Светлана Кондратюк
Конспект интегрированного занятия «Лебедь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе
«Обитатель заповедника «Воронинский» - лебедь»
Программное содержание
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Речевое развитие;
Художествено-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель: Расширить знания детей о Государственном природном заповеднике «Воронинский и его обитателе – лебеде.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Лебедь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
образовательные:
расширять и систематизировать представление детей о заповеднике «Воронинский», озере «Рамза» и его обитателе – лебеде;
учить узнавать и различать лебедей по внешнему виду; различать оперение птиц.
побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
развивать наблюдательность, зрительное восприятие;
развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
воспитательные:
воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней;
формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Оборудование: видиозапись «Озеро Рамза», фото лебедей, фото «Виды заповедника «Воронинский» проектор, ноутбук, презентация «Заповедник «Воронинский», микроскопы, лупы (по количеству детей, баночка с водой, перья птиц, салфетки.
Предшествующая работа: Оформление выставки «Заповедник «Воронинский», рассматривание фотографий, открыток о заповеднике «Воронинский» и животных, занесенных в него, буклетов заповедника, чтение художественной литературы, изготовление макета озера Рамза, изготовление лебедей из подручного материла (скорлупки яиц) и пластилина.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Сегодня нас ждет удивительное приключение. Но сначала давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие «Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки –хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки – шлёп, шлёп, шлёп!
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте зубки – щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуйте гости! Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)
А на чем мы можем отправиться в путешествие. (Ответы детей) Совершенно верно – на автобусе, поезде, самолете, машине.
Я предлагаю вам сегодня отправится в удивительное путешествие. Вы согласны? (Ответы детей) Но для нашего путешествия нам не понадобится транспорт - ведь то место, куда я вас хочу привести совсем рядом. Это заповедник «Воронинский».
Основная часть
Ребята, а что же такое – заповедник и для чего он нужен? ( Ответы детей: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей)
Верно. Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, рядом с домом. Но есть такие, которых на земле осталось очень-очень мало. Их называют редкими. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии. Вот и в нашем Инжавинском районе и соседнем с нами Кирсановском много лет назад был создан заповедник. Как вы думаете, почему он получил такое название «Воронинский»? (Ответы детей) Вы совершенно правы, потому что он расположен рядом с нашей красавицей рекой Вороной.
Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких, давно исчезнувших видов животных, птиц, просветительская работа.
В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Вот сегодня мы отправимся на прогулку в наш заповедник, где много удивительных мест - это Святой родник Серафима Саровского, Барская гора, Бобровский утёс, Лысая гора, Ивовая роща, озеро Кипец и много других (Показ фото). Но сегодня мы остановимся на озере Рамза – это одно из красивейших мест заповедника.
Просмотр видеофильма «Озеро Рамза»
Воспитатель: Наверное вы обратили внимание какое это красивое озеро. Оно известно еще и тем, что здесь обитают удивительные птицы. Послушайте загадку и отгадайте, что за птица.
Загадка.
Эта птица горделива, Удивительно красива, И умна, храбра, сильна, И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
(детям демонстрируется картинка с изображением лебедя)
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете об этой красивой птице? (ответы детей)
Молодцы, я немного дополню ваши ответы. Лебедь – перелетная птица, которая возвращается с юга одной из самых первых, когда снег еще не сошел и лед не растаял. Возвращаясь, лебеди начинают строить себе большие гнезда из веточек, сучьев, камыша, а дно они выстилают более мягким материалом: сухими стеблями трав, мхом и даже перьями и пухом, которые сами у себя выщипывают (Показ видео с фотоловушки – лебедь строит гнездо). К середине лета они выводят птенцов. Живут лебеди семьями, как и люди. У лебедей можно поучиться дружбе! Потому что, если во время перелета кто – то из стаи заболел и не может лететь, то вся стая останавливается и выхаживает больного до его выздоровления.
Лебеди относятся к редким видам животных и занесены в Красную книгу. А еще про лебедей сложено много легенд, сказок и поверий. Так, например, давным-давно сибирский народ верил в то, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной обратно в лебедей. Вспомните, ребята, какие сказки вы знаете про этих удивительных птиц? (ответы детей).
Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть!
