соблюдать правила дорожного движения.
– Приехали. Рули кладем на сиденья. Тихонечко выходим из автобуса.
3. Беседа по теме занятия с опорой на фотографии города.
– Давайте сначала вспомним, в какой стране находится наш город?
– Где мы живём?
–Как называется главный город нашей страны?
– Как называется наш город?
– Посмотрите, что перед нами?
– Улица нашего города.
– Из чего состоит улица города?
– Из домов и проезжей части, тротуаров для пешеходов.
–В городе у нас много улиц, домов, красивых зданий. У каждой улицы есть свое название, у каждого дома есть свой номер. Название улицы и номера дома, квартиры – это адрес.
3. Задание «Выбрать номер для дома».
– Посмотрите, ребята наши дома оказались без номеров. Чтобы жители нашего города смогли их найти, давайте дадим им номера. А номера мы выберем по числу этажей: сколько в доме этажей, такой и будет у него номер.
4. Рассказ по иллюстрации «Герб города»
– А теперь отправляемся в центр нашего города. Кто нас здесь встречает?
– Лисичка.
– Почему лиса?
– Она символ нашего города.
– Почему?
– Лиса изображена на гербе Саранска.
– Лиса и поможет нам рассказать о гербе нашего города. (Рассказ воспитателя от имени Лисы)
5. Сравнительная беседа по иллюстрациям «Саранск старинный и современный».
– Посмотрите на эти фотографии (современного Саранска). Всегда ли таким был наш город?
– Нет не всегда.
– Наш город старинный. Поэт П. Кириллов так сказал о нём:
Много лет среди равнины
Мой Саранск стоит старинный…
– Посмотрите на изображения старинного Саранска, что вы на них видите?
– Маленькие деревянные домики, сам город маленький, деревянный, нет тротуаров, передвигаются на лошадях…
– Посмотрите на изображения современного Саранска, что вы на них видите?
– Большие кирпичные дома, город большой, тротуары, очень много разного транспорта…
6. «Памятники нашего города».
– Смотрите, ребята, на этой фотографии изображен интересный памятник. Кто скажет, что это за памятник и где он находится?
– Первым строителям нашего города. Находится на Фонтанном спуске.
– А этот памятник кому посвящен?
– Семье.
7. Дидактическая игра «Кто в семье?»
– Расскажите об этой семье. (Из кого состоит семья, сколько мам, пап может быть в семье, сколько детей в этой семье, какие отношения в семье, почему вы так думаете).
8. Дидактическая игра «Что для чего?»
– Историю нашего города хранят музеи. (Рассматриваем фотографии зданий музеев нашего города). В нашей группе тоже есть уголок старины. Расскажите, пожалуйста, что вы видите в этом уголке.
– Предметы домашней утвари, деревянные игрушки, лапти, куклу в мордовской (мокша) одежде, полотенца с мордовским орнаментом.
– Для чего они нужны?
9. Физкультминутка «Карусели».
– А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Где любят отдыхать жители нашего города?
– В парке.
– Я предлагаю вам покататься на каруселях.
Все участники встают в круг, берут в руки ленты, закрепленные на обруче, и, постепенно ускоряя темп, движутся по кругу.
Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
После этого темп движения постепенно замедляется.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Все останавливаются. (2 раза)
10. Дидактическая игра «Скажи одним словом».
– Отдохнули, отправляемся дальше. Это центр нашего города. Посмотрите, дети, какой нарядный у нас город! Кто скажет почему он так нарядился?
– В городе праздник.
– Какие праздники бывают весной?
– Пасха, 1-ое Мая, День Победы.
– Кого мы приглашаем на праздник?
– Гостей.
– На чем они могут добраться до нашего города из других городов?
– На поезде, самолете, автобусе.
– Что вы видите на этих фотографиях?
– Много цветов.
– Как мы можем сказать одним словом про город, если в нем много цветов?
– Цветущий.
– А если в городе праздник?
– Праздничный.
– Город принимает много гостей.
– Гостеприимный.
– Как мы отпраздновали День Победы?
– Ходили смотреть парад, участвовали в акции «Бессмертный полк», ночью смотрели салют.
11. Малоподвижная игра «Салют Победы». (2 раза)
– Я предлагаю вам показать Карлсону какой красивый праздничный салют мы видели в небе над нашим городом в День Победы.
По сигналу воспитателя дети берут в руки «султанчики» из разноцветных лент, встают в круг, приседают, встают, машут «султанчиками» (2 раза).
12. Возвращение в детский сад.
– Показали мы Карлсону наш город, мне он сказал, что ему он очень понравился, а теперь пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на свои места, заводим моторчик, сигналим, едем. Приехали, выходим из автобуса и садимся за столики.
13. Выставка рисунков воспитанников подготовительной группы.
Посмотрите, ребята, дети старшей группы нам подарили рисунки с изображением нашего города. Вы узнаете эти места? Давайте расскажем, что изображено на рисунках детей. (Рассказы детей).Станете старше, будете рисовать также красиво.
14. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
– Ребята, а кто к нам прилетел?
– Журавлик. (Оригами)
– Журавли – птицы перелетные, они возвращаются к нам из теплых дальних стран, видят много сел, городов. Давайте мы спросим у журавлика, какой город самый красивый. Мы учили стихотворение про журавля, кто его прочитает?
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
15. Правила поведения на улицах города.
– Дети, а как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы наш город оставался таким же красивым?
– Не сорить, беречь все, что нас окружает, посадить деревья, украсить город цветами.
16. Аппликация «Тюльпаны» (коллективная).
– Я предлагаю вам сделать цветы своими руками. Цветы выросли, есть стебель и листья, но здесь чего-то не хватает?
– Цветка.
– Вот цветок мы сделаем своими руками и приклеим.
– Посмотрите, какая красивая клумба с цветами у нас получилась!
17. Игра «Букет красивых слов».
– Дети, я думаю, что вы очень любите свой город. Расскажите, за что вы его любите!
18. Итог занятия.
– Ребята, вам понравилась экскурсия по улицам нашего города?
– Что вам больше всего понравилось?
– Лисичке и Карлсону тоже очень понравилось путешествовать с нами по городу, они решили сделать вам сюрприз.
Воспитатель от имени Лисы и Карлсона дарит детям картинки-раскраски с их изображением.
Литература
1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.