Елена Рисина
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
по нравственно - патриотическому воспитанию
(образовательная область: социально-коммуникативное развитие)
в подготовительной группе.
Подготовила и провела Рисина Е. В.
Тема: "Наша Родина - Россия".
Цель: способствовать формированию у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: развивать интерес к родному краю, представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна; развивать и совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Обучающие: закреплять знания детей о флаге, гербе и гимне России; углублять знания о Российской армии, продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством.
Воспитательные: воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества; воспитывать интерес к искусству родного края.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, видео – презентация; музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едем, едем, едем".
Предварительная работа: беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций о Москве; знакомство с народными промыслами.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Дети, а вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. - Ребята, а на чем можно путешествовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся. Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едем, едем, едем". (На экране изображение поезда).
Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая"
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
-Правильно, Россия. А какая она,наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная)
-Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карту России).
Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки (24часа).
Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на юг. Разнообразна природа нашей большой страны: теплое Черное море на юге и вечные льды и снега на снега на Крайнем Севере, топи да болота на западе и непроходимая тайга на востоке.
Воспитатель:
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом - снега и вьюга!
(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)
Воспитатель: Россия – это наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Ребята, прочитайте нам стихи о Родине.
Дети читают стихи:
1)Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
2)Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Вместе с мамой мы идем.
Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.
-Жить- Родине служить;
-Родина любимая, что мать родная;
-Родина-мать, умей за неё постоять.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Одна у человека мать – одна и Родина!
- Береги землю любимую, как мать родимую.
-Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать ее от врагов.
- А наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.
Воспитатель: Следующая станция называется "Государственная".
Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства? (Москва).
Давайте послушаем стихотворение о Москве:
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин В. В. На экране фотография президента). Чем занимается президент? (Управляет страной).
У каждой страны есть государственные символы.
- Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн).
Сейчас мы поговорим с вами о флаге-первом символе нашей страны. Свой флаг есть в каждой стране. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздника.
Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
Ребята, а какие цвета нашего флага? (ответы детей)
Правильно, российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать изображение с российским флагом).
Давайте с вами вспомним, что означают цвета российского флага. (Ответы детей)
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).
Красный цвет - цвет силы и мужества. Это кровь воинов, пролитая за нашу Родину.
Задание для детей.
-Найдите флаг нашей страны среди других. (Ребенок выбирает из предложенных на слайде флаг России - показывает указкой).
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение о флаге.
Ребенок :
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
Воспитатель:
А теперь поговорим о гербе. Герб - это второй символ нашего государства. Давайте с вами рассмотрим герб. Что вы видите в центре? (Орла.) Расскажите о нем, какой он? (Ответы детей. С двумя головами, с поднятыми крыльями.) Что означает орел на гербе России? (Ответы детей) Орел на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей.) Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские: якуты, коряки, татары, башкиры, буряты и многие другие.
А что вы видите еще? (Корону.) Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.
А что в лапах у орла? (ответы детей.) Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти.
В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
В центре изображен герб Москвы. Расскажите, что вы помните про герб Москвы. (Рассказы детей.) Всадник Георгий Победоносец сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. (Змей-зло, то есть воин побеждает зло - это победа над злом) А почему герб Москвы в самом центре? (Предположения детей.) Да, потому, что Москва – главный город России, ее столица.
Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древнее государство, что она возникла очень давно.
Ребенок читает стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей).
Дети рассматривают слайды с изображениями герба на монетах, деньгах, пограничных столбах, орденах, печатях и т. д.
Задание для детей.
-Найдите герб нашей страны среди других. (Ребенок выбирает из предложенных на слайде герб России- показывает указкой).
Воспитатель:
А какой еще символ нашего государства вы знаете? (Гимн)
-А что же такое гимн? (Гимн – это торжественная, самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда побеждают наши спортсмены,когда приветствуют президента нашей страны и т. д.)
Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).
Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (Могучая, священная, великая, свободная.)
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Мы приехали на станцию “Историческая”
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям слайд с матрешкой.)
Следующая загадка.
2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
3. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
4. Веселая белая глина,
Кружочки,полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники,и ребятня,
Собачки,гусары,и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Поехали.
- Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная".
- Скоро в нашей стране будет отмечаться праздник. Кто скажет - какой? (День защитника Отечества).
-А кто такие защитники Отечества? (Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину).
-А сейчас мы с вами вспомним, какие виды войск существуют в нашей армии. Какие войска охраняют нашу Родину на суше? (Сухопутные войска). На море? (Военно-морской флот). А в воздухе? (Военно-воздушные силы).
В структуре Вооруженных Сил РФ также существует 3 рода войск, не входящие в виды Вооруженных Сил. Это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска (ВДВ)
-Каких военнослужащих вы знаете? (Ответы детей. Воспитатель показывает слайды с изображениями).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Дополнялки»
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою.
(страну)
Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном.
(корабле)
Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный.
(летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется.
(танкистом)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота -
Ждет тебя, солдат,.
(пехота)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было.
(войны)
Воспитатель: Молодцы!
Итог.
Воспитатель:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Наше с вами путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Дети под музыку проходят круг и садятся на стулья.
Вам оно понравилось? О чём мы с вами говорили? (Ответы детей). Спасибо за занятие.