Физкультминутка «Лебеди»
(воспитатель зачитывает стихотворение, дети выполняют движение согласно теста)
Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей! (дети в воздухе руками рисуют большой круг)
Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)
Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)
Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)
И друг другу улыбнулись! (улыбаются)
Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба «)
Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)
Опустились на реке (присели на корточки)
И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)
Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)
Лебединый весь народ.
И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)
Снова мы взлетели в небо! (машут руками как крыльями)
Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму (снова беру «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну. (делаю ею два взмаха (
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей! (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Ребята мы знаем, что лебедь это птица. А чем птицы отличаются от других животных? (У птиц есть крылья, их тело покрыто перьями).
Правильно, ну зачем же им нужны перья? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам необходимо исследовать птичье перо. Предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию и провести различные опыты. Согласны? Отлично!
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на перья – они лежат у каждого из вас на тарелочке. Возьмите руки и рассмотрите их. Чем похожи перья друг на друга? ( ответы детей: в середине палочка, по бокам волосики).
Правильно, вы очень наблюдательны. В центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бороздок. У всех перьев одинаковое строение. Давайте повторим новые слова и запомним их. (Стержень, опахало).
Так какой мы с вами делаем вывод? Верно, у всех перьев одинаковое строение.
Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Точно, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.
Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на столе, они меньшего размера. Чем еще они отличаются от предыдущих больших перьев? ( Ответы детей: они легкие, пушистые). Все верно. Такие перья называют пуховыми, они нужны птицам для сохранения тепла. А где человек применяет пуховые перья? (В одежде, в подушках, в одеялах, в матрацах и т. д.).
Ребята, а какое перо легче, маховое или пуховое? Как проверим? ( Ответы детей: взвесить на весах, подкинуть вверх, подуть)
Конечно, нужно положить их рядом и дунуть. Давайте проведем этот опыт. Пуховое перо улетело дальше – ведь оно легче махового.
Так какой мы с вами можем сделать вывод? ( Ответы детей: Перья легкие, воздушные, поэтому называют их пуховыми).
Давайте внимательно рассмотрим большое птичье маховое перо на свет. Видите ли вы просветы между бороздками? ( Ответы детей: Нет). Рассмотрим с помощью луп (рассматривают с помощью луп). Действительно, они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?
Потому что между бороздками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Люди на основе пера придумали молнии для одежды и обуви. (Показ работы молнии).
Но иногда крючочки разъединяются, появляется брешь. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» эту брешь клювом, как замочком «молнии». Давайте рассмотрим эти соединения в микроскоп.
Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь», «Как с гуся вода». А можете объяснить, что они обозначают? (Ответы детей).
Тогда я вам предлагаю провести еще один опыт - Обмакнуть перья в воду и проверить, что с ними случиться. (Проводит опыт воспитатель)
Одно перо почти сухое, а другое намокло и слиплось.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей - Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду).
Верно. У всех водоплавающих птиц есть специальная железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не утонуть. Лебедь – водоплавающая птица, поэтому перо осталось сухим.
Так какой мы с вами можем сделать вывод? Правильно, перья водоплавающих птиц отталкивают воду, а другие впитывают.
Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях.
Сделаем вывод: Тело лебедя, как и всех птиц, покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бороздок. Перья очень легкие: большие, гладкие – маховые, маленькие, пушистые - пуховые, перья водоплавающих птиц отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!
Заключительная часть
Ребята, на предыдущем занятии мы свами конструировали лебедей из яичной скорлупы и пластилина. Все они получились просто замечательные, но тем не менее на мой взгляд в них что-то не хватает. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) Верно, не хватает перышек. Предлагаю вам это исправить.
Возьмите перышки и украсьте ими своих лебедей.
Посмотрите, сколько красивых лебедей у нас получилось. Молодцы ребята, постарались!
Но так как мы любим и охраняем природу и все живое в ней, нам надо своих лебедей выпустить на волю. То есть на озеро, где они будут жить, и плавать, радовать нас своей красотой. Давайте этих прекрасных птиц поселим на наше озеро.
Дети закрепляют лебедей на ранее приготовленный макет озера.
Рефлексия
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
Посмотрите, как красиво получилось, наши лебеди очень довольны и машут нам своими длинными шеями, говорят «Спасибо».
Ну я на память о нашем занятии хочу подарить вам небольшие сувениры нашего заповедника «Воронинский».
Вручение сувениров.