Лучкина Татьяна Владимировна
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с иллюстрациями Ю. Васнецова
▼ Скачать + Заказать документы
«Произведение подлинного искусства – всегда чудо. Даже когда все в нем кажет-ся простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в ис-кусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам, могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках, звуках или словах, эти чудесные образы? Чудо потому, что встреча с произведением большого искус-ства рождает в нас переживания, мысли и чувства, природу которых очень труд-но объяснить. Чудо потому, что берем мы от искусства часто несравненно боль-ше того, что дает художник»
О. А. Куревина
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с иллюстрациями Ю, Васнецова» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с иллюстрациями Ю. Васнецова,
выполненными к русским-народным потешкам,
и Дымковской игрушкой
Программные задачи:
• Продолжать знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора детских книг Ю. Васнецова.
• Учить детей замечать особенности творческой манеры художника при создании иллюстраций к русским народным потешкам, их сход-ство с Дымковской игрушкой, яркость, сказочность и выразитель-ность.
• Знакомство с Дымковской игрушкой осуществлять нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
• Вызывать желание изображать узоры в творческой манере художни-ка Ю. Васнецова (по мотивам Дымковской игрушки, используя в ри-сунках основные средства выразительности.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются вокруг воспитателя
На мольберте рисунки дымковских игрушек, сами игрушки
Воспитатель:
Дети, вы любите рассматривать книжки с яркими картинками? Я тоже люблю!
А вы знаете, кто рисует картинки в книжках? Их рисуют художники!
Одним из таких художников был Юрий Алексеевич Васнецов. Его называли веселым и добрым художником. Совсем скоро вы узнаете - почему? Когда Юрий Алексеевич был маленьким, он с другими мальчиками любил бывать на шумных и веселых ярмарках-свистуньях. Больше всего ребят привлекали рас-писные деревянные и глиняные игрушки. Еще бы! С ними можно было играть, в них можно было свистеть, их можно было подолгу рассматривать.
Народные мастера-умельцы лепили, украшали и разрисовывали узорами иг-рушки с большой любовью, для маленьких детишек, забавы ради!
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски-то какие яркие! Давайте их назо-вем.
Дети:
Красная, зеленая, желтая, синяя, оранжевая, малиновая!
Воспитатель:
Вот молодцы! Самыми любимыми у мальчика Юры были вот эти замечатель-ные игрушки. Повторяйте за мной их названия:
Воспитатель:
Давайте еще раз посмотрим на игрушки и полюбуемся их яркостью.
Воспитатель:
А теперь повторим, из чего состоит узор, которым расписали игрушки народ-ные умельцы.
Дети:
Из колечек, волнистых и прямых полосочек, точек, пятнышек!
Воспитатель:
Вы большие молодцы! Все запомнили. Когда мальчик Юра вырос, он стал зна-менитым художником, иллюстратором детских книг. Однако, свои детские впе-чатления о шумных и веселых ярмарках, да ярких глиняных игрушках не забыл! В своих картинках к русским народным сказкам и потешкам для самых малень-ких он одевал своих героев в яркие одежды и украшал их узором. А узор-то у художника был точно такой, какой мы видели на глиняных игрушках! Разве это не чудо? Хотите убедиться в этом сами? Тогда давайте пойдем на выставку ил-люстраций художника, которые он нарисовал к песенкам-потешкам для самых маленьких.
(подходят к выставке иллюстраций, рассаживаются на стульчики)
На выставке иллюстрации к потешкам :
• Пошел котик на торжок;
• Сорока, сорока;
• Свинка Ненила;
• Идет коза рогатая.
Воспитатель (обращает внимание детей на первую иллюстрацию) :
Кого нарисовал художник на этой картинке?
Дети:
Котика.
Воспитатель:
Каким увидел котика художник?
Дети с помощью педагога:
• важным,
• серьезным,
• деловитым.
Воспитатель:
Замечательно! Котик ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка.
А что это так крепко прижимает к себе котик?
Дети:
Большой пирожок.
Воспитатель:
Наверное, побывал на ярмарке и купил румяный аппетитный пирожок. Дети, чем украсил художник фигурку кота?
Дети:
Розовым бантиком.
Воспитатель:
Верно! А во что обул художник кота?
Дети:
В расписные валенки.
Воспитатель:
Найдите на рисунке узор, похожий на тот, которым украшены валеночки.
(дети находят узор)
Воспитатель:
На что похож узор?
Дети:
На клеточки.
Воспитатель:
Вот, молодцы! А теперь давайте почитаем потешку, к которой нарисовал ху-дожник эту картинку.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да, и Бореньке снесу.
