Оксана Владимировна Фадюхина
Конспект интегрированного занятия «От кареты до ракеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «От кареты до ракеты»
Обучающие задачи:
- Закрепить и расширить представление детей о космосе.
- Познакомить детей с одним из видов воздушного транспорта – космической ракетой, с её устройством, способом передвижения. Научить работать в смешенной технике: набросок выполнять простым карандашом, закрашивать восковыми мелками, общий фон исполнять акварельными красками.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „От кареты до ракеты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Ракеты и космические корабли
- Темочки
- Развивать самостоятельность в дополнении композиции тематическими элементами.
- Развивать внимание, воображение, мышление, активизировать речь детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к окружающему миру, космосу.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и самостоятельно её выполнять.
Оборудование и материалы.
- альбомные листы А 4 (по количеству детей)
- простой карандаш (по количеству детей)
- наборы восковых мелков (по количеству детей)
- акварельные краски (по количеству детей)
- широкие кисти (по количеству детей)
- стаканчики с водой (по количеству детей)
- иллюстрации с изображением космической ракеты
- «река времени»
Предварительная работа:
- Чтение детям рассказов А. Митяев «Первый полёт»
- В. Бороздина «Первый в космосе»,
- А. Леонова «Шаги над планетой»
- рассматривание карты Вселенной, иллюстрации с изображением космического корабля, спутника,
- знакомство с портретами космонавтов.
Ход занятия
Организационная часть:
Воспитатель: Сегодня 12 апреля – День космонавтики. Какое важное событие связано с этой датой?
Ответы детей: В этот день 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый полёт в открытый космос.
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки?
Ответы детей: Да.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету
Дети кто скажите это?
Ответы детей: Космонавт.
Воспитатель: А сами загадывать загадки вы умеете?
Ответы детей: Умеем.
Один клубок серебряный
Другой золотой
Один горит ночью
Другой царит днём.
Ответы детей: Солнце и луна.
Вышла молодка
Лицом красна
Взглядом ясна
Время придёт
Похудеет пропадёт
Ответы детей: Луна.
В синем небе огонёк
Всех внимание привлёк,
Он вокруг Земли летает,
Нам приветы посылает.
Ответы детей: Ракета.
Ты меня увидишь в небе
Я хвостата, не хвастлива
Не планета, не ракета,
А зовут меня…
Ответы детей: Комета.
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилуниться.
Ответы детей: Ракета.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично загадываете и отгадываете загадки.
Ребята, давайте отправимся в путешествие по реке времени.
Ответы детей: дети читают стихотворение, сопровождая прочтение с путешествием по карте «Река времени».
1-й ребё нок:
«От кареты до ракеты»
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришёл двадцатый век –
Сел в машину человек.
2-й ребё нок:
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчаться тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
3-й ребё нок:
А теперь под стук колёс
Нас везёт электровоз.
Не успел двух слов сказать
Смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были-
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год…
4-й ребё нок:
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
5-й ребё нок:
Миновал за годом год…
Появился самолёт!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Ну а это, ну а это –
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Воспитатель: Прошло много времени с тех пор, когда человек только мечтал о самоходных машинах, которые позволили бы ему быстро перемещаться. Осуществив кругосветные путешествия по земле, воде, воздуху, человеку всё равно этого было мало, его манило ещё неизведанное пространство. Что же манило человека?
Ответы детей: Космос.
Воспитатель: Но ни один из существующих видов воздушного транспорта не способен был вылететь за пределы земной атмосферы. Почему же так трудно было это сделать?
Ответы детей: Дело в том, что в космосе совершенно нет воздуха. А как известно, самолёты и вертолёты не могут обходиться без него, так как при взлёте на него опираются.
Воспитатель: И тогда человек обратил внимание на ракеты для праздничных фейерверков и салютов. Слово «ракета» в переводе означает «маленькое веретено». И действительно, своим внешним видом она на него была похожа – длинная с острым носом.
Сейчас мы с вами проведём эксперимент.
Опыт №1
Берём воздушный шарик и надуваем его. При этом зажимаем руками отверстие, чтобы воздух не выходил. Потом отпускаем шарик и наблюдаем. Делаем вывод.
Ответы детей: Воздушный шарик улетел. Он сам привёл себя в движение.
Воспитатель: Люди заметили, что для взлёта ракете не нужен воздух, вверх её толкала струя газа, которая с грохотом вырывалась из её хвоста. Отметив это важное качество, конструкторы много позже разработали модель космической ракеты. Что толкает ракету вверх?
Ответы детей: Раскалённый газ с огромной скоростью вырывается через специальные выходы – сопла, расположенные внизу ракеты. Этот мощный поток горячего воздуха толкает космический корабль вверх от земной поверхности. Есть ли вокруг воздух, нет ли его – для полёта ракеты не важно, так как поднимает ракета сама себя.
Воспитатель: В настоящее время ракеты выносят на космические орбиты спутники. Ребята, как вы думает для чего они это сделали?
Ответы детей: Чтобы исследовать планеты и передавать нужную информацию на Землю.
Воспитатель: А кто управляет ракетой?
Ответы детей: Космонавты.
Воспитатель: Верно. В космическом корабле находится целый экипаж. Какими должны быть космонавты?
