Юлия Курашова
Конспект интегрированного занятия «Наши русские красавицы — матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Познакомить детей с русскими народными промыслами, с деревянной игрушкой – Матрешкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси.
Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- знакомство детей с русскими народными промыслами, в частности, с куклой Матрешкой;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Наши русские красавицы — матрешки“» размещена в разделах
- стимулирование познавательной активности, развитие интереса к игре с новой игрушкой;
- стимулирование коммуникативной активности;
- формирование стремления к самовыражению и самореализации средствами творческой деятельности;
- знакомство детей с литературой, приобщение к творчеству С. Я. Маршака, В. Д. Берестова;
- приобщение детей к эстетическим понятиям;
- приобщение детей к культуре родной страны.
2. Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к культуре родной страны;
-воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности;
- привитие любви и уважения к книге, к литературе.
3. Технические задачи:
- приобщение детей к творческой деятельности (создание аппликации с использованием материала);
- развитие умения аккуратно вырезать детали из материала и правильно располагать их на картинке;
- развитие у детей умения соблюдать границы предмета.
Задачи:
1. Познакомить детей с куклой Матрешкой.
2. Познакомить детей со стихами о Матрешке (С. Я. Маршак «Десять рассказов», В. Берестов «Матрешкины потешки»).
3. Продолжать развивать творческие способности, воображение фантазию.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Оборудование: куклы Матрешки, музыкальное сопровождение, книги со стихами С. Я. Маршака и В. Берестова, иллюстрации с изображением Матрешек, материал для аппликации (лоскутки от павловопосадских платков, бумага, ножницы, клей.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятие к нам придет гостья, но не простая, а необычная. Попробуйте угадать, кто это.
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Матрешка :
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас.
Дети. Здравствуй, матрешка!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая красивая и необычная гостья пришла к нам в гости. Это кукла с секретом. В ней прячутся веселые сестрички. Послушайте потешку:
Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, когда появилась кукла Матрешка, кто был ее прообразом, в каких городах ее делают. Мы с вами почитаем стихи про Матрешек, рассмотрим картинки и сами «сошьем» наряд для нашей гостьи.
Воспитатель показывает детям Матрешку, раскрывает ее и расставляет всех матрёшек на стол.
- А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
Появилась русская Матрешка более ста лет назад. Прообразом ее могли быть «писанки» - деревянные расписные пасхальные яйца. Другим прообразом стали японские ритуальные куклы, внутри которых помещалось еще несколько фигурок.
В конце 19 века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, нарисовал ей сарафан, платочек и петушка в руке. По преданию, кто-то увидел ее и сказал: «До чего же похожа на нашу Матрену!» С тех пор куклу стали звать Матрешкой.
Воспитатель: Дети, давайте внимательно рассмотрим матрешек (для просмотра предлагается несколько Матрешек).
Дети рассматривают их и описывают красивый наряд.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся Матрешка? Как думаете, сложно ее сделать? Расписать? Придумать узор для ее наряда?
Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева гладкую заготовку. Начинает мастер с самой маленькой куколки. Потом художник раскрасит их яркими красками. Изготавливают Матрешек мастера-игрушечники в Сергиевом Посаде, городах Полхов-Майдан и Семенов. Все они имеют отличительные особенности. Матрешки из г. Семенова обязательно изображаются с пышными букетами в руках, из Полхов-Майдана – нарядные и стройные. Есть Матрешки в виде богатырей, царей, зверей, есть крошечные и великаны.
Матрешка уже давно стала символом России. Иностранцы, приезжая к нам в страну, обязательно приобретают на память красавицу Матрешку.
Почему же нам так дорог образ Матрешки? Издавна на Руси сложилось уважительное отношение к женщине. Образ России, образ Родины невозможно представить без милого доброго образа женщины, матери. Ведь она – хранительница домашнего очага, продолжательница рода. Именно эта суть и воплощена в русской Матрешке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наших Матрешек, а я вам почитаю стихи. Слушайте внимательно, потом я вас спрошу, сколько кукол всего было.
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой –
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех. (С. Маршак. Десять рассказов)
Воспитатель: Ребята, сколько же кукол Матрешек вы смогли насчитать? (восемь)
После чтения стихотворения воспитатель предлагает детям подойти к столу, где лежат листочки с изображением матрешек, и предлагает рассмотреть их и нарядить. Ребята выбирают понравившуюся картинку и садятся за стол.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие красивые куколки лежат перед вами. Давайте украсим их, нарядим в красивые сарафаны и платочки. Для этого мы с вами возьмем шаблоны, наложим их на ткань, обведем, вырежем аккуратно и наклеим на нашу заготовку. Поработаем сегодня в роли модельера.
Дети приступают к работе.
Когда работы будут выполнены, воспитатель предлагает рассмотреть получившихся Матрешек и устроить показ мод. Каждый ребенок показывает свою работу и проходит по рядам, чтобы все смогли разглядеть красоту.
Вопитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые работы у вас получились. Все Матрешки – настоящие красавицы!