Маргарита Нилова
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для средней группы с применением ТРИЗ технологии «Доброе дело для зайчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для средней группы с применением ТРИЗ-технологии
Цель: Освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, технологии ТИКО-моделирования
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для средней группы с применением ТРИЗ технологии „Доброе дело для зайчика“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Закреплять представления о плоских и объёмных геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе)
• Способствовать выработке навыка определения количества без пересчёта, узнавания цифр и отсчёта соответствующего количества предметов;
• Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;
• Закреплять навыки объёмного моделирования из ТИКО-конструктора по представлению;
Развивающие:
• Развивать образное и логическое мышление; различные виды восприятия;
• Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке,
• Способствовать развитию внимания, наблюдательности;
Развивать координацию движений и межполушарное взаимодействие
Воспитательные:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
• Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески перерабатывать имеющиеся знания.
Оборудование:
Куклы из пальчикового театра, счетные палочки для каждого ребенка, пластилин, зубочистки, карточки с цифрами от 1 до 5.
Вводная часть занятия :
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
У воспитателя игрушка зайчика из пальчикового театра
Зайчик : ой… ой… ой какой я несчастный.
Воспитатель: зайка здравствуй! Ребята давайте поздороваемся с зайчиком и спросим, что с ним случилось, почему он грустит?
Дети: здороваются с зайчиком.
Зайчик : здравствуйте ребята. Приключилась со мной очень не приятная история. Была у меня избушка, красивая, большая. Пришла лиса ко мне в гости и выгнала меня.
Воспитатель: ребята мне жалко зайку. А вам? Может поможем его беде?
Дети: да и нам жалко зайку, поможем зайке. А как?
Воспитатель : чтобы помочь вернуть заюшкину избушку, что нужно сделать?
Дети: прогнать лису.
Зайчик : но для этого вам нужно будет выполнить несколько заданий. Я приглашаю вас пройти со мной через лес, чтобы добраться до моего домика.
Воспитатель: ребята скажите по какой дорожке нам лучше пойти, что бы быстрее добраться до избушки по длинной или по короткой? И покажите мне ее.
Дети находят нужную дорожку. Дорожка выполнена из ТИКО-конструктора
(После каждого выполненного задания, появляются герои сказки «Заюшкина избушка» (волк, собака, медведь, петух).
Основная часть занятия
Установление причинно-следственных связей
Воспитатель: давайте-ка с вами сначала подумаем, что нам нужно сделать? Дети: нам надо помочь зайке
Воспитатель: какая у него проблема?
Дети: лиса отобрала его избушку.
Воспитатель: почему она это сделала?
Дети: лиса хитрая.
Воспитатель: как можно решить проблему зайчика? Что нужно сделать?
Я начну, вы – помогайте,
Мои мысли завершайте.
Воспитатель: нам жалко зайчика, поэтому мы?
Дети: мы хотим ему помочь.
Воспитатель: мы хотим помочь зайчику, потому что?
Дети: его лиса выгнала из избушки.
Воспитатель: зайчику грозит опасность, потому что?
Дети: он замерзнет зимой в лесу.
Воспитатель: он может замерзнуть, поэтому?
Дети: ему грозит опасность.
Воспитатель: зайчику грозит опасность, поэтому?
Дети: нам нужно помочь ему и пройти все задания. Их будет 5. Давайте вспомним с вами счет до пяти. Покажите мне на пальцах цифру пять.
Дети считают хором до пяти
Физминутка:
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Молодцы, себя погладим,
А потом тихонько сядем.
Первое задание «фигуры из счетных палочек»
Воспитатель: теперь нам нужно очень постараться. Я вам раздам счетные палочки, с помощью которых вы должны выложить различные фигуры (треугольник, потом квадрат и в конце домик). Не торопитесь, все у нас получится. Я помогу, если возникнут трудности. Выкладываем сначала треугольник…
Дети выполняют задание.
Воспитатель: какие вы молодцы! Давайте теперь посчитаем, сколько палочек ушло на построение фигур. Треугольника. Квадрата. Домика.
Ответы детей.
Второе задание знакомит с игрой «Угадай количество».
Воспитатель: в этом задании нам помогут Круги Луллия». На верхнем круге у вас расположены цифры по порядку, а на нижнем картинки с разным количеством предметов.
Я назову цифру, вы находите ее на верхнем круге и, с помощью стрелки, соединяете цифру и картинку с таким же количеством предметов. что бы правильно соединить цифру и количество вам надо сначала посчитать, сколько предметов на картинке.
Например : цифра 1. Я нашла ее на верхнем круге, а на нижнем нашла 1 яблоко. Стрелкой их соединяю.
Игра не легкая, но вы обязательно справитесь!
Дети выполняют задание.
Дыхательное упражнение «Насос»
Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Воспитатель показывает карточку с 3-мя, 4-мя, 5-ю точками, дети должны столько же раз наклониться.
Третье задание «Узнай цифру»
Воспитатель: перед вами шарики из пластилина давайте представим, сто это ежики. Чего им не хватает?
Дети: иголок.
Воспитатель: для чего ежику нужны иголки?
Дети: чтобы носить еду на них, и защищаться.
Воспитатель: все верно! Но у наших ежиков нет иголок. Давайте сейчас подарим им иголки. И придумаем ежикам имена.
Воспитатель объясняет задание. Показывает карточку с цифрой, детям нужно вставить такое же количество зубочисток в шарик с пластилином.
Задание выполняется до цифры 5
«Противоречие в количестве».
На столе лежит конфета
Воспитатель: мы с вами нашли конфету. Нас много, а конфета?
Дети: одна.
Воспитатель: это плохо или хорошо?
Дети: плохо, потому что это мало, на всех не хватит.
Воспитатель: а если конфет будет много?
Дети: если будет конфет много — хватит всем.
Воспитатель: выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много — то хорошо… Интересный вывод… а еще другие примеры такие есть? Как вы думаете? Например : игрушки, подарки, сладости…
Дети: да когда много это хорошо.
Воспитатель: но если вы съедите очень много сладостей, то ведь можно и заболеть… получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много — то опять плохо…
Воспитатель: а если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?
Дети: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше!
Воспитатель: ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало — и это хорошо?
Дети: если что-то нам нравится, и когда его мало — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое — то хорошо, когда его поменьше.
Воспитатель: молодцы все правильно.
Давайте сейчас разберем еще несколько примеров, я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало — это хорошо или плохо?
Примеры ситуаций хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.
Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.
Четвертое задание Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель задает детям вопросы
Слон большой, а мышка (маленькая)
Подушка мягкая, а стол … (твердый)
Дерево высокое, а трава … (низкая)
Река широкая, а ручей … (узкий)
Лед холодный, а огонь … (горячий)
Пол внизу, а потолок … (наверху)
Гольфы длинные, а носки… (короткие)
Стул большой, а стульчик… (маленький)
Ветка дерева тонкая, а ствол… (толстый)
Воспитатель: молодцы вы выполнили все задания, ответили на все вопросы. Смотрите и мы уже пришли с вами к домику зайки. И лиса убежала нас испугалась.
Рефлексия
Воспитатель подводит итоги занятия :
• Ребята, вы довольны тем, что мы сделали?
• Какой поступок мы совершили?
• Где вы сегодня побывали?
• Понравилось ли вам занятие?
• Что вам показалось интересным?
• Что вам было наиболее трудно?
Воспитатель хвалит детей за их знания и умения.