Ответы детей: Космонавты – это хорошо обученные, физически крепкие люди. Ещё на земле они проходят специальную подготовку на тренажёрах, чтобы в безвоздушном пространстве переносить космическую невесомость. А вы бы хотели побывать в космосе?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Для этого нам необходимо одеть скафандры – специальные костюмы, в которых человек может даже в безвоздушном пространстве космоса. В скафандр встроены трубки с дыхательной смесью, а также имеется специальная система, поддерживающая нормальную температуру тела.
Физкультминутка:
Раз, два, стоит ракета, Проверить осанку
Три, четыре – самолёт. Руки в сторону.
Раз, два, хлопок в ладоши, Хлопки в ладоши над головой
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре - Четыре хлопка перед собой.
И на месте походили. Ходьба на месте.
А сейчас мы с вами, дети, Руки вверх, ладони соединить – «купол»
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись.
Быстро, быстро руки вниз. Руки вниз.
Раз, два, три четыре вот летит ракета ввысь!
В ясном небе солнце светит, Потянуть голову вверх.
Космонавт сидит в ракете. Потягивание – руки вверх.
А внизу поля, леса - Низкий наклон вперёд.
Расстилается земля. Развести руками.
Воспитатель: А что мы с вами могли видеть во время космического путешествия, глядя в иллюминаторы?
Ответы детей: Космос, звёзды, Солнце, Землю, Луну, спутники.
Воспитатель: А что представляют собой космос и названные вами космические объекты?
Ответы детей: Земля – это планета, на которой мы живём, она круглая. Луна, Солнце тоже круглые, как шарики, только маленькие. Звёзды похожи на огоньки, их видно только ночью. Спутники – это космические аппараты, они летают вокруг нашей планеты.
Космос – это бесконечное безвоздушное пространство, в котором находится наша Земля, другие планеты, звёзды, Солнце. Помимо природного спутника – Луны – вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданные руками человека, это космические аппараты без людей.
Окрашен космос в тёмный свет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце и Луна.
Воспитатель: Своими впечатлениями вы сможете поделиться с друзьями, а чтобы они смогли не только послушать, но и увидеть то, о чём вы будете рассказывать, я вам предлагаю изобразить ракету, на которой вы «путешествовали», и всё, что смогли «наблюдать» в космосе. Сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую.
Практическая часть:
Педагог вместе с детьми перед началом рисования определять внешнее устройство ракеты : она имеет гладкую, обтекаемую форму с заострённым носом, что позволяет ей без препятствий преодолеть воздушное пространство над Землёй. Кабина с космонавтами и отсеком управления кораблём располагается ближе к головной части ракеты. А в нижней её части, так называемой ступени, находятся сопла, через которые выходит раскалённый газ, который мчит ракету вперёд.
Этапы выполнения работы:
Дети выполняют контурные изображение ракеты простым карандашом с опорой на словесное объяснение педагога и его показ приёмов рисования объекта.
1 Нарисовать нос ракеты в виде треугольника и продолжить его двумя вертикальными линиями, закрыть внизу, чтобы получился прямоугольный корпус.
2 От корпуса ракеты вниз провести линии с уклоном вправо и влево, соединить их линией. Получилась ступень ракеты. Какой формы ступень ракеты?
Ответы детей: Трапеция.
3 Разделить верхнюю часть ступени ракеты на две части, а нижнюю на три части, и опустить вниз прямые линии, чтобы получились сопла. Выходы труб дополнить прямоугольными выступами.
4 Декорировать корпус ракеты круглыми окошками – иллюминаторами, отделить линией, выполнить декор зигзагообразной линией.
5 Ластиком подправить контур и стереть ненужные линии.
6 Раскрасить все объекты восковыми мелками, накладывая внутри контуров плотную штриховку.
7 Покрыть готовое изображение акварелью, краска будет покрывать только неокрашенное пространство.
Физкультминутка «Летит корабль»
Летит в космические дали соединить кончики пальцев обеих рук над
Стальной корабль вокруг Земли. головой.
И, хоть малы его окошки, соединить кончики пальцев обеих рук
в кружок и посмотреть через него вперёд.
Всё видит он как на ладошке повернуть ладошки тыльной стороной
вверх.
Степной простор, развести руки в стороны
Морской прибой, волнообразные движения руками
А может быть, и нас с тобой! прижать ладошки к груди, а потом
вытянуть ладошки вперёд.
Итог занятия :
В группу вносят посылку
Воспитатель: Ребята давайте, посмотрим, что это за письмо?
Центр подготовки космонавтов поздравляет всех с Днём космонавтики!
Внутри посылки упаковка с витаминами, фрукты, соки. А как вы думаете, зачем нам прислали эту посылку?
Ответы детей: Для того чтобы мы были здоровыми, сильными и крепкими. Потому что космонавты обладают крепким здоровьем. Они укрепляют организм витаминами, правильно питаются, занимаются спортом, много знают.
Воспитатель: Вы молодцы. Потому – что на занятии правильно отвечали на вопросы и старались, но чтобы быть здоровыми, как космонавты, надо есть много витаминов и правильно питаться. Поэтому мы удаляемся на «витаминную паузу».