Воспитатель:
Как красиво вы прочитали эту потешку! Помните, я вам говорила, что потешки - это еще и песенки, их можно петь. Послушайте песенку про нашего котика и подпевайте ее!
Музыкальный руководитель исполняет песенку-потешку «Пошел котик на торжок»
Воспитатель:
А теперь отправимся в гости к сороке-белобоке!
Какой изобразил художник на своей картине сороку?
Дети с помощью педагога:
Серьезной, хозяйственной.
Воспитатель:
Во что нарядил сороку художник?
Дети:
В юбочку с фартуком.
Воспитатель:
Красивый у сороки наряд? Чем он украшен? Узором? На что похож узор?
Дети:
На разноцветные полосочки!
Воспитатель:
Правильно! Найдите такой же узор на рисунке.
Воспитатель:
Вот молодцы! А для чего так нарядил художник сороку? Может быть, она ждет в гости своих маленьких друзей - птиц и зверей! Чем сорока будет их угощать?
Дети:
Кашкой.
Воспитатель:
Давайте расскажем об этом.
- Сорока, Сорока!
Где была? - Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Воспитатель:
Вот какая добродушная и гостеприимная хозяйка - сорока!
Потешку о ней вы рассказали красиво, а теперь послушаем песенку.
Музыкальный руководитель исполняет песенку-потешку «Сорока, сорока»
Воспитатель:
А вот другая картинка. Кто на ней изображен? Свинка? Вы узнали эту свинку? Как ее зовут?
Дети:
Ненила!
Воспитатель:
Славная свинка, заботливая и хлопотливая, еле поспевает за своим малышом, наверное, боится, что он потеряется. Как она любуется своим сыночком, как его хвалит?
(читаем потешку)
Свинка Ненила,
Сыночка хвалила,
- То-то, хорошенький,
То-то пригоженький.
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Воспитатель:
Дети, посмотрите на картинку, во что одета свинка?
Дети:
В юбочку и фартучек!
Воспитатель:
У свинки нарядная одежда? Чем она украшена?
Дети:
Узором!
Воспитатель:
Каким узором украсил художник одежду свинки Ненилы?
Дети:
Волнистыми линиями, точками, цветочками.
Воспитатель:
Ах, как красиво! Ах, как нарядно! Найдите этот узор на картинке. Вот, молод-цы!
А сейчас пора песенку про Ненилу послушать!
Музыкальный руководитель исполняет песенку-потешку «Свинка Ненила»
Воспитатель:
А вот и последняя картинка на нашей выставке! Кто это на ней рогатый, кто это бородатый?
Дети:
Козочка.
Воспитатель:
Куда это спешит козочка?
Дети:
За козлятками!
Воспитатель:
Что несет козочка?
Дети:
Горшочек каши и молоко в бутылочках!
Воспитатель:
А козлятки резвые, озорные, убегают от мамы, не хотят кашку есть и молочко пить! Как коза их журит, что она им говорит.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!
Воспитатель:
Дети, смотрите, какая коза модница!
Ребенок:
У нее пышное платье с оборочками!
Воспитатель:
Как хорошо вы заметили! А оборочки-то не простые, а с рисунками. Что на них нарисовано?
Дети:
Полосочки с точками.
Воспитатель:
Верно. Давайте про нарядную козочку песенку споем (послушаем).
Звучит песенка-потешка «Идет коза рогатая»
Воспитатель:
Вот сколько ярких и праздничных рисунков мы с вами посмотрели. И, удиви-тельное дело, все герои этих рисунков веселые и озорные, приветливые и доб-родушные! Теперь вы понимаете, почему художника Юрия Васнецова называли добрым и веселым художником.
А вы хотите стать маленькими художниками? Тогда проходите, пожалуйста, в нашу мастерскую.
Звучит народная музыка
Воспитатель:
Присаживайтесь на свои рабочие места. Смотрите! Перед каждым из вас на под-ставочке - рисунок Васнецова, его веселые и нарядные герои, а на столе - те же герои, только не раскрашенные и не нарядные. Давайте это исправим! Возьмем кисточки, краски и украсим одежду наших героев разными узорами: точками, волнистыми линиями, полосочками, колечками. Сначала я покажу вам, как мы будем их рисовать, самым кончиком кисти.
(показывает образец выполнения узоров)
Воспитатель:
А теперь попробуйте выполнить узор вы.
(Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь, в конце занятия просит детей по одному принести свои работы).
Воспитатель:
А сейчас я буду принимать ваши работы на выставку.
(каждому задает вопрос)
• Чей наряд ты украшал (а?
• Какой узор нарисовал (а?
В завершение:
Теперь мы сделаем выставку из ваших работ и будем ими любоваться.