Елена Колиниченко
Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе
Открытое интегрированное занятие
Тема: «Удивительный мир транспорта.
От кареты до ракеты»
Цель: обобщить первичные представления у детей о транспорте и его истории.
Задачи:
Образовательные - уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный, о пользе и значении его в жизни человека;
Публикация «Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим „Удивительный мир транспорта, От кареты до ракеты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Ракеты и космические корабли
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
Развивающие – развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем транспорта. Развивать умение быстро реагировать на звуковой сигнал и соотносить его с определенным транспортным средством.
Воспитательные - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
- активизировать словарный запас по теме: «Транспорт» (водный, воздушный, наземный, подземный, современный, старинный, автомобиль, карета, телега, колесо, воздушный шар, дирижабль, самолет, пароход, теплоход, катер, лодка, плот, корабль);
-развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
«Познавательное развитие»
- формировать представления о транспорте и его истории ;
- продолжать формировать умение различать и называть виды транспорта ;
- продолжать формировать умение различать современный и старинный транспорт;
- формировать представления о пользе и значении транспорта в жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и уважения к профессии водителя;
- совершенствовать навыки общения со сверстниками в процессе игры.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивать воображение, творчество в рисовании по замыслу, используя известные приемы;
- учить придумывать образ, опираясь на отдельные детали предмета (колеса у транспортных средств).
Методы и приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
Беседы: «На чем люди ездят?», «Какой бывает транспорт?», беседа о водном наземном и воздушном транспорте.
Презентации - игры-путешествия в музей колеса, велосипеда, водного транспорта, воздухоплавания.
Чтение и рассматривание детских энциклопедий «Автомобили», «Транспорт», чтение художественных произведений-
Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Что я видел», М. Ильин «Машины на нашей улице», рассказы из книги К. Нефедовой «Транспорт» («Откуда взялся автомобиль», «Если очень торопиться», «Трамвай и его семья») Дидактические игры: «Какой бывает транспорт», «Продолжи цепочку», «Кто больше назовет», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 названий», «Загадки и отгадки».
Сюжетно- ролевые игры: «Станция технического обслуживания автомобилей», «Морское путешествие», «Путешествие на самолете».
Материал к занятию.
Яркая коробка, в которой лежат игрушки – машинка, карета, колесо; мяч; альбом с иллюстрациями разных видов транспорта, как современных, так и древних. Столик с компьютером; магнитная доска; нагрудные знаки - рули виды транспорта; карточки к дидактической игре «Что было – что будет».
Содержание и методика проведения НОД
Дети сидят полукругом. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку и посадку детей. Затем вносит красивую коробку.
- В этой коробке волшебной
Много загадок и тайн,
А ну догадайся, попробуй!
Что же спрятано там?
В этой коробочке разные загадочки, а ленточкой я ее крепко завязала, потому что отгадки у моих загадок быстрые, шустрые - умчат быстрее ветра, и не догонишь.
Слушайте мою первую загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Для блестящих огонька. (Машина) Воспитатель достает машину
Беседа с детьми.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о транспорте.
Давайте вспомним виды транспорта.
- Ребята, как называется транспорт, который плавает по воде?
Ответы детей
- Как называется транспорт, который передвигается по земле?
Ответы детей
- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?
Ответы детей
Молодцы, правильно.
Поиграем в игру: «Назови правильно».
Правила игры:
Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы, поймав мяч, отвечаете и бросаете мяч мне обратно. Будьте внимательны.
- Назовите воздушный транспорт?
- Назовите наземный транспорт?
- Назовите водный транспорт?
- Молодцы, ребята правильно назвали.
- Ребята, какие виды машин мы знаем?
Вешает на доску соответствующие картинки
Ответы детей (грузовая, легковая, специального назначения).
- Какие виды поездов мы знаем?
Ответы детей (пассажирский, грузовой)
- Какие виды самолетов мы знаем?
Ответы детей (пассажирский, военный)
- Какие виды лодок мы знаем? (моторная, весельная, парусная, подводная)
- Назовите части машин? Показывают на машине.
Ответы детей (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, багажник, шины, мотор, сидение, педали, тормоз)
- Назовите части лодки?
Ответы детей (мачта, парус, весла)
- Назовите части самолета?
