Ирина Баранова
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия
по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
Нетрадиционные техники рисования : оттиск капустным листом
Подготовила
Воспитатель первой квалификационной категории
Баранова И. В.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования „Зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как времени года.
Программные задачи:
1. Обучающая:
-Учить прижимать капустный лист к тонированной бумаге и наносить оттиск на бумагу;
-Познакомить с приемом - отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой.
-Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.
2. Развивающая:
- Развивать творческую индивидуальность, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
3. Воспитательная:
-Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Техника : Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
Оборудование: мольберт, картины художников с изображением зимы, гуашь белого цвета; листы тонированной бумаги, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы, зимние раскраски, мячик-снежок.
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга!
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Повернёмся, шире круг,
Я твой друг и ты мой друг. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я хочу начать наше с вами занятие с загадки :
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белой.
А в санях сидит царица:
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурыми и бессолнечными.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.
Воспитатель: Ребята, а какой сейчас зимний месяц? День недели? Число? (работа с календарем).
Ребята, в какие игры зимой больше всего любят играть дети? (ответы)
Игра: «Снежок»
Я предлагаю вам сыграть в снежки, встанем в круг и будем передавать друг другу снежный комок, при этом давая характеристику зиме одним словом. Я начну (Холодная). А теперь вы скажите, какая же зима?
Ответы детей:
Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая, суровая, морозная, серебристая, студёная, неожиданная, сказочная, непредсказуемая.
Воспитатель:
Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Я предлагаю вам сесть на стульчики и сыграть в еще одну интересную игру «Закончи предложение». Я читаю начало, а вы дополняете предложение.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
- Зимой дни становятся короче… (а ночи длиннее)
- Зимой реки … (замерзают, покрываются льдом)
- Зимой солнце… (светит, но не греет)
- Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег)
- Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)
- Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)
- Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)
- Звери зимой… (животные поменяли шубки летние на зимние)
- Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Зима удивительно красивое, сказочное время года. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом.
Композиторы рассказывают о зиме звуками.
Поэты – восхваляют зиму стихами.
А как могут рассказать о красоте зимы художники? Верно. Они пишут картины. Давайте на них посмотрим.
3. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН.
репродукции картин: И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Саврасов «Зимний пейзаж») (дети рассматривают картины)
Воспитатель: Что вы видите на картинах?
Дети: Деревья, кусты, снег и т. д.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах?
Дети: Природа.
Воспитатель: Кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Ребята, художники тоже любят зиму и свои впечатления передают красками. Вот картина «Февральская лазурь», написал Игорь Грабарь. Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал?
Дети: Много голубого цвета, белого, холодных тонов.
Воспитатель: Как думаете, какой здесь изображен день?
Дети: солнечный, морозный
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: потому что небо голубое, оно бывает зимой только в мороз
Воспитатель: Правильно. Морозное солнечное утро. Небо, березы, снег все так и дышит холодной свежестью. Огромное лазурное небо. Кругом белым-бело. На снег падают тени от берез. От этого он кажется голубым.
Воспитатель: А вот на картине другого известного художника Исаака Левитана «Зимой в лесу» мы видим другую зиму. Какую?
Дети: Грустную, печальную и т. д.
Воспитатель: Почему вы так считаете? (ответы)
Воспитатель: Зима как-то непривычно изображена здесь – холодно, невзрачно. Какое-то все серое и неуютное.
Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте попробуем нарисовать зимнюю картину. Попробуем?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте сделаем гимнастику, а затем приступим к рисованию.
Зрительная гимнастика «Снежки» (с движениями тела)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
И к работе приступайте!
4. ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята занять свои места. Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки)
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.
Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист.
Отпечатываем.
Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть ярче и выразительнее.
Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.
В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю-сугробы (кистью)
И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Воспитатель: Ребята, с чего мы начнём? (закрепляется последовательность выполнения работы). Воспитатель следит за осанкой детей во время рисования. При необходимости воспитатель помогает детям.
6. АНАЛИЗ РАБОТ.
Воспитатель: Как вы думаете, у кого получилась самая аккуратная и красивая работа?
У кого самый густой лес? У кого самые красивые и заснеженные зимние деревья? Кто, как он считает, справился со своей работой? У кого сегодня работа не получилась? (ответы)
7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. О каком времени года мы с вами сегодня говорили? Каким новым способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изображали падающий снег? Сугробы? Ребята, я считаю, что у вас получились замечательные зимние картины! Когда высохнет гуашь, мы сделаем из бумаги рамочки, чтобы наши картины стали законченными.
Смотрю на ваши работы, ребята, так и хочется сказать словами русского поэта Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован, лес стоит….»