Ответы детей (крылья, мотор, хвост, салон, шасси, кабина пилота)
- Молодцы, ребята, я вижу, вы любите путешествовать и все знаете про транспорт. Мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху. А что же было в давние времена, на чем же люди ездили? Волшебная коробочка, подскажи.
- Раньше она была тыквой, а потом в ней Золушка поехала на бал.
(Достает из коробочки карету)
Вот на этой прекрасной карете мы отправимся в прошлое транспорта. Оказывается, давным-давно тоже был транспорт, и водный, и наземный и воздушный, может быть не такой удобный и быстрый, как современный, но все – таки очень красивый.
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.
С давних времен человек использовал для передвижения животных (лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов). А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза, но в гости или в театр в такой повозке не поедешь. Стал человек думать, чтобы изобрести легкое, быстрое. И тогда человек придумал карету. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры, высокие колеса, были фонари для освещения ночью, и местно для кучера.
Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, лошадь нужно было кормить и поить в дороге, а человек всегда торопился.
- А, что если мой конь будет железным? – подумал человек. Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек коня из металла, и назвал его автомобилями. Чтобы автолюбитель мог двигаться, человек придумал мотор и бензин. В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Посмотрите, какие они красивые. Ведет машину водитель с помощью руля. У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя, фары впереди освещают дорогу ночью.
Мы путешествовали с вами в историческое прошлое какого вида транспорта? (наземного транспорта)
Познакомит нас с другими предками современного транспорта писатель Сергей Михалков.
Презентация по произведению Сергея Михалкова
«От кареты до ракеты»
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век -
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин -
Мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Нас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать -
Смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были -
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год.
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год.
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это -
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
А вот и следующая загадка
Водитель в машине вцепился в него,
То влево, то вправо он крутит его.
А если уж в лоб его он нажмёт,
Тогда тот бедняга громко орёт.
(Руль)
Достает из коробки рули с изображениями транспортных средств.
Подвижная игра «Земля, воздух и вода»
А сейчас мы станем в круг и поиграем в игру «Земля, воздух и вода». Я вас превращу в различные транспортные средства. (Детям, ставшим в круг, раздаются рули с изображениями разных видов транспорта). Как и все в этом мире, каждый вид транспорта имеет свой звук. Как только вы услышите звук своего вида транспорта, тут же отправляйтесь в путь.
Звучат в записи звуки разных видов транспортных средств, всплеск волн, вой ветра и т. д. Дети, услышав звук, подходящий к их транспортному средству, пробегают по внешней стороне круга и возвращаются на место.
Воспитатель приглашает детей пройти за столы, проводится Дидактическая игра «Что было, что будет»
- перед вами карточки с различными видами транспорта. Вопросы к детям. Какой у тебя вид транспорта? Где передвигаются твои транспортные средства? На дорожке выложите из них ряд, слева направо, от самых первых, древних до современных видов транспортных средств.
В нашей волшебной коробочке осталась последняя загадка.
- Четыре брата по одной дороге бегут,
А друг друга не догонят.
Достает из коробочки колесо.
Почти у всех транспортных средств есть колеса –у автомобиля, паровоза, даже у самолета.
На полу раскладывается лист ватмана, на нем изображен рисунок дороги, берег моря, небо.
Ребята, в сказочной стране случилась беда – кто то заколдовал все транспортные средства и автомобили и кареты и грузовички и даже корабли и самолеты остались только изображения колес на земле на воде и на воздухе. Раскодуем наше быстрое царство веселой техники, сделаем транспортные средства видимыми.
Самостоятельная творческая деятельность детей. Рисование фломастерами силуэтов транспортных средств.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? - У меня есть тарелочка с волшебными магнитами. Если вам понравилось играть со мной- то возьмите зеленый магнит, а если кому-то было сложно – возьмите красный магнит.
Магниты выставляются на мольберт. (краткий опрос по занятию)
- Мне тоже понравилось сегодня играть с вами, а чтобы вы не забывали виды транспорта, вот вам красивые наклейки на память. (раздает наклейки)
Использованная литература и интернет - ресурсы.
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/20/konspekt-zanyatiya-dosuga-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-v-starshey
2. http://pochemu4ka.ru/
3. http://www.vsezagadki.ru/
4. http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/12/konstruirovanie_transport_dlya_puteshstviya.docx
5. http://www.myshared.ru/slide/453894/ - презентация
6. О. В. Дыбина «Что было до…» игры – путешествия в прошлое предметов. ТЦ «Сфера» Москва 2010г